3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

ФАУН

  • FAUN
  • Ансбах/Нюрнберг/Лауф ан дер Пегниц/Нойнкирхен ам Занд
  • Германия
  • 1919-
ФАУН BEL, 1925 г.
ФАУН L600D, 1935 г.
ФАУН L900D/SZ87, 1938 г.
ФАУН F60 "Зепп", 1950 г.
ФАУН L900V, 1953 г.
ФАУН L1400, 8х4, 1955 г.
ФАУН F68/36Z "Франц", 1955 г.
ФАУН F24, 1957 г.
ФАУН F6103/34VS (HS 32.25/40), 1965/1976 г.
ФАУН L1206WP/45ZA 6.40/45), 6x6, 1969/1980 г.
ФАУН TW 28.20/35, 6x2, 1973 г.
ФАУН К83.8, 1971 г.
ФАУН FZ 40.45/45 "Колосс", 6x4, 1985 г.
ФАУН HZ 70.80/50W "Гигант", 8x8, 1988 г.
ФАУН НК 120.06,12x4, 1989 г.
ФАУН F54, 1956 г.
 

ФАУН относится к числу сравнительно небольших, но всемирно известных автомобильных фирм, которые по разнообразию выпускаемых машин превосходят крупные концерны. За 80 с лишним лет существования ФАУН выпускал легковые автомобили и простые подметальные машины, всевозможные грузовики и 2-этажные автобусы, мощные карьерные самосвалы и скоростные пожарные модели.

В основе ФАУНа находятся две небольшие немецкие фирмы - "Браун" (Braun) из Нюрнберга и "Ансбах" (Ansbach) из одноименного городка. По окончании первой мировой войны они попали в труднейшее финансовое положение, и Карл Шмидт (Karl Schmidt), новый хозяин компании "Браун", решил объединить ее с фирмой "Ансбах". 14 января 1919 г. новая компания была зарегистрирована как "Фарцойгфабрикен Ансбах унд Нюрнберг" (Fahrzeugfabriken Ansbach und Nurnberg) - "Автомобильная фабрика в Ансбахе и Нюрнберге", сокращенно ФАУН.

В условиях кризиса новой фирме пришлось выпускать недорогие и простые машины для коммунального хозяйства. На основе прежних машин компании "Браун" была разработана гамма низкорамных шасси "BEL" на 2,0-3,5 т с бензо-электрическим (гибридным) приводом и тяговыми электродвигателями в ступицах задних или передних колес. На мусоровозах использовали оригинальные вращающиеся барабаны-контейнеры для сбора и уплотнения мусора, а также дублирующие органы управления, размещенные с правой стороны кабины и позволявшие управлять машиной, следуя за нею по тротуару. ФАУН выпускал также тяжелые электромобили грузоподъемностью 2-5 т для перевозки в городах почты или бочек с пивом.

Параллельно на основе программы фирмы "Ансбах" ФАУН продолжил выпуск автомобилей "В2" и "SN3" для перевозки 3,5-4,5 т груза с бензиновыми моторами "Геркулес" (Hercules) мощностью 40-45 л.с. В 1925-26 гг. к ним присоденились самый легкий за всю историю фирмы ФАУН 28-сильный грузовик "К2" на 500 кг груза, а также 2-тонный вариант "Но" с двигателем мощностью 50 л.с. и червячной главной передачей. К середине 20-х гг. на фирме ФАУН уже трудилось 1200 человек, и она постепенно превращалась в одного из крупнейших германских автомобильных производителей.

В начале 30-х гг. ФАУН освоил производство грузовиков "L3", "L4" и "L5" классической компоновки с полезной нагрузкой 4,0~7,5 т на пневматических шинах, в том числе с пониженным расположением рамы, развивавших скорость до 60 км/ч. На них использовались 6-ци-линдровые бензиновые моторы "Майбах" (Maybach) мощностью 70 и 90 л.с. В1933 г. эта гамма пополнилась 1,5-тонной моделью "М2С Маммут" (Мат-muth) с 32-сильным мотором "Адлер" (Adler), а также первыми дизельными машинами грузоподъемноаью 3,5 и 6 т с 4-и 6-цилиндровыми моторами MWM мощностью 60 и 82 л.с. В 1934-35 гг. ФАУН предлагал огромное для того времени дизельное семейство, состоявшее из 13 базовых моделей - от 2-тонной "L225D" до 6-тонной "L600D". Все они оснащались 4- или 6-цилиндровыми двигателями "Дойц" (Deutz) жидкостного охлаждения (4,1-15,4 л, 50-170 л.с.). Модели служили основой седельных и балластных тягачей, самосвалов, автобусов, коммунальных, пожарных и специальных машин.

