Фирма "Ситроен" известна большим количеством оригинальных технических решений в области легковых автомобилей. Все достижения в этой области можно отнести и к небольшим грузовикам и фургонам этой марки. Что же касается более крупных грузовых машин, то здесь завоевания "Ситроена" намного скромнее.
Одну из самых молодых автомобильных фирм Франции основал в 1919 г. легендарный Андрэ Ситроен (Andre Citroen, 1878~1935), пятый ребенок в многодетной семье голландского купца польского происхождения, жившего в Париже. В первые годы XX века А. Ситроен открыл свою собственную фирму по производству косозубых шестерен, которые назывались шевронными. Позднее пара шевронных зубьев стала эмблемой автомобилей "Ситроен". В годы первой мировой войны Ситроен купил в США самое совершенное оборудование и наладил массовое изготовление артиллерийских снарядов. После войны он переоборудовал завод под серийное производство автомобилей. 4 июня 1919 г. была изготовлена первая легкая машина "Ситроен А" с 4-цилин-дровым мотором (1327 см3, 18 л.с.), которая вскоре стала первым европейским серийным легковым автомобилем, а также первой в мире легкой машиной с электрическим освещением. Уже в первых партиях моделей "А" имелись варианты с кузовами фургон и пикап. В апреле 1921 г. Ситроен начал производство улучшенной модели "В2" с 1,5-литровым мотором в 20 л.с. и ее исполнений для перевозки почты. С тех пор почти каждая легковая машина "Ситроен" предлагалась в грузовых вариантах. Наиболее ходовыми для этих целей стали модели конца 20-х и начала 30-х гг.: "В12" (1452 см3, 20 л.с.), "В14" (1538 см3, 22 л.с.), 4-цилиндровая серия "С4" (1628 см3, 30 л.с.) и 6-цилиндровая "С6" (2442 см3, 45 л.с.). На базе первой в 1929 г. появились грузовики с полезной нагрузкой 1,5 т, а вторая через два года стала основой бортовой 2-тонной машины и седельного тягача для автопоездов полной. массой до 7,8 т следующим легковым автомобилем, более известным как легкий фургон, стала модель "11UD" классической компоновки. В1937 г. это был один из первых в мире легких грузовиков с дизельным двигателем — вих-рекамерным 40-сильным рабочим объемом 1766 см3 с головкой блока "Рикардо" (Ricardo).
С 1921 по 1940 г. фирма специализировалась на грузопассажирских полугусеничных автомобилях-тягачах с движителем инженера Адольфа Кегресса (Adolphe Kegresse), изобретенным им во время службы шофером в гараже российского императора Николая II. Наиболее известными из них стали машины "Р17" и "Р21", построенные на легковых шасси "C4F" и "C6F" с двигателями мощностью 30 и 45 л.с. В 1931-32 гг. автомобили совершили так называемый "Желтый пробег" по странам Азии.
Став одной из ведущих в мире автомобильных компаний, в 1933 г. "Ситроен" приступила к производству капотных автомобилей серий "29" и "45" грузоподъемностью соответственно 2,9 и 4,5 т. Специально для них были разработаны рядный 6-цилиндровый бензиновый верхнеклапанный двигатель (4580 см3, 73 л.с.) и 4-ступенча-тая коробка передач. В 1935 г. появилась самая легкая и наиболее популярная модель "23U" грузоподъемностью -1,5-1,8 т с 4-цилиндровым мотором (1911 см3, 42 л.с.) от легендарного переднейриводного легкового автомобиля "7CV". Она выпускалась также в газогенераторном исполнении "23UG". Грузовики полной массой 3,5-7,6 т предлагались с тремя размерами колесной базы и оснащались всевозможными кузовами от самосвала до 30-местного автобуса. В годы войны выпускалась усиленная серия "23R" полной массой 4 т, ставшая основой послевоенной гаммы.
Первый мирный год начался с производства нового варианта 4,5-тонной серии "P45U" со старым бензиновым мотором. В 1948 г. на его основе разработали дизель с тем же рабочим объемом 4580 см3, который установили на модель "45UAD1". Замена явно устаревшей довоенной серии "23" началась только в 1953 г. Тогда выпустили 3-тонную модель "U23" с новой цельнометаллической кабиной. Дизайн этих машин в то время отличался оригинальностью. Например, фары были встроены в обрамление радиатора. Самыми же красивыми были признаны компактные модели "U23.35" и "1123.50" полукапот-ной компоновки грузоподъемностью 3,5 и 5,0 т, появившиеся в 1958 г. и выпускавшиеся более 10 лет. Все автомобили серии "23" оснащались наиболее известным в то время 4-цилинд-ровым бензиновым двигателем (1911 см3, 50 л.с.), который широко применялся на большинстве легковых машин. Некоторые исполнения получили дизели "Перкинс" (Perkins) мощностью 61~б4 л.с. На все машины устанавливали 1-дисковое сухое сцепление, 4- или 5-ступенчатые коробки передач, рессорную подвеску, гидропривод тормозов (на 5-тонных моделях - с вакуумным усилителем). Их шасси с колесной базой 3750 мм служили для установки кузовов с полезной длиной около б м и вместимостью до 10,3 м3. Скорость составляла 80 км/ч.
С 1953 г. выпускалась более тяжелая 5-тонная серия "55" полной массой 9,3 тс 6-цилиндровыми двигателями в двух исполнениях — "55U" со старым 4,6-литровым бензиновым мотором в 73 л.с. (позаказу — 90 л.с.) или "55UDI" с новым верхнеклапанным дизелем "Р38" (5138 см3, 76 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. База составляла 3600,4600 или 5330 мм. Максимальная скорость достигала 75 км/ч, расход топлива - 21 л на 100 км. Фирма "Синпар" (Sinpar) переделывала эти машины в полноприводные 86-сильные варианты 4x4 с 2-ступенчатой раздаточной коробкой. В1955 г. появилась промежуточная серия "46", которая также известна в многочисленных исполнениях с 90-сильным бензиновым двигателем "46IE" или дизельными "46DI", а также в вариантах "46CDU" (4x4). Позднее к ним добавились грузовые автомобили серии "60", унифицированные с гаммой "55".
Между тем, с появлением в 1949 г. легендарного микролитражного легкового автомобиля "2CV" с 2-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения, известного как "Дё-шво", на его базе постоянно выпускались легкие фургоны и пикапы грузоподъемностью 250 кг, которые модернизировались так же регулярно, как и их базовые шасси. Первые образцы с 375-кубовым мотором назывались "250К", а более поздние, оснащенные 12-сильным двигателем в 425 см3, с 1955 г. обозначались "2CV AZU". Все они получили легкие утилитарные кузова с рифлеными боковинами и от базовой модели унаследовали самые оригинальные технические особенности: 4-ступенчатая синхронизированная коробка без прямой передачи, несущее штампованное основание из листовой стали, независимая подвеска всех колес на продольных качающихся рычагах с гидроамортизаторами и горизонтальными пружинами, связанными с каждой парой рычагов левой или правой сторон. Автомобиль с грузом весил 750 кг, развивал максимальную скорость 78 км/ч и расходовал всего 5~6 л топлива на 100 км.
В 1947 г. появился развозной фургон серии "Н" конструкции инженера Франшисэ (Franchiset). Он имел подчеркнуто функциональную внешность, к которой в то время склонялись дизайнеры "Ситроена". Автомобиль выделялся низким коробчатым кузовом с широкими рифлеными панелями, небольшими колесами и тупым "носом" с фарами, укрепленными на его скошенных боковинах. Вместе с тем, неуклюжая с виду машина на практике оказалась очень удобной при эксплуатации в самых стесненных городских условиях. С технической точки зрения это был передне-приводный автомобиль со штампованным несущим основанием, пружинной подвеской всех колес с гидроамортизаторами (передняя - независимая). Его основой стал разработанный в 1939 г. переднеприводный фургон "TUB" грузоподъемностью 850 кг. В свою очередь его базой послужило шасси популярного легкового автомобиля "7CV/ 11CV". Послевоенная версия "Н" предлагалась в двух исполнениях "HZ" и "HY" грузоподъемностью соответственно 850 и 1200 кг (полная масса - 2,3 и 2,9 т) с 1,9-литровым бензиновым мотором мощностью 50 л.с. иЗ-ступенча-той синхронизированной коробкой передач. Кроме стандартного фургона вместимо-стью7,3 м3, автомобили предлагались также с открытым цельнометаллическим кузовом, как санитарные, полицейские, пожарные и туристские автомобили. Имелись и другие исполнения. Стандартная колесная база составляла 2515 мм, длина - 4260 мм, высота - 2300 мм, погрузочная высота - 400 мм. Автомобили с разными моторами развивали максимальную скорость 78~88 км/ч. Они выпускались практически без изменений 34 года — до декабря 1981 г., установив рекорд продолжительности изготовления машин такого класса. Всего их сделали 490 тыс. штук.
В конце 50-х гг. спрос на грузовые автомобили "Ситроена" начал постепенно падать, поэтому с 1958 г. все предыдущие базовые серии по очереди получили новую более скромную кабину с коротким капотом, разработанную кузовной фирмой "Юлье" (Heuliez) и напоминавшую прежний стиль капотных серий. Одновременно из программы исключили бензиновые варианты. В течение трех лет дизельные исполнения "46DI", "46CDU", "55DI" и "60DI",. а также их новые варианты "47DI", "48IE" и "49IE" получили усовершенствованные кабины, мощность двигателей моделей возросла до 90~95 л.с. Новые кабины не принесли "ситроенам" коммерческого успеха, и 9 октября 1965 г. на эспланаде Трокадеро близ Эйфелевой башни дизайнеры "Ситроена" представили свою очередную работу — кабину над двигателем с выдающимся вперед острым овалооб-разным срезом, с глубокими "впадинами" по бокам от облицовки радиатора и четырьмя фарами, вынесенными в отдельные блоки. Ее разработал один из самых почитаемых на "Ситроене" дизайнеров Фламинио Бертони (Flaminio Bertoni), создавший форму легковых машин "2CV" и "DS".
Производство началось с серии полной массой 3,5-8,5 т, состоявшей из нескольких моделей, имевших соответствующие обозначения — "350", "450", "480" и так далее до "850", включая варианты 4x4 и с двойной кабиной. Но и эта серия потерпела коммерческий крах. С большим опозданием на "Ситроене" попытались внедрить новую серию "К" со скромной кабиной "Клуб" (Club). Серия включала многочисленные варианты от модели "180К" до "480К". Однако выпускать их уже не пришлось. Потерпев ряд технических и коммерческих неудач, руководство фирмы решило отказаться от грузовиков, полностью переключившись на легковые автомобили. В 1967 г. производство серии "К" было перенесено на завод "Берлие" (Berliet) в Венис-сьё под Лионом. В кооперации с этой фирмой дела пошли лучше и в 1969 г. изготовили 4500 машин серии "К", носивших марки "Берлие" и "Ситроен". В 1974 г. "Берлие" полностью выкупил грузовое отделение "Ситроена", а еще через четыре года они вместе влились в группу "Рено" (Renault). В1975 г. завод "Ситроена" в Париже был закрыт, а фирма переехала в помещения нового предприятия в Нейи, где грузовые машины уже не выпускались.
В 1976 г. вечные конкуренты "Ситроен" и "Пежо" (Peugeot) объединились в группу PSA, которая продолжала тесно сотрудничать с концерном ФИАТ. В результате в 1981 г. появились первые плоды их совместной работы -легкий фургон "С25" полу-капотной компоновки грузоподъемностью 800-1800 кг и идентичные ему "Пежо J5" и итальянский "ФИАТ Дукато" (Ducato). Они отличались только названиями, комплектацией, отдельными деталями и выпускались на построенном в итальянском местечке Валь ди Сангро совместном заводе, названном "Европейское общество легких автомобилей" (Societe Euro-peennedeVehicules Legers), сокращенно СЕВЭЛ (SEVEL). В 80-е гг. "С25" предлагался с четырьмя типами бензиновых и дизельных моторов рабочим объемом 1,8-2,5 л мощностью 69~75 л.с. (с турбонаддувом 2,5-литровый дизель развивал 95л.с), с4- или 5-ступенчатыми коробками передач, передними* дисковыми тормозами и независимой рычажно-пружинной подвеской, колесной базой 2923 или 3653 мм, а также в варианте 4x4. По заказу рулевой механизм оснащался гидроусилителем. Вместимость фургона находилась в пределах 6,5-10,2 м3. Очень популярным оказался легкий переднепривод-ный фургон "С15" грузоподъемностью 700 кг, созданный в 1985 г. на базе легковой модели "Виза" (Visa) и собиравшийся на испанском заводе в Виго. Его полная масса составляла 1,5-1,7т, вместимость грузового отсека - 2,7 м3. "С15" выпускается с небольшими изменениями до сих пор и имеет на выбор бензиновый двигатель (1,4 л, 60 л.с.) или дизель (1,8 л, 75 л.с.). Активная деятельность "Ситроена" в области грузовиков полной массой до 3,5 т позволила фирме в 1991 г. довести свою долю - а французском рынке до 16%, выйдя на первое место в этом секторе.
Дальнейшие работы "Ситроена" тесно связаны с деятельностью партнеров "Пежо" и ФИАТ. Выпускающиеся ими до настоящего времени легкие фургоны максимально унифицированы между собой, отличаясь лишь комплектацией, облицовкой интерьера и кузова. С 1994 г. выпускается самый крупный в программе "Ситроена" фургон "Джампер" (Jumper) полной массой 2,7~3,5 т, заменивший модель "С25" и аналогичный "Пежо Боксер" (Boxer) и "ФИАТ Дукато". В 1996 г. заводы PSA в Испании и Португалии начали выпуск грузопассажирского автомобиля "Берлэнго" (Berlingo) полной массой до 2 т, идентичного "Пежо Партнер" (Partner). В 1997 г. "Берлэнго" был удостоен титула "Фургон года". В 1995 г. во французском местечке Лье Сэнт-Аманд закончилось строительство второго "северного" завода СЕВЭЛ (SEVEL Nord), где начался массовый выпуск грузовой гаммы полной массой до 2,5 т, состоявшей из идентичных фургонов "Ситроен Джампи" (Jumpy), "Пежо Эксперт" (Expert) и "ФИАТ Скудо" (Scudo). По давней традиции на базе большинства серийных легковых машин "Ситроен" предлагает многочисленные исполнения "Антреприз" (Entre-prise) с кузовом фургон.
3W.SU ©® 2015