Основной продукцией фирмы "Ганомаг" всегда были грузовики, хотя их производство сначала носило периодический характер. Известность же фирме принесли легковые автомобили. Точнее, первый из них, построенный в 1925 г., - всемирно знаменитый благодаря примитивности форм, простоте конструкции и низкой стоимости 2-местный "Коммисброт" (Kommissbrot).
Марка "Ганомаг" является сокращением наименования "Ганноверского акционерного машиностроительного общества" (Hannoverische Maschinenbau AG), основанного в 1835 г. и выпускавшего тяжелое оборудование и паровозы. Первые грузовики марки "Ганомаг" выпускали в 1905-1908 гг. по лицензии фирмы "Крупп" (Krupp). Они имели горизонтальную паровую машину Петера Штольца (Peter Stoltz) мощностью 35 л.с, были тяжелыми, тихоходными и успеха не имели.
После этого и до начала второй мировой войны "Ганомаг" выпускал массовые и недорогие легковые автомобили и предлагал на их базе фургоны и пикапы. Лишь в 1927-28 гг. появился грузовик "4/10PS" на шасси легкового "Коммисброта" с вынесенным вперед постом управления, 1-цилиндровым мотором (499 см3, 10 л.с.), установленным за сиденьем водителя, и грузоподъемностью 500 кг. Вторым стал необычный для своего времени автомобиль "HL" бес-капотной компоновки грузоподъемностью 3,0~3,5 т, разработанный инженером Паулем Арендтом (Paul Arendt). Это был один из первых в мире грузовиков с горизонтальным 4-цилиндровым дизелем (5195 см3, 60 л.с.), размещенным под рамой в пределах колесной базы. В 1933 г. изготовили лишь 90 таких машин. В 1936-38 гг. на шасси "HL" выпускали 3,5-тонный капотный вариант "HDS" (65 л.с).
С 1932 г. "Ганомаг" специализировался на выпуске маневренных короткобазных 2-осных капотных дорожных тягачей серии "SS". Самая легкая модель "SS20" была укороченным легковым автомобилем "Гарант" (Garant) с 23-сильным мотором и сцепным устройством, расположенным непосредственно за 2-местной кабиной. С 1937 г. в качестве базового шасси использовали легковой "Рекорд" (Rekord) с 4-цилиндровым предкамерным дизелем в 35 л.с. В 1934 г. появился средний тягач "SS55" с колесной базой 2680 мм и более мощным 4-цилиндровым дизелем (55-65 л.с.). С 1937 г. самый крупный тягач "SS100 Гигант" (Gigant) с базой 2750 мм оснащали 6-цилиндровым дизелем (8553 см3, 100 л.с.) и 6-ступенчатой коробкой передач. Он развивал скорость 40 км/ч и мог буксировать автопоезда полной массой 25-30 т. Во время второй мировой войны основной продукцией "Ганомага" были тягачи и полугусеничные бронетранспортеры "Hkl 6", которых собрали более 6 тыс. штук.
В 1949 г. на обновленном шасси "ST100" выпускали коротко-базные строительные самосвалы "STA100", а их удлиненный вариант использовали для 5-тонного грузовика "HD5N", выпущенного лишь в 164 экземплярах. Интересно, что в то время "Ганомаг" предлагал комплекты деталей для переоборудования тягачей в грузовики и наоборот.
В 1950 г. техническим директором "Ганомага" стал известный инженер Рудольф Хиллер (Rudolf Hiller), выехавший из ГДР с национализированного предприятия "Феномен" (Phanomen). Первым результатом его деятельности стала принципиально новая 1,5-тонная капотная машина "L28" с собственным 4-цилиндровым предкамерным дизелем "D28" (2799 см , 45 л.с.) и модным по тем временам аллигаторным капотом, представленная публике на Брюссельском автосалоне 1950 г. Ее разработал Карл Поллих (Carl Pollich), принадлежавший к старой гвардии "Ганомага" (именно он создал знаменитый "Коммисброт"), но всю дальнейшую модернизацию этой серии проводил уже Р. Хиллер. В 1951-54 гг. выпускалась серия "L28" (50 л.с.) грузоподъемностью от 800 кг до 3 т с колесной базой 3650 и 4000 мм. Специально для них инженер Ганс Кремзер (Hans Kremser) сконструировал вариант прежнего двигателя с объемным нагнетателем "Руте" (Roots), что позволило увеличить мощность до 65 л.с., а потом - до 70 л.с. (варианты "128/2" и "L28/3"). Грузовики "L28" стали самой известной продукцией "Ганомага" за всю его историю. Их многочисленные варианты имели усиленное шасси с унифицированной 3- или 6-местной кабиной, бортовые деревянные или цельнометаллические кузова, частично синхронизированные 5-ступен-чатые коробки передач и гидропривод тормозов на всех колесах. С1955 г. на новые 1,5-тонные модели "AL28" (4x4), выпускавшиеся до конца 60-х гг., устанавливали более мощные двигатели, раму дополнили Х-образной поперечиной, в трансмиссию ввели 2-ступенчатую раздаточную коробку и привод валов отбора мощности, гидропривод тормозов оснастили вакуумным усилителем. До 1958 г. было выпущено 55732 грузовика серии "L28".