С 1935 г. началось производство короткобазных дорожных тягачей серии "ZR/ZRS" (90-150 л.с). В 1936 г. ФАУН начал экспериментировать с 2-тактными дизельными моторами "Юнкере" (Junkers) мощностью 50-60 л.с., которые устанавливались на шасси "L354/L500Ju", впервые предлагавшиеся с кабинами над двигателем. В1937-38 гг. появились новые тяжелые грузовые автомобили - 2-осные "L600D" и "L750D", а также 3-осные "L900D" (6x4) грузоподъемностью 6~9 т с односкатными шинами. Они имели 6-цилиндровые дизели рабочим объемом 9,1-15,4 л и мощностью 125-170 л.с., 4-ступенчатые коробки, червячные главные передачи, рессорнуюподвеску и пневмо- лривод тормозов. На шасси "L900D" фирма "Кэссборер" (Kassbohrer) создала тяжелые седельные тягачи "SZ87" с оригинальной облицовкой капота и кабиной со спальным местом. В1938 г. были построены два экземпляра 4-осного низкорамного грузовика "L1500D" (8x4) или "Цвиккау" (Zwickau) грузоподъемностью 14,7 т и полной массой 23,2 т. "Цвиккау" выделялся низко расположенной кабиной вагонного типа, в задней части которой продольно располагался рядный 8-цилиндровый мотор "Дойц" (18050 см3, 200 л.с.).

В 1940 г. производство гражданских автомобилей было остановлено, и фирма приступила к изготовлению машин для вермахта. ФАУН участвовал в создании стандартного военного грузовика 6x6, выпускал армейские варианты серии "LK5", тяжелые 150-сильные автомобили "L900D567", 2- и 3-осные короткобазные тягачи и эвакуационные машины. В 1944 г. производственные здания в Нюрнберге были полностью разрушены, и с 1948 г. фирма обосновалась в городке Лауф ан дер Пегниц, к северу от Нюрнберга.

Послевоенную программу в 1946 г. возглавили мусоровозы "Мб" и "М8" со 100-сильным бензиновым мотором "Май-бах", который приспособили также для работы на природном газе. Затем в производство пошла 3-колесная подметально-уборочная машина "АКЗ". Впоследствии производство коммунальной техники перевели в Бремен и выпускали по 600 машин ежегодно.

Первый послевоенный грузовой ФАУН появился в 1948 г. Это была 4,5-тонная модель "F45", впервые оснащенная 90-сильным дизелем "Дойц" воздушного охлаждения. Год спустя к ней присоеденилась 6-тонная машина "F60". С 1950 г. ее обновленный 130-сильный вариант, получивший имя "Зепп" (Sepp), стал одним из самых популярных в Германии грузовиков среднего класса. Эта скоростная и маневренная машина была рассчитана для перевозки грузов по бетонным автобанам и стала первой моделью, которую начали серийно выпускать на новом заводе в Лауфе - примерно по 60 штук ежемесячно. На базе "Зеппа" появились полноприводный самосвал, седельный тягач полукапотной компоновки "F60VF", тяжелый балластный тягач "F60/12ZA" (4x4), а также 12-тонный грузовик "F603" с кабиной над двигателем. Одновременно продолжалось производство самого тяжелого 3-осного 16-тонного автомобиля "L900", оборудованного 180-сильным 13,5-литровым мотором "Дойц". Новинкой в тот период стали вместительные 12-тонные фургоны "L900V" для дальних перевозок с кузовами загонного типа фирмы "Кэссборер", развивавшие скорость 80 км/ч. На них впервые появился гидравлический усилитель рулевого механизма. В 1955 г. эту гамму продолжило оригинальное 4-осное шасси "L1400" (8x4) для нефтеразработок с тем же мотором "Дойц" в 170 л.с., новой 12-ступенчатой коробкой и червячной главной передачей.

