Автомобили "Бедфорд" относятся к наиболее известным английским грузовикам, хотя ни по внешнему виду, ни по оригинальности конструкции они никогда не выделялись среди всех остальных машин. На практике это были универсальные и неприхотливые "рабочие лошадки", какие можно было встретить в любом уголке Британских островов и всего мира.
Первые годы существования "Бедфорда" связаны с известной машиностроительной и чугунолитейной компанией "Боксхолл" (Vauxhall), основанной в середине прошлого столетия в лондонском квартале Воксхолл. В 1905 г. она переехала в город Лутон, графство Бедфордшир, где начала выпускать легковые автомобили. В трудные для фирмы 20-е гг. американский концерн "Дженерал Моторс" (General Motors), давно намеревавшийся создать в Великобритании свой плацдарм для вторжения на европейский рынок, заинтересовался компанией "Воксхолл" и в 1925 г. сделал ее своим британским филиалом. Планы по закреплению на европейском рынке охватывали также и сектор грузовых автомобилей. Деятельность в этом направлении началась с импорта в Великобританию грузовых машин "Шевроле" (Chevrolet), а в конце 20-х гг. на заводе в Хендоне началась их сборка.
В 1931 г. американское руководство решило развернуть в стране собственное производство легких грузовиков, приспособленных к требованиям британского рынка. Их маркой стал "Бедфорд" - по названию соседнего городка и всего графства, где находился завод. Новое производство стало грузовым отделением компании "Воксхолл". Надежные и скоростные машины "Бедфорд" имели большой успех и вскоре сделались популярными на всех видах перевозок. Так появился девиз "Бедфорда" - "Вы видите их везде", что вполне соответствовало действительности. Первыми появились 2-тонные машины "WHG" и "WLG" с колесной базой 3330 и 3990 мм соответственно, стоившие предельно дешево - всего 198 фунтов стерлингов; вслед за ними выпустили легкие фургоны "VY" и "VX", 1,5-тонную серию "WS" и 3-тонные грузовики "WT". На них устанавливали 6-цилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель (3177 см3, 44 л.с., на серии "WT" - 64 л.с), редкую в то время в Европе 4-ступенчатую синхронизированную коробку передач. Первым "Бедфордом" собственной разработки стал в 1934 г. легкий фургон "BYC" грузоподъемностью 600 кг, признанный современниками лучшим развозным автомобилем своего класса. Позже на легковых шасси "Воксхолл" параллельно выпускали целое семейство легких фургонов и пикапов серий "AS", "НС" и "JC" на 250-600 кг груза.
В 1939 г. "Бедфорд" представил сразу три новые серии 2-осных капотных машин "К", "М" и "О" с более современной внешностью: плоские облицовки радиатора и прямоугольные кабины уступили место скругленным линиям и обтекаемым формам. В первую входили машины грузоподъемностью 1,5-2,0 т со стандартной колесной базой 3050 м. Серию "М" грузоподъемностью 2~3 т предлагали с двумя размерами колесной базы 3050 и 3630 мм. Самую большую известность получили машины серии "О" грузоподъемностью 3~5 т, выпускавшиеся в 13 вариантах с двумя размерами колесной базы.
Используя американские принципы унификации и стандартизации, их оснащали тем же 6-цилиндровым мотором с увеличенной до 72 л.с. мощностью, механической 4-сгупенчатой коробкой передач, одним типом заднего ведущего моста, одинаковыми рессорными подвесками и гидроприводом тормозов. Только на моделях грузоподъемностью свыше 3 т применяли вакуумный усилитель привода тормозов.
Еще не успели развернуть серийное производство этих машин, как пришлось срочно переделывать их в армейские варианты. Основной стала серия "О", на базе которой выпускали грузовики моделей "OXD", "OYD" и "OWS" с полезной нагрузкой 1,5-5,0 т, получившие специфическую плоскую облицовку передней части, ставшую их своеобразным опознавательным знаком. Самым известным армейским вариантом серии "М" стал легкий пикап "MWD" грузоподъемностью 750 кг. С 1941 г. "Бедфорд" выпускал 3-тонную модель "QLD" (4x4) с кабиной над двигателем и 8-ступенчатой трансмиссией.
По окончании войны с конвейеров "Бедфорда" вновь стали сходить гражданские автомобили довоенной разработки. На шасси легкового "Воксхолла 14НР" выпускали фургон "JCV" грузоподъемностью 500 кг, а из серии "К" остался только 1,5-тонный вариант "KD". Гамму "О" разделили на две группы -"OLA" и "OLB" с полезной нагрузкой соответственно 3-4 и 5 т. Также предлагали короткобазный седельный тягач "OSS". В 1947 г. с конвейеров "Бедфорда" сошел 500-тысячный грузовик.