В1952 г. фирма "Ганомаг" стала дочерним предприятием только что образованного металлургического и машиностроительного концерна "Райншталь-Унион" (Rheinstahl-Union Maschinen- und Stahlbau AG) в Дюссельдорфе. Через шесть лет ее включили в состав машиностроительного объединения "Райнштальверке" (Rheinstahlwerke AG) и переименовали в "Райншталь-Ганомаг" (Rheinstahl-Hanomag). Это позволило расширить разработки новых моделей, а для их производства использовать цеха бывшего завода "Крупна" в Эссене. С1955 г. "Ганомаг" начал тесное сотрудничество с фирмой "Видаль" (Vidal), выпускавшей легкие грузовики "Темпо" (Tempo). Оно продолжалось 8 лет и оказало сильное влияние на специализацию "Ганомага".
В 1958 г. под руководством Карла Поллиха на "Ганомаге" было разработано новое семейство легких грузовиков с кабиной над двигателем округлой формы со специфической овальной облицовкой радиатора и названиями довоенных легковых автомобилей. Программу возглавил 2-тонный "Курьер" (Kurier). С1959 г. к нему присоединились "Курьер L", "Гарант" и "Маркант" (Markant) грузоподъемностью соответственно 1,9,2,5 и 3,2 т. Все они получили по наспедству дизель "D28" (50-70 л.с.), а 4-ступенчатая коробка передач, передняя независимая подвеска с гидроамортизаторами и 3-местная кабина были разработаны специально для новой гаммы. Автомобили предлагались как шасси с кабиной, бортовые варианты, фургоны или самосвалы с несколькими размерами колесной базы (2500~3200 мм), отличались привлекательной внешностью.
Высокий спрос на новые грузовики привел в 1961 г. к решению совета директоров "Ганомага" о приобретении завода обанкротившейся фирмы "Бор-гвард" (Borgward) в Бремене, где и наладили серийное производство легких моделей. Два года спустя сотрудничество с фирмой "Видаль" завершилось ее приобретением. В результате программа "Ганомага" пополнилась легкими переднепри-водными фургонами и пикапами "Матадор" (Matador) грузоподъемностью 1,0-1,75 т, оснащавшимися двигателями "Ганомаг" и "Остин" (Austin).
В 60-е гг. "Ганомаг" произвел модернизацию всей своей программы, оставив нетронутой лишь модель "AL28". С 1961 г. фирма выпускала 2-тонный фургон "Курьер-П" с наклонной передней панелью кабины и прямоугольной облицовкой. В 1963 г. к прежнему 2,8-литровому дизелю добавился бензиновый 4-цилиндровый мотор (1797 см3, 60 л.с.). Он использовался на легкой серии "Курьер-0" грузоподъемностью 1,9 т. Главной же заслугой инженера фирмы стал новый вихрекамерный дизель (3331 см3, 70-80 л.с.) столовкой блока цилиндров "Рикардо" (Ricardo), который предполагалось использовать на легковом автомобиле "Боргвард Изабелла" (Isabella). До 1968 г. его устанавливали на серию "Гарант/Маркант" грузоподъемностью 2,7-3,5 т.
В апреле 1967 г. "Ганомаг" начал производство нового семейства "F" грузоподъемностью 1,0-5,4 т. На основе модернизированных фургонов "Матадор" (ранее "Темпо"), выпускали модели "F20", "F25" и "F30" грузоподъемностью 1,0~1,6 т с двигателями "Ганомаг", "Остин" или "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz) мощностью 50-60 л.с. Собственные грузовики получили индексы от "F40" flo "F86". На них использовали 4- и 6-цилиндровые двигатели (60-100 л.с.), в том числе бензиновый "Боргвард" (2835 см3, 80 л.с.) и новые дизели "Ганомаг" (2,8~4,7 л), а с 1970 г. - моторы "Мерседес-Бенц" (2,3 и 3,8 л). Таким же разнообразием отличались шасси с 4- или 5-ступенчатыми коробками передач, короткой или двойной кабиной. Их использовали под самосвалы, седельные тягачи, автобусы малой вместимости. Внешне эта гамма отличалась более вместительной прямоугольной кабиной над двигателем с горизонтальной решеткой радиатора и встроенными в нее фарами.
Для усиления своего автомобильного отделения и расширения его программы руководство концерна "Райншталь" в конце 1968 г. решило объединить "Ганомаг" с входившей в его состав фирмой "Хеншель" (Henschel). Так появилась новая компания, до 1973 г. выпускавшая грузовики марки "Ганомаг-Хеншель". В целом с 1927 г. фирма "Ганомаг" изготовила 250 тыс. автобилей.
3W.SU ©® 2015