В 1949 г. тяжелое семейство пополнилось 7,5-тонным капотиым грузовиком "L7" с двигателем мощностью 150 л.с., который за прочность и неприхотливость прозвали "Королем проселочных дорог". В 1951 г. им на смену пришла 8-тонная серия "18" (180 л.с.) в капотном и бес-капотном исполнениях.

В 1955 г. серии "F45/60" были заменены новым семейством, состоявшим из нескольких моделей от "F54" до "F68". На легкой серии "F54/56" наряду с прежними моторами "Дойц" начали использовать 6-цилиндровый 108-сильный дизель "Кэмпер" (Kamper) жидкостного охлаждения. Тяжелая серия "F64/68" оснащалась 6-цилиндровым дизелем "Дойц" (7983 см3,125 л.с.) или 10,7-литровым мотором V8 в 170 л.с. По аналогии с популярным "Зеппом", который она заменила, самая тяжелая модель "F68" получила имя "Франц" (Franz). С 1957 г. началось производство серий "F74/78" и "L10" с обновленными кабинами над двигателем, обеспечивавшими хорошую обзорность и удобство работы. На них применялись 6-цилиндровые двигатели "Кэмпер" или "Дойц" V8 (108-170 л.с.), а с 1959 г. на обновленной модели "F687" установили новый дизель "Дойц" V8 (12650 см3, 195 л.с.). С 1963 г. бескапотный автомобиль "L10" в исполнении "Юротранс" (Eurotrans) стал первым магистральным седельным тягачом марки "ФАУН". Он получил 13-литровый дизель "Дойц" в 275 л.с. и новую кабину со спальным местом.

В 1955 г. ФАУН присоединил к себе автомобильную фирму "Остер" (Ostner), выпускавшую гамму легких грузовых машин. В 1957 г. компактный 1,75-тонный бескапотный "Остер Рекс-15" (Rex)был модернизирован и получил марку "ФАУН F24". Он оснащался карбюраторным 55-сильным двигателем "Форд" (Ford) или дизелем "Кэмпер" в 70 л.с., которые располагались внутри кабины между сиденьями. Несвойственный профилю ФАУНа легкий автомобиль так и не прижился в его программе.

В 1962 г. вступил в строй новый завод в местечке Нойнкирхен ам Занд, в нескольких километрах от Лауфа. На нем работало 2500 человек, которые собирали по 1000-1500 машин ежегодно. Это позволило пересмотреть программу и внедрить в производство в 1965 г. 8-тонный бортовой автомобиль "F610", ставший последним "нормальным" грузовиком марки "ФАУН". Он оснащался дизелем "Дойц" V10 (15823 см3, 250 л.с.), разгонявшим его до скорости 83 км/ч, и новой откидывающейся кабиной над двигателем. Стандартная 5-ступен-чатая коробка получила электропневматическую систему переключения, позволявшую выбирать передачу нажатием на соответствующую кнопку на панели приборов. Впервые на модели использовалась 2-контурная система пневматического привода тормозов. Сначала эта серия предлагалась в виде 2-осных бортовых грузовиков "F610V", седельных тягачей "F610S" и самосвалов "F610K", затем появились 3-осные грузовики "F6103VF", седельные тягачи "F6103/34VS" (6x4) и самосвалы "F6103/42KA" (6x6) с двигателями мощностью 210-250 л.с. В 60-е гг. шасси армейских машин с двигателями "Дойц" V8 или МТУ (MTU) мощностью 290"450 л.с. послужили основой гаммы балластных и седельных вседорожных тягачей для буксировки особо тяжелых грузов. К ним относились капотные модели "L1206/45ZA" (6x6), "L1212/37S" (8x6) и "L1412/51VS" (10x8).