В 1950 г. появилась первая новая разработка - так называемый "Большой Бедфорд" (Big Bedford) - 7-тонный грузовик серии "S" полукапотной компоновки с весьма элегантной для своего времени округлой кабиной с хромированной облицовкой радиатора. Через три года эту гамму предлагали в 4 вариантах: бортовые модели "SSZ" и "SLZ" с колесной базой соответственно 2,9 и 4,0 м, седельный тягач "SA" с базой 2,2 м, полно-приводный грузовик "R" (4x4). На них использовали рядный 6-цилиндровый дизель (4927 см3, 110 л.с.), 4-ступенчатую коробку передач, гидропривод тормозов с вакуумным усилителем, гипоидную главную передачу. Автомобили развивали скорость 80 км/ч. В 1953 г. серию "О" заменила новая капотная 76-сильная гамма "ТА", состоявшая из многочисленных моделей грузоподъемностью 1,25~5,0 т.
В 1952 г. произошло вроде бы неприметное событие в деятельности "Бедфорда" - в его программе впервые появился специально разработанный легкий фургон "СА" полукапотной компоновки грузоподъемностью 500~750 кг, отличавшийся своеобразной внешностью. Автомобиль с колесной базой 2286 мм получил цельнометаллический, установленный на лонжеронной раме, кузов вместимостью 4,6 м3 с боковой сдвижной дверью (редкость в то время) и щитками, закрывающими ниши задних колес. На нем использовали верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 1507 см3 и мощностью 40 л.с. от популярной легковой серии "Уиверн" (Wyvern), синхронизированную 3-ступенчатую коробку передач, переднюю независимую рычажно-пружинную подвеску. Он имел огромный успех на городских перевозках и выпускался около 20 лет.
В 1958 г. капотная серия "ТА" была заменена новой "TJ", дизайн которой был выполнен в прежнем стиле. Гамма состояла из унифицированных моделей от "ТЛ" до "TJ6" грузоподъемностью 1,75-6,0 т. Особенностью серии "TJ" стали специальные фургоны грузоподъемностью 1,5-1,75 т и вместимостью до 13,5 м3 с кабиной над двигателем. Именно такая машина в 1958 г. получила 1-миллионный порядковый номер.
В 1960 г. для замены серии "S" представили принципиально новую гамму "ТК" грузоподъемностью 3-7 т со сдвинутой вперед удлиненной и низкорасположенной кабиной. В ее задней части размещался двигатель мощностью 98-138 л.с.
Впоследствии полная масса автомобилей этой серии была увеличена и составляла от 5,5 до 12 т. В нее входили также многочисленные специальные исполнения с колесной формулой от 4x2 до 6x6 и базой 2500-4950 мм, предназначенные для развозных целей или выполнения особо тяжелых работ на местности. В 1966 г. "Бедфорд" впервые ввел в свою программу тяжелые машины серии "КМ" полной массой до 24 т с новым дизелем мощностью 143 л.с. Через два года появился вариант с колесной формулой 6x2, а в 1972 г. - седельный тягач для работы в составе автопоездов полной массой 32 т. К этому времени в конструкции английских автомобилей все сильнее стало ощущаться влияние внутренней кооперации среди членов концерна "Дженерал Моторс", включая европейское отделение "Опель" (Opel) и частично принадлежавшую ему японскую фирму "Исудзу" (Isuzu).
Параллельно продолжалось совершенствование легких грузовых машин. В 1964 г. на базе популярных малолитражных автомобилей "Воксхолл Вива" (Viva) началось изготовление фургонов и пикапов "НА" грузоподъемностью 300-500 кг. В 1969 г. известную серию "СА" заменила гамма "CF" с полезной нагрузкой от 900 кг до 1,75 т с дизелем рабочим объемом 1,8 л, выполненная в американском стиле, навеянном "Шевроле". В начале 80-х гг. появилась новая серия "CF2" из четырех моделей (от "250D" до "350D") полной массой 2,3~3,5 т с несущим кузовом, боковой сдвижной дверью и существенно измененным дизайном. Теперь они больше напоминали типичные западноевропейские разработки. На них использовали 4-цилиндровые бензиновые двигатели "Воксхолл" (1859 и 2279 см3) и дизель "Опель" (2263 см3, 61 л.с.), 5-сгупенчатую синхронизированную коробку передач, передние дисковые тормоза и независимую подвеску.
В 1980 г. к серии "ТК" добавили гамму "TL", отличавшуюся более строгим дизайном и применением откидываемой кабины над двигателем. В 1986 г. наиболее мощный представитель этой гаммы - 3-осный самосвал "TL2440" (6x4) полной массой 24 т - стал одним из последних автомобилей, носивших марку "Бедфорд". Но, несмотря на экономическое отставание Великобритании, к 1980 г. положение "Бедфорда" оставалось достаточно благополучным. На его счету уже было 2 миллиона выпущенных грузовиков и еще 1 миллион различных фургонов. До 70% всей продукции поступало на экспорт в более чем 100 стран мира. "Бедфорд" оставался одним из ведущих изготовителей грузовых автомобилей в стране.
С 1974 г. началось внедрение тяжелой гаммы "ТМ" для дальних перевозок. Ее основу составляли одиночные модели "ТМ1700" (4x2) и "ТМ2600" (6x4) полной массой 17~26 т с колесной базой от 4070 до 5230 мм и 2-осный седельный тягач "ТМ3250". Кроме дизеля "Бедфорд" (8,2 л, 208 л.с.), на них использовали американский 2-тактный двигатель "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V6 рабочим объемом 9 л и мощностью 235 л.с., а также 2-диско-вое сцепление, 9-ступенчатую коробку передач "Фуллер" (Fuller), ведущие мосты "Рокуэлл" (Rockwell) и переднюю подвеску на 2-листовых рессорах. В 1983 г. к ним добавились тягачи "ТМ3400" и "ТМ3800" с кабиной со спальным местом для магистральных перевозок на трассах континентальной Европы. Самым мощным и совершенным представителем "Бедфорда" за всю его историю стал седельный тягач "TM4400-8V" (4x2) с новой кабиной с ровным полом и двумя спальными местами. На него устанавливали 2-тактный мотор "Детройт Дизель" V8 с турбонаддувом (12 л, 445 л.с.), 13-ступенчатую коробку передач, подвеску на параболических рессорах и дисковые тормоза на всех колесах. В составе автопоезда полной массой 38,2 т автомобиль расходовал 35,3 л топлива на 100 км.
В начале 80-х гг. проявилось опасное падение спроса и доходов. В 1985 г. начались сокращения персонала и было объявлено, что "Бедфорд" понес убытки на 11 млн. фунтов стерлингов. Общие же потери к этому времени составили 73 млн. фунтов. На заводах "Бедфорда" в Лутоне и Данстэйбле была введена сокращенная рабочая неделя.
Тем временем "Бедфорд" пытался срочно расширить свою программу за счет более ходовых развозных автомобилей. В 1984 г. под маркой "Бедфорд" началось производство сразу двух легких фургонов "Раскэл" (Rascal) и "Миди" (Midi), представлявших собой копии японских машин "Судзуки Супер Кэрри" (Suzuki Super Carry) и "Исудзу WFR". Это были самые маленькие "бедфорды": грузоподъемность первого составляла всего 650 кг, а колесная база - 1840 мм. "Миди" при полезной нагрузке 1,1 т имел полную массу 2,5 т и японские бензиновый и дизельный двигатели (1817 см3, 76 л.с. и 1995 см3 56 л.с.). Новая продукция не принесла ожидаемого спасе ния, и производство всех грузо виков "Бедфорда" стало неумо лимо сокращаться, пока выпуо большинства из них не был ос тановлен.
В 1986 г. пришлось принять болезненное решение об уходе "Бедфорда" с рынка тяжелы) грузовиков. В ноябре 1987 г. за вод в Данстэйбле вместе с правами на выпускавшуюся гамму грузовиков выкупил; фирма "Олл Уил Драйв Лими тед" (All Wheel Drive Ltd. - сокра щенно AWD). Ей удалось про должить изготовление 2- и 3-осных машин серий "TL" и "ТМ под маркой "AWD" всего лишь i течение 6 лет, после чего она ра зорилась. В 1992 г. марку "Бед форд" возродила машиностро ительная группа "Маршалл (Marshall) из Кембриджа, еде лавшая производство грузови ков своим новым отделением Там выпускается семейство "RL полной массой 13-26 т, осна щенное 6-литровыми дизелям! "Перкинс" (Perkins) мощность» от 130 до 300 л.с.
3W.SU ©® 2015