Энциклопедия грузовиков
СЕДДОН
- SEDDON
- Сэлфорд/Олдхэм
- Великобритания
- 1938-1975
|
|
Седдон 25 cwt, 1953 г. |
|
|
Седдон Мк5, 1948 г. |
|
|
Седдон Mk 15/DD8, 8x4, 1959 г. |
|
|
Седдон Mk 12, 1954 г. |
|
|
Седдон 16-4, 1965 г. |
|
|
Седдон 34-4, 1969 г. |
|
|
Летом 1919 г. Герберт Седцон вместе с младшим братом Робертом и
владельцем молочной лавки Эрнстом Фостером при финансовой поддержке
своего отца Томаса Седдона учредил компанию "Фостер и Седдон" (Foster
& Seddon), занимавшуюся регулярными автобусными перевозками в районе
Манчестера. В 1929 г. компаньоны взялись за ремонт и переделку подержанных
грузовиков. Через три года заключили контракт на продажу в Великобритании
грузовых автомобилей американской компании РИО (REO). Благодаря
этому Роберт Седцон смог взяться за осуществление мечты всей своей
жизни — создание грузового автомобиля собственной конструкции. В
начале 1937 г. Седцон представил на семейный совет проект 6-тонного
автомобиля, способного двигаться со скоростью около 50 км/ч. На
нем предполагалось использовать новый 6-цилиндровый 65-сильный дизельный
двигатель "Пантер Р6" (Panther), разработанный Фрэнком Перкинсом
(Frank Perkins) и показанный на Лондонском автосалоне. Проект был
одобрен. Роберт Седцон создал для модели солидную раму с лонжеронами
высотой 200 мм, 4-ступенчатую коробку передач, рессорную подвеску
с допустимой нагрузкой 5,5 т, гипоидную главную передачу, гидропривод
тормозов и цельнометаллическую кабину над двигателем с особо прочным
стальным полом. Прототип "Седцон 6 ton" был собран в октябре 1938
г., а к рождеству фирма приступила к изготовлению первой партии.
Во время войны начинающая компания не получила государственных заказов
на грузовики и выпускала лишь армейские прицепы.
Через несколько месяцев после окончания войны "Седцон" заявил о
начале производства новой б-тонной модели "Mk 4" с 5-ступенчатой
коробкой передач, алюминиевым радиатором и удлиненной базой. В 1947
г. появился наиболее известный автомобиль "Седдона" - усиленная
6-тонная модель "Mk 5", выпускавшаяся до 1962 г. Она предлагалась
с прежним дизелем мощностью 79 л.с. и колесной базой 2700-4050 мм.
В начале 1948 г. компания переехала в помещения бывшего военного
завода в Олдхэме и стала называться "Седдон Моторс Лимитед" (Seddon
Motors Ltd.). Ее персонал достиг 600 человек. На основе довоенного
"6-тонни-ка"там развернулось производство нового семейства унифицированных
грузовых машин.
В начале 50-х гг. фирма "Седдон" находилась на вершине успеха.
Ее грузовики имели высокий спрос, выделяясь современной конструкцией,
невысокой стоимостью и хорошим качеством. В это время начался их
экспорт в Голландию, а через несколько лет количество стран-импортеров
достигло 64. Одна за другой появлялись новые модели, в основе которых
все еще лежал первый проект Роберта Седдона. На седельном тягаче
"Mk 8" установили двойную главную передачу и автоматическое сцепное
устройство. С1953 г. "Седдон" взялся за освоение легких грузовиков,
выпустив капотные модели "25 cwt" и "30 cwt" грузоподъемностью 1,25-1,5
т с 3-цилиндровым дизелем "Перкинс Линкс" (Lynx) рабочим объемом
2,4 л в 34 л.с. и стеклопластиковой кабиной. Промежуточное положение
в программе занял 3-тонный грузовик "Mk 7" с 4-цилиндровым 3-литровым
дизельным мотором "Перкинс" мощностью 52 л.с. и обновленной кабиной
над двигателем. С 1954 г. очередные варианты всех разработанных
ранее машин посыпались, как из рога изобилия. Среди них были 2-осные
автомобили "Mk 10" и "Mk 11" грузоподъемностью 7 и 10 т (105 или
170 л.с.), низкорамное автобусное шасси "Mk 10/11" с горизонтальным
двигателем, 8- и 11-тонные грузовики "Mk 12" и "Mk 14" в капотном
и бескапот-ном исполнениях с новой передней облицовкой. В 1957 г.
к ним добавилось шасси "Mk 15" грузоподъемностью 14,5-15,5 т с 6-цилиндровыми
дизелями "Гарднер" (Gardner), 118-сильным "Лейланд О.375" (Leyland)
или 11-литровым "Камминс" (Cummins) в 170 л.с., 6-ступенчатой коробкой
передач "Эллисон" (Allison) и пневматическим приводом тормозов.
На основе "Mk 15" в августе 1958 г. "Седдон" изготовил первые 3-
и 4-осные грузовики полной массой 20~24 т. Они включали варианты
"SD6" (6x2), "SD8" (8x2), "DD6" (6x4) и "DD8" (8x4) с новой задней
балансирной подвеской "Мэксартик" (Maxartic) на двух продольных
рессорах.
К этому времени "Седдон" ежегодно выпускал до тысячи шасси, имея
штат в 700 человек. Разразившийся в начале 60-х гг. экономический
кризис заставил "Седдон" максимально унифицировать свою гамму и
использовать облицовочные панели кабин из стеклопластика. В 1962
г. фирма ввела новую индексацию автомобилей: первые две цифры сообщали
о полной массе, третья — о количестве колес. В новую гамму входило
12 базовых 2- и 3-осных шасси для автомобилей грузоподъемностью
8,1~14,3 т и полной массой 12~20т (модели от"12-4" до "20-6"), а
также шесть седельных тягачей для автопоездов полной масой 16~24
т (модели от "16-4" до "24-6"). На них использовались дизели "Перкинс",
"Гарднер", АИК (АЕС) или "Лейланд", 5- и 6-ступенчатые коробки передач.
К этому времени несвойственное для "Седдона" производство 4-осных
машин пришлось свернуть. Введенные в 1964 г. более льготные дорожные
нормы, допускавшие нагрузку на ведущий мост до 10 т и на управляемый
- 6 т, позволили довести полную массу 3-осных грузовиков до 22~24
т, а автопоездов — до 34 т. На обновленных грузовиках использовались
мосты "Итон" (Eaton) и "Киркстолл" (Kirkstall), более надежные коробки
передач "Дэвид Браун" (David Brown) и "Фуллер" (Fuller). В результате
в 1965 г. прежние шасси получили новые индексы "13-4", "16-4", "22-6",
"30-6" и т.д.
На седельных тягачах "32-4" и "34-4" использовался новый 170-сильный
мотор "Перкинс" V8, а затем дизели "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce). Грузовики
оснащались новой цельнометаллической кабиной над двигателем фирмы
"Мотор Пэнелз" (Motor Panels) с горизонтальной облицовкой передней
панели. Одновременно предлагалась широкая гамма автобусов и специальных
шасси для городских коммунальных служб. В конце 60-х гг. из ворот
завода в Олдхэме, где уже трудилось 1000 человек, выходило по 2200
шасси. "Седдон" превратился в одного из крупнейших в Великобритании
производителя грузовых машин. В1969 г. он предполагал начать кооперацию
с немецкой фирмой "Дойц" (Deutz) по совместному производству дизелей
воздушного охлаждения. Однако вскоре скончался Роберт Седдон, а
за ним и его брат Герберт. Над "Седдоном" нависла угроза присоединения
к более крупной британской автомобильной компании. Тем не менее,
в октябре 1970 г. фирма "Седдон" активно вмешалась в борьбу за акции
другого крупного английского изготовителя грузовиков - фирмы "Аткинсон"
(Atkinson). Между ними было достигнуто тайное соглашение об объединении
своих программ. Через месяц, выкупив 67% акций "Аткинсона", "Седдон"
объявил о создании новой компании "Седдон-Аткинсон". На прежней
гамме машин марка "Седдон" сохранялась в течение пяти лет.
перейти к началу страницы