К концу 60-х гг. конкуренция на рынке грузовых автомобилей обострилась настолько, что ФАУН был вынужден снять с производства практически все свои обычные машины. Фирму выручала широкая программа коммунальных машин и военные заказы. Заменой обычных грузовиков стало обширное семейство тяжелых тягачей для выполнения особых транспортных операций. К этому времени ФАУН обладал неплохим опытом создания таких машин, которые предлагались практически в каждой серии грузовиков. В 1973 г. началось формирование новой программы тяжелых дорожных тягачей-толкачей. Эти модели получили новую индексацию, состоявшую из двух букв и трех пар цифр. Индекс "HZ" указывал на балластный тягач. Остальные буквы индексов не отличались от принятых в Германии ("S" - седельный тягач, "L" - грузовой автомобиль, "F" -бескапотный вариант). Единственным автомобилем, которому удалось пережить реорганизацию, оказался седельный тягач "F6103/34VS" (6x4), получивший новое обозначение "HS 32.25/40". Кроме него первоначальная программа состояла из 8 капотных машин (модели от "HZ 19.25/36" до "HZ 46.40/49W") с колесной формулой от 4x2 до 8x8, предназначенных для автопоездов полной массой 80-200 т. Они оснащались двигателями "Дойц" мощностью 275-425 л.с., 6- и 13-ступенчатыми механическими коробками передач или 5-ступен-чатыми автоматическими "Эл-лисон" (Allison), мостами с планетарными колесными редукторами собственного производства. Завершал эту гамму гражданский вариант армейского седельного тягача "FS 42.75/42" (8x8) с дизелем МТУ мощностью 710 л.с., рассчитанный для работы в составе 300-тонного автопоезда. К 1977 г. программа пополнилась пятью бескапотными исполнениями (модели от "FZ 34.30/41" до "FZ 50.80/ 49W") с моторами в 305-780 л.с. При комплектовании шасси другими силовыми агрегатами мощность можно было довести до 1000 л.с. При работе нескольких таких машин в составе многозвенных автопоездов их полная масса возрастала до 500 т. Минимальная скорость движения составляла 2,2-4,5 км/ч, максимальная без груза — от 23,5 до 70 км/ч.

С конца 60-х гг. ФАУН первым стал создавать особо мощные и скоростные 3- и 4-осные аэродромные пожарные машины. Для них использовались армейские полноприводные шасси с противопожарным оборудованием разных фирм. Наибольшую известность в 1969-72 гг. приобрели одни из самых мощных в мире автомобилей - 4-осные "LF1412/45V" и "LF1412/52V" (8x8) с двумя двигателями "Дойц" V12 мощностью 450 и 500 л.с. Они вывозили к месту пожара до 20 тыс. л огне-гасящих жидкостей, развивали максимальную скорость 102-107 км/ч и разгонялись с места до 80 км/ч за 40 с. Наиболее интересным стал 1000-сильный вариант "LF1412/57V" с двумя кабинами — спереди и сзади.

Менее известна гамма специальных шасси промышленного назначения. Они служили в основном на металлургических заводах для перевозки расплав-ного металла, шлака, сталь-улонов, особо тяжелых отливок и слитков. Переднеприводные шасси серии "TW" (6x2/10x2) полной массой 22~28 т имели жесткую раму, 4-8 задних колес небольшого диаметра на гидропневматиче-ской подвеске. Серия "TD" включала 13 моделей полной массой 38"120 т, состоявших из 1-осного тягача и грузовой тележки, имевшей от 8 до 24 колес. Для перевозки неделимых грузов служили низкорамные самоходные транспортеры серии "PHW" в многочисленных вариантах грузоподъемностью 28-130тс колесными формулами от 8x4 до 32x8. Программа включала также легкие промышленные тягачи "SF" и 160-тонные сочлененные колесные крановые перегружатели.

Производством карьерных самосвалов ФАУН начал заниматься еще в 1957 г., выпустив 20-тонную модель "К20" с мотором "Дойц" V12 (16 л, 250 л.с.). Затем гамма расширилась и включала модели от "К10" до "К75". Самостоятельным это направление стало только в 1970 г., когда его перевели на завод в Бутцбахе. Новую программу возглавила машина "К83.8" грузоподъемностью 75-83 т, оснащавшаяся многоцилиндровыми двигателями МТУ, "Камминс", (Cummins) или "Дженерал торс" (General Motors) мощностью от 800 до 1000 л.с. и полуавтоматической коробкой передач. Одновременно началось изготовление еще 6 машин грузоподъемностью 22~55 т (модели от "К24.2" до "К55.5") 4x2/ 4x4 с двигателями мощностью 250-635 л.с., а также сочлененного 20-тонного самосвала "К22.2" (6x4) с 6-цилиндровым дизелем "Дойц" в 176 л.с.

