3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

ЭРФ

  • ERF
  • Сэндбеч/Миддлуич
  • Великобритания
  • 1933-
ЭРФ LK44, 1948 г.
ЭРФ 56GTS/KV, 6x2, 1959 г.
ЭРФ A/LV, 1966 г.
ЭРФ В38, 6x4, 1974 г.
ЭРФ С40, 8x4, 1983 г.
ЭРФ ЕС10,6x2, 1990 г.
ЭРФ ECX14.52ST Олимпик Соверейн, 6x2, 2000 г.
ЭРФ С16.8, 8x4, 1936г.
ЭРФ ЕС11.380ST Олимпик, 6x2, 1998 г.

ЭРФ - одна из самых молодых автомобильных фирм Великобритании и единственная национальная компания по производству средних и тяжелых грузовиков, которой удалось не только относительно благополучно пережить экономические потрясения, но и вплоть до середины 90-х гг. сохранить свою независимость.

В 1929 г. руководство британской компании "Фоден" (Foden) усиленно искало выход из кризисного состояния, в которое ее завели паровые грузовики, не имевшие уже никакого спроса на рынке. К этому времени Эдвин Ричард Фоден (Edwin Richard Foden, 1870-1950), младший сын основателя компании Эдвина Фодена, разработал проект автомобиля с дизельным двигателем, но консервативный совет директоров решил продолжать модернизацию паровиков. В 1930 г. Э. Р. Фоден покинул компанию, чтобы завершить работу над новой машиной. Тем временем на "Фо-дене" построили собственный дизельный грузовик, и конструктору не оставалось ничего иного, как 27 июля 1933 г. основать новую фирму. Она расположилась всего в 1,5 км от завода "Фодена" и сначала называлась "Э. Р. Фоден Лимитед" (Е. R. Foden Ltd.). Первые автомобили носили марку "Э. Р. Фоден". Затем они получили аббревиатуру ЭРФ, которая и стала названием самой фирмы.

Первые грузовые автомобили фирм ЭРФ и "Фоден" конструктивно были почти одинаковыми: на тех и других использовались дизельные моторы "Гарднер" (Gardner), идентичные шасси и схожие прямоугольные кабины над двигателем. Через три года "Фоден" существенно изменил внешность своих машин, но Э. Р. Фоден еще долгие годы оставался верен своим первым разработкам. В 1933 г. ЭРФ выпустил всего 14 двухосных 6-тонных машин "С1.4" (или "С14") с 4-цилиндровым дизелем (3541 см3, 65~68 л.с.), механической 4-сгупенчатой коробкой передач, червячной главной передачей, гидравлическим приводом тормозов с вакуумным усилителем. Через год последовали варианты с 5-сгупен-чатой коробкой и разной колесной базой. Первые грузовики ЭРФ имели успех, и вскоре началось производство 7-тонного варианта с 5-цилиндровым дизелем. В 1935 г. появился 5-тонный грузовик с мотором в 53 л.с. и тремя размерами колесной базы (2640, 3400, 3860 мм). Затем к ним добавились 2-осные седельные тягачи, а также 3- и 4-осные бортовые модификации "С12.6" и "С16.8" грузоподъемностью 12-16 т.

Послевоенное семейство ЭРФ состояло из 10 базовых шасси грузоподъемностью от 5,0 до 15,2 т с колесными формулами от 4x2 до 8x4 и базой 3900-5500 мм. Каждая модель получила собственный двузначный индекс, где первая цифра указывала на количество цилиндров двигателя, вторая - на число колес. На них использовались 4 дизеля "Гарднер" - 4-, 5-и 6-цилиндровые рабочим объемом 3,8~8,4 л и мощностью 57-112 л.с. Модернизированная первая модель имела грузоподъемность 5,0-7,5 т и носила обозначения "44", "54" и "64". В исполнении "LK44" она находилась в производстве до 1955 г. Новинкой была 10-тонная машина "56TS" (6x2) с двумя передними управляемыми мостами, а замыкало программу шасси "68Е" (8x4) с мотором в 112 л.с. и грузовой платформой длиной 6 м. Все машины получили хромированную облицовку радиатора, которая повторяла изогнутую форму передней панели кабины с вмонтированными в нее фарами и пониженным расположением нижних кромок лобового стекла.

