Энциклопедия грузовиков
СТАР
- STAR
- Стараховице
- Польша
- 1948-
|
|
Стар-27, 1963 г. |
|
|
Стар-28, 1969 г. |
|
|
Стар-244, 4x4, 1978 г. |
|
|
Стар-660М1, 6x6, 1972 г. |
|
|
Стар-1142, 1995 г. |
|
|
|
Стар-12.157, 2000 г. |
|
Автомобильный завод "Стар" был главным и наиболее крупным изготовителем
грузовиков в Народной Польше, разработанных полностью собственными
силами. Создание первой машины началось в мае 1946 г. в Конструкторском
бюро автомобильной промышленности (BKPMot), эвакуированном в Лодзь.
Руководителем проекта был известный польский инженер Ян Вернер (Jan
Werner), выбравший за основу довоенный опытный грузовик "Пэ-Зэт-Инж-713"
(PZInz). Прототип нового 3,5-тонного грузовика "А20" с 6-цилиндровым
карбюраторным мотором "S40" мощностью 85 л.с. и 4-ступенчатой коробкой
передач был собран весной 1948 г. в Варшаве, а его производство
решили развернуть в цехах бывшего металлургического завода, основанного
еще в 1875 г. в городке Стараховице близ Кельце, по названию которого
автомобили получили марку "Стар". 15 декабря 1948 г. там началось
изготовление грузовиков "Стар-20", получивших модернизированный
двигатель "542", выпускавшийся также на "Старе". В 1951 г. завод,
которому присвоили имя Ф. Э. Дзержинского, собрал около 2600 машин.
На базе первенца предлагали седельный тягач "С60", самосвал "W14"
и различные специальные исполнения. С 1954г. выпускался 4-тонный
вариант "Стар-21" с 5-ступенчатой коробкой передач и тремя размерами
колесной базы. Через четыре года его заменил более совершенный "Стар-25",
ставший одним из наиболее удачных и популярных польских автомобилей.
Его комплектовали двигателем "S42-2" (95 л.с.) и обновленной кабиной.
В варианте седельного тягача "С25" с полуприцепом "D40" для перевозки
мебели он поступал в СССР. Кроме того, на его основе предлагали
длиннобазное исполнение "25L", самосвалы "W25" с задней и "3W25"
с 3-сгоронней разгрузкой, различные фургоны, цистерны, пожарные
машины, краны. С 1963 г. выпускался "Стар-27" с дизелем "553"(5,6
л, 100 л.с.), на основе которого разработали 8-тонные машины "А83"
(6x4) и "А88" (6x2). С конца 40-х гг. на заводе проводились работы
по созданию полноприводных грузовиков двойного назначения. После
долгих испытаний в 1958 г. началось производство 2,5-тонного автомобиля
"Стар-66" (6x6) со 105-сильным бензиновым мотором. При оснащении
системой регулирования давления воздуха в шинах он получил обозначение
"Стар-660", а последующие дизельные варианты имели индексы "660М1"
и "660М2".
В 1968 г. увидели свет 5-тонные 2-осные грузовики — дизельный "Стар-28"
(100 л.с.) и бензиновый "Стар-29" (105 л.с.), на которых впервые
появилась новая кабина, ставшая основой для самой известной серии
"200". С 1975 г. ее открывал 6-тонный бортовой автомобиль "Стар-200"
с колесной базой 3400 мм, новым польским 6-цилиндровым дизелем "S359"
(6842 см , 150 л.с.), синхронизированной 5-ступенчатой коробкой
передач, рулевым механизмом с гидроусилителем, 2-контурной пневматической
тормозной системой и более вместительной кабиной модели "642". На
его шасси предлагались удлиненный вариант "200L" (база 3910 мм),
полноприводная модель "244" (4x4), седельный тягач "С200", два строительных
самосвала "200S" и "3W244" и сельскохозяйственный "244RS" с высокими
бортами. С середины 70-х гг. на смену серии "660" пришел грузовик
"Стар-266" (6x6). К этому времени автомобильный завод "Стар" превратился
в своеобразный концерн местного значения, включавший пять предприятий,
на которых трудилось 25 тыс. человек, выпускавших все комплектующие
изделия для своих автомобилей. В 70-е гг., во времена увлечения
закупкой иностранных лицензий, "Стар" не воспользовался ни одной
из них. Когда же в Польше начаась приватизация, завод стал в 1991
г. акционерным обществом, но его единственным акционером было государство.
Подготовка к производству нового поколения грузовиков собственной
конструкции началась в середине 80-х гг., а их изготовление продолжалось
до конца 90-х гг. Принципиально новый 3,5-тонный "Стар-742" для
городских и коротких местных перевозок появился на Будапештской
ярмарке в 1986 г., а его производство началось три года спустя.
На автомобиле был установлен польский 4-цилиндровый дизель "Андория"
(Andoria) с турбонаддувом мощноаью 105 л.с., позволявший автомобилю
полной массой около 7 т развивать скорость 98 км/ч. Развитием этой
серии стал полноприводный 3,3-тонный "Стар-744" (4x4). Наследником
серии "200" являлось 6,5-тонное семейство "1142", выпускавшееся
с 1986 г. На этих машинах использовался прежний 150-сильный дизель.
Его вариант с турбонаддувом устанавливался на бортовой модели "Стар-1142Т"
и седельном тягаче "С1142Т" для автопоезда полной массой 27 т, развивавшего
скорость 93 км/ч. Кабина этих машин оснащалась воздушными обтекателями
и массивным бампером.
Стремление "Стара" сохранить независимость привело к выпуску устаревшей
продукции, по техническому уровню и качеству давно не соответствовавшей
новым требованиям. Модели находили спрос только на внутреннем рынке,
где их начали быстро теснить машины иностранного производства. До
середины 90-х гг. объем выпуска составлял 2700~3200 грузовиков ежегодно,
но в 1999 г. он сократился до 1750 машин, а персонал - до 900 человек.
Все это заставило завод "Стар" пойти, наконец, на сотрудничество
с немецкой фирмой МАИ (MAN), подписав с нею в 1998 г. соглашение
о кооперации. Через год в программе появилась легкая серия "Стар-8.125",
представляющая собой прежнее шасси "Стар", оснащенное кабиной и
125-сильным дизелем от серии МАИ L2000. В начале 2000 г. "Стар"
был присоединен к концерну МАИ. В результате в Стараховицах началась
сборка грузовика "Стар-12.157" со 155-сильным дизелем МАИ, 6-ступенчатой
коробкой передач ЦФ (ZF), гипоидной главной передачей, всеми дисковыми
тормозами и 8 размерами базы.
перейти к началу страницы