|
|
||||
|
|
Швейцарская семейная фирма ФБВ по производству грузовиков, рассчитанных на местный рынок, завоевала известность благодаря своим оригинальным конструктивным решениям, хотя в лучшие времена она выпускала всего по 100-120 машин ежегодно. Ее история началась в 1894 г., когда молодой механик Франц Бро-зинчевич (Franz Brozincevic, 1874-1933) перебрался из родной Хорватии в благополучную Швейцарию и в 1904 г. открыл в Цюрихе слесарную мастерскую, а через четыре года основал собственную фирму "Франц Брозинчевич". В 1910 г. там был построен первый грузовик марки "Франц" (Franz). В 1916 г. фирма переехала в город Ветцикон и была переименована в ФБВ, что означало "Франц Брозинчевич, Ветцикон" (Franz Brozincevic, Wetzikon). Спустя два года появился первый грузовик ФБВ модели "R". С 1924 г. основным в программе стал 5-тонный автомобиль "Z" с собственным моноблочным 4-цилиндровым мотором в 50 л.с., карданным приводом и двойной главной передачей.
С 1928 г. выпускались низкорамные 5-тонные 3-осные машины 6x4 на односкатных колесах, причем некоторые имели цепной привод. С1934 г. на грузовиках ФБВ стали устанавливать собственный 6-цилиндровый 8,5-литровый дизель мощностью 100 л.с. К концу 30-х гг. фирма предлагала три серии: "АМ40", "AS50" (4x2) и "60" (6x4) грузоподъемностью 3,5-7,0 т с 4- и 6-цилин-дровыми бензиновым и дизельным двигателями мощностью 63-100 л.с., 4- и 5-сгупенчатой коробкой передач и гидроприводом тормозов. С1949 г. выпускались грузовики с низко расположенными кабинами и горизонтальными двигателями, установленными под рамой автомобиля. Сначала их оборудовали механической 12-сгупенча-той коробкой передач; через год была использована полуавтоматическая, а потом и автоматическая гидромеханическая коробка передач собственной конструкции. С середины 50-х гг. использовались "подпольные" б-цилиндровыедизели в150л.с. и механические 8-ступенчатые коробки.
Фирма ФБВ стала третьим швейцарским производителем грузовиков, изготовляя практически все агрегаты для своих автомобилей самостоятельно. Среди них были вертикальные и горизонтальные двигатели мощностью 130-320 л.с. с турбонаддувом, механические коробки передач и гидротрансформаторы, мосты, рамы и кабины из стали или алюминиевых сплавов. Программу составляли разные варианты 2-, 3- и 4-осных капотных и бескапот-ных грузовиков полной массой 13-28 т, укомплектованные по желанию покупателей, балластные 230-сильные тягачи "Х50/70" (4x4) для буксировки 75-тонных прицепов, армейские 6-тонные машины "АХ40" (4x4) с мотором в 115 л.с., автобусы и троллейбусы. В 70-е гг. ФБВ выпускала 18 базовых дизельных автомобилей, в том числе капотные модели "70N" (4x2) и "80N" (6x4), бескапотные с вертикальными двигателями "50V" (4x2), "75V" (6x2), "80V" (6x4), "85V" (8x4) и горизонтальными - "40U" и "80U". Магистральные тягачи оснащались двигателем ФБВ (11950 см3, 320 л.с.) с турбонаддувом. Специфические местные требования не смогли уберечь ФБВ от жестокой международной конкуренции. В 1978 г. она стала частью национального военно-промышленного концерна "Эрликон-Бюрле" (Oerlikon-Buhrle), но уже в 1980 г. 24% ее акций выкупила немецкая компания "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz). Вскоре эта доля дошла до 49%, и в феврале 1982 г. ФБВ перешла во владение немецкого концерна. Вместе с фирмой "Заурер" (Saurer) она стала основой новой компании НАВ (NAW). Последний грузовик марки "ФБВ" был изготовлен в 1985 г.
3W.SU ©® 2015