В 1952 г. вся гамма ЭРФ полностью изменилась. Впервые на грузовиках появилась новая кабина "KV" обтекаемой формы с лобовыми стеклами, заходившими на боковины, крупными фарами, встроенными в нижнюю часть передней панели, и специфической хромированной овальной облицовкой. Это сразу же привлекало внимание к продукции ЭРФ, которая выгодно выделялась среди машин конкурентов. С технической точки зрения новые автомобили ^грузоподъемностью 5~16 т, известные под индексом "G", стали продолжателями прежних традиций. Двухосные модели "44G" и "54G" по-прежнему оснащались дизелями "Гарднер" мощностью 75 и 94 л.с., но 3- и 4-осные варианты "66G" и "68G" получили 6-цилиндровые моторы "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce) в 150 л.с. С 1954 г. на них использовалась двойная главная передача. В 1958 г. кабина получила 4 фары и хромированный бампер, а программа пополнилась моделью "56GTS" (6x2) с двумя передними управляемыми мостами, 5-ступенча-той коробкой и вакуумным усилителем гидропривода тормозов. С 1958 г. небольшими партиями выпускались самосвалы "54G" и "64G" (94-150 л.с.) полной массой 15 т с одноместной кабиной.

В 1962 г. началось производство серии "А" с кабиной "LV" на стальном каркасе с облицовкой из стеклопластика, четырьмя фарами и прямоугольной передней облицовкой. Она не была столь экстравагантной и привлекательной, как предыдущая, но считалась современной. Серия состояла из того же набора шасси грузоподъемностью 6~18 т с дизелями "Гарднер", "Перкинс" (Perkins), "Роллс-Ройс" или "Камминс" (Cummins), разными коробками передач и размерами колесной базы. С 1962 г. выпускался седельный тягач для работы в составе автопоездов полной массой 32 т, возросшей впоследствии до 42 т. В 1970 г. началось производство обновленной серии "А" с новой еще более простой цельнометаллической кабиной фирмы "Мотор Пэнелз" (Motor Panels), которая с изменениями применялась также на грузовиках "Седдон" (Seddon), "Скаммелл" (Scammell) и "Гай" (Guy).

В 1974 г. была представлена достаточно известная и удачная серия "В" с короткой откидывающейся цельнометаллической кабиной "Мотор Пэнелз". Эта гамма также включала 2-, 3- и 4-осные одиночные модели и седельные тягачи для автопоездов полной массой 36-42 т, рассчитанные на трассы континентальной Европы. Специально для них в 1973 г. фирма ЭРФ самостоятельно разработала кабину "SP" со стеклопластиковой обшивкой на стальном каркасе и спальным местом, на которую она давала гарантию от сквозной коррозии до 8 лет. На автомобилях использовались 8-цилиндровые моторы "Гарднер" (236 л.с.) или б-цилиндровые "Камминс" с турбонаддувом (274-324 л.с.), 6-ступенчатые коробки передач "Дэвид Браун" (David Brown) или 9-ступенчатые "Фуллер" (Fuller), задние ведущие мосты "Киркстолл" (Kirkstall) и двойные главные передачи. По заказу устанавливались 13-ступенчатые коробки "Фуллер", блокировка дифференциалов, тормоз-замедлитель и планетарные колесные редукторы. С этого времени ЭРФ окончательно перешла в разряд фирм, собиравших свои машины только из агрегатов и деталей других производителей. Сама она изготовляла только рамы и кабины.

В 1978 г. на основе серии "В" была разработана "малая" гамма низкорамных 2-осных грузовиков "М16" полной массой 16 т для местных и городских перевозок. На них применялась та же кабина, дизельные двигатели "Гарднер" или "Дорман" (Dorman) и 6-ступенчатые коробки передач ЦФ (ZF). В 1983-86 гг. выпускалось второе поколение серии "М" со 140-сильным мотором "Перкинс" с турбонаддувом.

В 1981 г. на смену серии "В" пришла гамма "С" с немного измененной кабиной "SP" и агрегатами других фирм. Ее основой стали магистральные седельные тягачи "С28" и "С36" (4x2), оборудованные 223-сильным дизелем "Гарднер", 9- или 13-ступен-чатыми коробками передач "Фуллер" или "Спайсер" (Spi-сег), ведущими мостами "Року-элл" (Rockwell). Шасси и тягачи "С40" и "С57" (6x2, 6x4 или 8x4) оснащались моторами "Камминс" с турбонаддувом (332 л.с.), 9-сгупенчатой коробкой "Итон" (Eaton), мостами "Киркстолл" и были рассчитаны для работы на строительстве и перевозки особо тяжелых грузов в составе автопоездов полной массой до 100 т.