Начавшееся еще в 50-е гг. производство специальных крановых шасси постепенно превратилось в одну из важнейших сфер деятельности ФАУНа. Уже к середине 70-х гг. в Лауфе был организован выпуск одной из наиболее разнообразных в мире программ специальных многоосных низкорамных шасси "KF" для монтажа различных кранов грузоподъемностью до 2500 т. Она состояла из 17 базовых моделей - от "KF 20.31/42" до "KF 600.83/103" с колесными формулами от 6x4 до 16x8, дизелями различных фирм мощностью 170-530 л.с., механическими или автоматическими коробками передач.

К концу 70-х гг. фирма ФАУН предлагала весьма внушительную программу из 11 моделей самосвалов, 15 различных тягачей, 16 коммунальных и 11 пожарных машин. Вместе с тем, ориентация на единичное производство тяжелых и дорогих машин по заказам не позволяла ей заметно улучшить свое положение. В 1978 г. ФАУН приобрел контрольный пакет акций фирмы "Фриш" (Frisch) и на ее заводе в Киссинге начал изготовление фронтальных погрузчиков, экскаваторов и автогрейдеров марки "ФАУН-Фриш". В свою очередь 16 июля 1984 г. 51% акций ФАУНа выкупила промышленная группа "Оренштайн унд Коппель" (Orenstein & Koppel), входившая в концерн "Хеш" (Hoesch). Новое формирование превратилось в крупнейшего в Германии изготовителя дорож-но-строительной техники под маркой "FAUN-O&K" с общим штатом в 3860 человек.

Новое руководство внесло существенные коррективы в бывшую программу ФАУНа и приняло ориентацию на расширение экспорта, объем которого вскоре был доведен до 80%. Полностью обновленная унифицированная программа вседорожных тягачей состояла из четырех серий: "Колосс" (Koloss), "Геркулес" (Herkules), "Голиаф" (Goliath) и "Гигант" (Gigant) с колесными формулами 6x4, 6x6, 8x4 и 8x8, рассчитанных для работы в составе автопоездов полной массой 200-500 т. На их базе возобновилось производство тяжелых грузовиков серии "HL" с открытой платформой и колесными формулами от 6x6 до 10x8. Общая конструкция всех машин практически не отличалась от предыдущих моделей, но в качестве силового агрегата теперь использовались только два двигателя с турбонаддувом — 19-литровый "Дойц" V12 мощностью 480-525 л.с. и "Дженерал Моторс" V16 в 812 л.с., механическая 16-ступенчатая коробка передач или 5-ступенчатая автоматическая "Эллисон".

Армейский тягач "SLT 50-2" получил двигатель МТУ V8 в 695 л.с. и в гражданском исполнении стал называться "Элефант" (Elefant) - "Слон". Перспективная гамма пожарных шасси состояла из трех серий: "Спринтер" (Sprinter), "Рейсер" (Racer) и "Уиннер" (Winner) с колесными формулами 4x4, 6x6 и 8x8, одним или двумя двигателями общей мощностью от 330 до 1000 л.с. и автоматическими коробками передач. При полной массе от 16 до 40 т их максимальная скорость достигала 110 км/ч. Программа коммунальных машин свелась к изготовлению собственных надстроек на стандартных шасси разных фирм. В гамме карьерных самосвалов произошли в основном косметические изменения. Новинками здесь стали легкий думпер "Мотрак" (Motrak) и новый 22,5-тонный сочлененный вариант "D23.2". Серия крановых шасси сократилась до 9 моделей, но пополнилась вседорожными вариантами "RT/RTF" (4x4/6x6). Все прежние многоосные конструкции были заменены тремя новыми унифицированными моделями "НК" с колесными формулами 6x4, 8x4 и 12x4 с грузоподъемностью крановой надстройки 30-120 т.

Под натиском экономического кризиса положение фирмы ФАУН становилось все хуже и хуже. В июне 1990 г. главное предприятие в Лауфе стало собственностью японской крано-строительной компании "Тада-но" (Tadano), которая превратила ФАУН в свое европейское отделение по изготовлению самоходных шасси для телескопических гидрокранов марки "Тадано-ФАУН". Производство всех остальных машин было прекращено, а штат сократился до 560 человек. В новую программу входят 10 вседорожных шасси для кранов грузоподъемностью до 200 т с двигателями "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz) или "Мицубиси" (Mitsubishi). Ежегодно их собирают в среднем по 70 экземпляров.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru