Основой ныне всемирно известной автомобильной корпорации "Ниссан" был "Нисхон Саньё" (Nishon Sangyo) из Иокогамы — один из созданных в начале 30-х гг. японских картелей, призванных сплотить разрозненные силы небольших фирм. Поначалу он занимался изготовлением химических продуктов, литейным производством и строительством. 26 декабря 1934 г. он присоединил к себе металлургическую компанию "Тобата" (Tobata), получив заодно и принадлежавшую ей фирму "ДАТ Дзидося Сейдзо" (DAT Jidosha Seizo), выпускавшую легковые автомобили и пикапы марки "Датсан" (Datsun). Новый картель был переименован в "Ниссан Дзидося Кайся" (Nissan Jidosha Kaisha) и приступил к производству автомобилей марки "Ниссан", которая являлась сокращением его прежнего полного наименования. С 1937 г. выпускался 1,5-тонный грузовик "Ниссан-80" классической компоновки с 6-цилиндровым мотором (3,7 л, 69 л.с.).
С 1941 г. его 2,5-тонный вариант "Ниссан-180" поступал в японскую армию. В ноябре 1945 г. производство моделей возобновилось, но уже для американских оккупационных частей. В 1946-53 гг. было продолжено изготовление обновленных довоенных пикапов "Датсан-1121" и "3135". При поставке на экспорт они предлагались под маркой "Ниссан".
Дальнейшее развитие компании "Ниссан" было связано с организацией массового производства легковых автомобилей. Грузовики постепенно становились второстепенной продукцией. В конце концов фирма превратилась в крупного изготовителя пикапов и небольших развозных машин, предоставив заботы о создании остальных грузовиков своему отделению "Ниссан Дизель" (Nissan Diesel).
С 50-х гг. важным направлением деятельности "Ниссана" стал выпуск пикапов на базе легковых автомобилей марки "Датсан", а также 1-тонных машин на универсальном полноприводном шасси "Пэтрол" (Patrol) 4x4. В конце 50-х гг. основу грузовой программы "Ниссана" составляли многочисленные варианты грузовиков серии "Юниор" (Junior) с цельнометаллическими кузовами грузоподъемностью 1,2-2,0 т (полная масса -до 4 т), известные также как "Кэблайт" (Cablight) и "Кэболл" (Caball). Они предлагались в ка-потных или бескапотных вариантах с 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями (988-1489 см3, 34-57 л.с), 4-ступенчатой коробкой передач и рессорной подвеской. Под маркой "Ниссан" продолжалось мелкосерийное изготовление 5- и 6-тонных грузовиков "М-582" и "G-680" с 4-цилиндровым дизелем (5,8 л, 110 л.с.) и 6-цилиндровым бензиновым двигателем в 125 л.с. Последняя модель комплектовалась также 3-цилиндровым 2-тактным дизелем фирмы "Минеей" (Minsei), которая в 1960 г. стала грузовым отделением "Ниссан Дизель". С декабря 1957 г. сборка автомобилей "Ниссан" впервые началась за границей — на тайваньской фирме "Ю Лунг" (Yue Loong) из Тайбея.
В 60-е гг. компания "Ниссан" заметно усилила свое положение, приобретя ряд других японских автомобильных фирм. Программа легких грузовых машин включала обновленную серию "Юниор" с 2-литровым бензиновым мотором в 92 л.с., а также новые грузовики "Эхо" (Echo) и "Клиппер" (Clipper) полной массой 2,4-6,5 т. Сначала их собирали на бывшей фирме "Курогане" (Kurogane), а затем передали отделению "Ниссан Дизель". К 1969 г. общее производство пикапов достигло 1 млн. штук. В 1973 г. на основе серии "Юниор" была создана новая бескапотная гамма "Кэбстар" (Cabstar), предлагавшаяся поначалу под маркой "Датсан". В1975 г. на шасси "Кэболл" началось производство полукапотных грузовиков "Хоумер" (Homer), послуживших прообразом будущей серии "Атлас" (Atlas). В 1977 г. появился первый фургон на легковом шасси "Санни" (Sunny), ставший впоследствии одним из наиболее популярных в странах Азии. Программу замыкал последний обычный грузовик "Ниссан" - 4,5-тонная капотная модель "G-780". В те годы сборка таких машин была налажена в Таиланде, Малайзии, Индии, Мексике, на Тайване и Филиппинах.
1980 г. ознаменовался созданием новой серии легких фургонов "Урвэн" (Urvan) полной массой 2,8 т, носивших в Японии название "Хоуми" (Ноту). Они предлагались в различных исполнениях с колесной базой 2375 и 2645 мм, 4-цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями (2,0-2,5 л, 75-101 л.с.), 4- или 5-ступенчатой коробкой передач, передними дисковыми тормозами и независимой торсионной подвеской сдатчиком нагрузки. Через пять лет появилась облегченная гамма фургонов "Вэнетт" (Vanette) полной массой около 2 т и колесной базой 2150 мм, на которых применялись двигатели рабочим объемом 1,2-2,0 л (52-70 л.с.). С 1985 г. выпускалось новое поколение пикапов, незамысловато называвшихся "Пикап" (Pickup). Они предлагались в вариантах 4x2 или 4x4 с тремя типами кабин и разными силовыми агрегатами. Наконец, в сентябре 1987 г. появилась серия "Кэбстар" полной массой 3,5 т, известная в Японии как "Атлас". На ней применялись бензиновые и дизельные двигатели (2,0-2,7 л, 75-90 л.с.), 5-сгупенчатая коробка передач и рессорная подвеска. Помимо внедрения многочисленных технических новинок, в 80-е гг. "Ниссан" добился большого успеха на зарубежных рынках. В 1987 г. ему удалось прочно обосноваться в Западной Европе, став полноправным владельцем испанской фирмы "Эбро" (Ebro) и превратив ее в свой филиал "Ниссан Мотор Иберика" (Nissan Motor Iberica). Сначала туда перенесли сборку серии "Вэнетт", а затем наладили практически независимое производство новых легких фургонов и серии грузовых автомобилей. В США сборка пикапов была организована в 1983 г., в Новой Зеландии - в 1986 г.
В 90-е гг. в грузовой программе головного предприятия "Ниссан" в местечке Фукуока остались лишь пикапы и развозные фургоны. На шасси "Санни" продолжается выпуск легкого фургона вместимостью 2,8 м3 и грузоподъемностью 590 кг, известного в разных странах как "Кьюбик" (Q-bic или Cubic). В 1993 г. он был удостоен титула "фургон года". Обширная гамма пикапов с полезной нагрузкой 1,0-1,2 т предлагается с различными двигателями мощностью 76-125 л.с., механической 5-ступенчатой коробкой передач, передней независимой подвеской и дисковыми тормозами с АБС. На них устанавливаются три типа кабин: стандартная 3-местная, удлиненная 4-местная "Кинг Кэб" (King Cab) и двойная "Дабл Кэб" (Double Cab) на 5~6 мест. Максимальная скорость достигает 150 км/ч. Для экспорта в США их оснащают 3-литровым бензиновым двигателем V6 в 155 л.с. Американский филиал выпускает такой пикап под названием "Трак" (Truck) с 4-цилиндровым бензиновым двигателем с впрыском топлива (134 л.с.), автоматической 4-ступенчатой коробкой, гидроусилителем рулевого механизма, АБС и надувными подушками безопасности. С 1998 г. изменен внешний вид всех пикапов.
Бесчисленные варианты фургона "Урвэн" с кузовами вместимостью 5,8~8,5 м позволяют перевозить грузы массой 600-1250 кг или до 15 пассажиров. Базовыми являются 4-цилиндровые бензиновый двигатель (1952 см3, 87 л.с.) и 2,5-литровый дизель в 80 л.с. Для местного рынка его аналог "Каравэн" (Caravan) предлагается с дизелем (3,2 л, 100 л.с.). Максимальная скорость составляет 130-135 км/ч. С 1999 г. в программу вновь включены легкие фургоны и цельнометаллические пикапы "Вэнетт" с колесной базой 2220 мм, аналогичные автомобилям "Мицуби-си Делика" (Mitsubishi Delica) и известные в других странах как "L300". Они имеют полную массу 2,2"2,6 т, двигатели мощностью 79~90 л.с., механическую или автоматическую коробку передач. Современную программу грузовых машин "Ниссан" завершает серия "Атлас" полной массой 3,1-6,7 т, которая предлагается с пятью двигателями (105-155 л.с.), механической или автоматической коробкой передач, с несколькими размерами кабин и колесной базы (2515-3365 мм). Легкие фургоны и пикапы марки "Ниссан" выпускаются также на базе легковых автомобилей "Седрик" (Cedric), "Глория" (Gloria), "Авенир" (Avenir), "Примера" (Primera) и полноприводных шасси "Пэтрол", известных в Японии как "Сафари" (Safari).
В конце 90-х гг. положение компании "Ниссан" пошатнулось. 27 марта 1999 г. 36,8% ее акций были проданы французскому концерну "Рено" (Renault).
3W.SU ©® 2015