3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

ЛИАЗ

  • LIAZ
  • Я6лонец-на-Нисе/ Мнихово Градиште
  • ЧССР/Чехия
  • 1952-1995
ЛИА3 100.045, 1975 г.
ЛИАЗ 111.154, 4x4, 1986 г.
ЛИАЗ 230.575, 1992 г.
 
ЛИАЗ 34.33, 6x4, 1995 г.

В начале 50-х гг. производство грузовиков "Шкода" (Skoda) перевели с пражского завода "Авиа" (Avia) в район города Либерец на севере Чехословакии. Для этого были реконструированы несколько мелких механических предприятий, расположенных в небольших населенных пунктах Рыновице, Либерец-Ханихов, Мнихово Градиште и Свияны-Лоуков. Сначала они вошли в состав головного Народного предприятия (AZNP) в Млада Болеславе и составили Либерецкие автомобильные заводы (Liberecke Automobilove Zavody), сокращенно ЛИA3 (LIAZ).

2 января 1952 г. в Рыновице началось производство беска-потных грузовиков "Шкода-706R" и к 1 января 1953 г., когда предприятие ЛИАЗ получило самостоятельность, было изготовлено свыше 950 машин. Состав и профиль заводов, входивших в ЛИАЗ (до 12 предприятий), неоднократно менялись. Со временем главным стал завод в городе Яблонец-на-Нисе, поглотивший Рыновице. Сборку новых грузовиков "Шкода-706КТ" и "706МТ" начали в городе Мнихово Градиште, причем двигатели к ним сначала выпускали в Хинихове, а затем в Яблонце-на-Нисе. Эти простые, прочные и неприхотливые машины стали базой новой серии "100" тяжелых грузовиков с кабиной над двигателем, которые претендовали на завоевание рынков промышленно развитых стран. Разработанные на предприятиях ЛИАЗ, машины получили новую торговую марку "ЛИАЗ", на 20 лет сменившую известное название "Шкода".

Первая серия "ЛИАЗ 100" состояла из 2-осных грузовиков полной массой 16~19 т и седельных тягачей для автопоездов полной массой 36~38 т. В 1974 г. началось производство седельного тягача "ЛИАЗ 100.45", а через год - 8,5-тонных грузовиков "100.05". Из гаммы "706МТ" на конвейере остались только самосвалы "MTS24" (4x2), "MTSP24" и "MTSP27" (4x4). Второе поколение автомобилей ЛИАЗ стало формироваться в начале 80-х гг. В 1984 г. с созданием откидываемого варианта первой кабины появились серия "110", получившая заднюю пневматическую подвеску, а также семейство 3-осных машин "122" (6x2), состоявшее из бортового грузовика "122.03" полной массой 26 т и седельного тягача "122.48" для 42-тонных автопоездов. В 1984~85 гг. построили несколько грузовиков "100.55D" (4x4) для марафона Париж-Дакар, давших жизнь полноприводной серии "111". В ралли 1987 г. вариант "ЛИАЗ 111.154" достиг высшего для завода результата, заняв третье место.

С 1987 г. началось производство самосвалов "150" (4x2) и "151" (4x4), заменивших, наконец, серию "706МТ", а также второго базового семейства "200", отличавшегося лишь усиленной звукоизоляцией кабины и тормозами с АБС. Все автомобили можно было заказать с одним из пяти вариантов рядного 6-цилин-дрового дизеля "М630" (11946 см3) с непосредственным впрыском, несколькими типами коробок передач и четырьмя размерами колесной базы. В 80-е гг. двигатель имел исполнения "М634", "М636", "М637", "М638" и "М640" мощностью от 210 до 320 л.с., включая варианты с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Несмотря на это, завод ЛИАЗ так и не смог создать автомобили, полностью удовлетворяющие жестким требованиям стран Западной Европы. Уже к концу 80-х гг. спрос на автомобили ЛИАЗ стал быстро сокращаться. К экономическим и техническим проблемам в начале 90-х гг. добавился распад Чехословакии. В новых экономических условиях предприятие не только потеряло основные внешние рынки, но и не смогло выдержать конкуренцию на внутреннем рынке.

В это время завод ЛИАЗ предпринял усилия по модернизации своей программы. Так в 1990-92 гг. появились седельные тягачи "110.573" с кабиной увеличенного объема "Макси" (Махг) и АБС, а также модель "230.575", впервые оснащенная рядным 6-цилиндровым 4-тактным мотором "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) серии "60" (12742 см3, 365-400 л.с.). К середине 90-х гг. сформировалась обновленная программа из ьпяти базовых семейств. К первым сериям "S" и "FZ" относились развозные грузовики полной массой 9-17 т с 6-цилиндровым дизелем "Штайр" (Steyr) мощностью 180 л.с. Машины различались кабинами собственного производства или собиравшимися по австрийской лицензии. Серию "300" составило не раз модернизированное семейство "100" с колесными формулами от 4x2 до 8x4 полной массой 18~40 т. Их вариантами стали седельные тягачи "МЗОО" с базовыми двигателями с турбонадцувом (модели "M636E/S", "M640F/S/T" и "M640FE/SE/TE", 230-408 л.с), а также моторами "Детройт Дизель" (355~450 л.с.). Пятое семейство состояло из грузовиков серий "110", "150" и "250" с прежними двигателями "М636", "М637" и "М640" (208-305 л.с.) в так называемой версии "Евро-0" для стран, где строгие экологические нормы еще не действуют.

В 1992 г. началась длившаяся три года приватизация предприятий ЛИАЗ. В1995 г. главным владельцем акций стал концерн тяжелого машиностроения "Шкода", и новое акционерное общество стало называться "Шкода-ЛИАЗ". С тех пор вся продукция получила новую торговую марку "Шкода-ЛИАЗ" и иную индексацию.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru