|
|
||
|
Вторая по величине швейца екая фирма по произведет грузовых автомобилей "Берн обязана своим сравнителы долгим существованием изве< ной компании "Заурер" (Saure филиалом которой она явл лась ровно 50 лет. Самостс тельная работа началась в 1905 когда Йозеф Висе (Joseph Wy; основал в Берне небольшую а томобильную мастерскую "Бе на" и решил выпускать прость мощные и надежные грузови для альпийских горных дор< С первых же лет финансовое положение было вполне стабил ным, что позволило ей приобр сти фирму "Франц Брозинч вич" (Franz Brozincevic). В 1910-е программа компании "Берн состояла из четырех моделей "А", "В", "С" и "D" грузоподъемностью 2-5 т с 4-цилиндровыми двигателями мощностью 2( 40 л.с. и 4-ступенчатыми коро ками передач. В зависимости модели, они имели дисковое или конусное сцепление, ка данный или цепной привс К особенностям конструкции следует отнести моноблочш двигатели, систему принуд тельной смазки узлов шасс применение шариковых по, шипников, кованую раму хромомолибденовой стал. Первые же грузовики "Берн отличались высоким качестве и принесли фирме широкую известность. Еще до первой мировой войны "Берна" начала их экспорт в страны Европы, в том числе Россию. В военное время она стала известной своими тяжелыми армейскими тягачами "Р4" (4x4).
По окончании первой мировой войны "Берна" начала испытывать определенные трудности, но уже в 1928 г., одной из первых в Европе, начала выпуск 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей по лицензии немецкой фирмы "Дойц" (Deutz). Но на следующий год крупнейшая в Швейцарии автомобильная компания "Заурер" приобрела фирму "Берна". В первое время она продолжала изготовление автомобилей с собственными двигателями, в том числе легкие почтовые фургоны и средние грузовики, короткобазные и специальные тягачи для работы в составе автопоездов полной массой до 50 т, автобусные шасси. Полное слияние фирм произошло в 1939 г., когда "Заурер" передал фирме "Берна" производство грузовиков серии "С" грузоподъемностью до 6,5 т, которым присвоили индекс "U".
Он был, пожалуй, их единственным различием, и с тех пор все автомобили "Заурер" и "Берна" были похожи, как две капли воды. Основой производства стала 3,5-тонная серия "Берна 211", идентичная модели "Заурер 2С", хотя поначалу на ней продолжали использовать собственные 4-цилиндровыйдизель "R1" (5,3л, 65 л.с.) и 5-ступенчатую коробку передач. После второй мировой войны различия исчезли. С началом производства на "Заурере" базовых капотных и беска-потных серий "2DM", "5DM" и "5DF" на фирме "Берна" одновременно появлялись их аналоги "2VM", "5VM" и "5VF", отличавшиеся лишь эмблемой и рядом второстепенных деталей, а иногда даже кабиной со специфической облицовкой.
В 70-е гг. обе фирмы выпускали совершенно одинаковые 2-, 3- и 4-осные грузовики серий "D290" и "D330" в разных исполнениях, носившие марки "Берна", "Заурер" или "Берна-Заурер". Дублирование производства машин, с трудом находивших сбыт, оказалось слишком дорогим, и с 1978 г. деятельность фирмы "Берна" прекратилась. Последний автомобиль этой марки был собран в 1979 г.
3W.SU ©® 2015