С 1986 г. ЭРФ выпускал серию "Е" с полной массой одиночного автомобиля 17,0-30,5 т и автопоезда - до 200 т. Основой этой гаммы стали грузовики и седельные тягачи "ЕС10" и "ЕС12", у которых буквенный индекс включал марку кабины, а цифровой указывал на округленный рабочий объем двигателя. На автомобилях предполагалось использовать 25 разных дизелей мощностью 197-520 л.с., однако основными стали 6-цилиндровый 10-литровый дизель Камминс L" и 12,4-литровый мотор "Перкинс Игл" (Perkins Eagle).

В 1990-93 гг. эта серия получила дальнейшее развитие в виде обширной унифицированной гаммы "ES/EC" с колесными формулами от 4x2 до 8x4. Простая 2-местная кабина "ES" была создана в 1990 г. на основе конструкции австрийской фирмы "Штайр" (Steyr) и предназначалась для машин, работающих на коротких маршрутах. На грузовиках модельного ряда "ES/EC6" использовался 6-литровый мотор "Камминс" серии "В", на "ES/EC8" - двигатель "С" рабочим объемом 8,3 л. Новые модели "ECU" и "ЕС14" получили 10,8- и 14-литровые дизели "Камминс" серий "М" и "N" соответственно, причем последний был приспособлен для работы на сжатом природном газе. Кабина "ЕС" с пластиковой облицовкой выпускалась в коротком и удлиненном вариантах, а также в исполнении "Олимпик" (Olympic) для дальних перевозок с двумя спальными местами.

Покупателю предлагалась также широкая гамма других агрегатов, в том числе 1- или 2-дисковые сцепления с керамическими фрикционными накладками, несколько типов механических и автоматических коробок передач с числом ступеней от 4 до 16, различные виды подвесок, ведущих и управляемых мостов, несколько вариантов рам и размеров колесной базы. На автомобилях для коммунальных служб чаще всего применялись газовые двигатели, автоматические коробки передач, упрощенные рессорные или пневматические подвески, демультипликаторы и валы отбора мощности, короткие кабины пониженного расположения, установленные спереди двигателя. С 1997 г. выпускался магистральный тягач "EC11.380ST" (4x2) с более вместительной кабиной "Олимпик" с бортовым компьютером и улучшенной звукоизоляцией.

В 1996 г. последний независимый британский изготовитель средних и тяжелых грузовиков ЭРФ был куплен канадской компанией "Вестерн Стар" (Western Star), резко изменившей сложившийся путь развития фирмы. В ее обязанности теперь входили распространение через свою торговую сеть под маркой "ЭРФ ЕР" турецких грузовиков "Би-Эм-Си Профэшнл" (ВМС Professional) и сборка легких японских автомобилей "Исудзу" (Isuzu). В свою очередь, компания "Вестерн Стар" использовала кабину "ЕС" на грузовиках, собиравшихся ее филиалами. Наконец, в августе 1999 г. все производство ЭРФ было переведено из Сэндбеча на новый завод в Миддлуиче. В феврале 2000 г. фирму ЭРФ приобрела компания МАИ (MAN) за 340 млн. немецких марок. Всего через полгода после этого, в августе 2000 г., фирма ЭРФ объявила о создании двух новых серий тяжелых машин 4x2 и 6x2. Первая "ECS" оснащалась чуть измененной немецкой стальной кабиной от грузовиков "М2000", вторая "ЕСХ" получила обновленную наиболее комфортабельную спальную кабину "SMC" или "Олимпик Соверейн" (Olympic Sovereign) на стальном каркасе со стеклопластиковой облицовкой. Новые автомобили комплектуются дизелями "Камминс" мощностью до 525 л.с., коробками передач "Итон" или ЦФ, задней пневматической подвеской и дисковыми тормозами на всех колесах. В начале XXI века ЭРФ остается одним из крупнейших британских изготовителей грузовых машин с персоналом в 900 человек, ежегодным объемом производства 3~4 тыс. автомобилей и массой технических и финансовых проблем.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru