САВИЭМ Танкарвилль ТР10, 1965 г. |
САВИЭМ-LRS H14TL12B, 1963 г. |
САВИЭМ JL20N, 1959 г. |
САВИЭМ-Хеншель JL28, 1964 г. |
САВИЭМ SM8, 1976 г. |
САВИЭМ SG2, 1965 г. |
САВИЭМ SM260V, 1974 г. |
САВИЭМ JM240, 1967 г. |
23 декабря 1955 г. отделение грузовых автомобилей компании "Рено" (Renault) подписало с фирмами "Латиль" (Latil) и СОМЮА (SOMUA) соглашение о создании объединения с длинным названием "Акционерное общество по производству автомобилей промышленного назначения и механического оборудования" — "Сосьете Аноним де Вэикюль Индюстриэль э д'Экипман Меканик" (Societe Anonyme des Vehicules Industriels et d'Equipements Mecaniques), сокращенно САВИЭМ (SAVIEM). С первых дней контрольный пакет его акций принадлежал корпорации "Рено". В состав группы САВИЭМ входила также автобусная компания "Шоссон" (Chausson). В советской технической литературе фирму САВИЭМ именовали "Савьем". Объединение было создано для сплочения сил крупных французских изготовителей грузовиков и противостояния иностранным компаниям, а также мощной национальной фирме "Берлие" (Berliet). При этом корпорация "Рено", никогда не испытывавшая к грузовикам особого интереса, попросту пожелала переложить их производство на чужие плечи, сосредоточившись на более выгодном массовом выпуске легковых машин. Кроме того, у военно-промышленного комплекса "Шнейдер" (Schneider), владевшего фирмой СОМЮА, также пропал интерес заниматься грузовиками, и он уступил САВИЭМу свое автомобильное отделение.
Получилось, что единственной заинтересованной в новом образовании фирмой оказалась"Латиль". САВИЭМ получил в свое распоряжение цех грузовых автомобилей "Рено" в Бийянкуре, небольшой завод комплектующих изделий в Ле Мане, два предприятия "Латиля" в Сюрэне и Сэн-Клу и завод СОМЮА в Сэн-Куане. Деятельность САВИЭМа началась с того, что на всех автомобилях прежних марок попросту изменили названия. Они получили дополнительные буквы "LRS", что означало "Latii-Renault-SOMUA". Грузовые автомобили "Рено" среднего класса серий "R2150" и "R2180" с бензиновыми двигателями, а также "R4150" "и R4182" с дизелями выпускались до июля 1958 г. под маркой "Рено-LRS". Лишь в начале 1958 г. в бывшей программе "Рено" появились обновленные модели бортовых автомобилей и седельных тягачей тех же серий, включая варианты 4x4, носившие обозначение "САВИЭМ-LRS". Первые грузовики марки "САВИЭМ" появились в 1960 г. Их основой стали прежние модели "R4153" и "R4154" с двигателем модели "572" и колесными базами 3645 и 4355 мм, получившие имена "Мондрагон" (Mondragon) и "Танкарвилль" (Tancarville), позаимствованные у плотины на Роне близ Монтелимара на юге Франции и автомобильного моста через Сену около местечка Танкарвилль близ Гавра.
Официально они носили другие обозначения - соответственно "R1520" ("AR20") и "R1530" ("BR20"), но чаще эти грузовики называли "ложными "савьемами". В общей сложности их было изготовлено всего около 200 штук. В 1961 г. модели "R1521" и "R1531" получили новый 6-цилиндровый горизонтальный двигатель "Фюльгур F646" (Fulgur) рабочим объемом 6840 см3 и мощностью 150 л.с., разработанный для автобуса "SC1". Оборудованный таким мотором усиленный вариант "Танкарвилля" в 1965 г. стал называться "ТР10". Его полную массу увеличили с 13,5 до 15,9 т и стали использовать в качеаве тяжелого строительного самосвала. До 1967 г. сделали 225 таких машин, завершив эру "Рено" на САВИЭМе. Из программы "Латиля" первое время под маркой "Латиль-LRS" безо всяких изменений выпускалось несколько полноприводных тягачей, а также единавенная грузовая серия "Н14А1В6". Вскоре, установив на это шасси 150-сильный мотор и старую кабину с облицовкой СОМЮА, был создан гибридный вариант САВИЭМ SA1B8. Некоторое время под маркой "САВИЭМ" продолжалось изготовление тяжелых шасси "M16A1TZ" (6x6) для аэродромных пожарных машин. В последующие годы компактные тягачи "Латиль TL12" (4x4) предлагались как САВИЭМ-LRS H14TL12B. Затем их производство продали концерну "Крёзо-Луар" (Creusot- Loire).
С первых дней образования САВИЭМа на заводе СОМЮА продолжалось изготовление серии 2- и 3-осных машин "JL19" под маркой "САВИЭМ-LRS". В мае 1958 г. был создан новый седельный тягач "JL19CT", поступивший в производство через год как "JL20" (4x2/6x2). На нем устанавливался 150-сильный дизель СОМЮА D615H, а также его вариант с турбонаддувом мощностью 180 л.с. Внешне автомобиль отличался лишь более простой облицовкой кабины. Ряд оригинальных по форме кабин для серии "JL20" предлагали кузовные фирмы "Пельпель" (Pelpel), "LUepo" (Chereau) и °Konap"(Cottard).
Воплощение амбициозных планов САВИЭМа началось в 1956 г. с закладки на месте старой верфи в Бленвилле близ Кана нового завода. Он был готов в 1965 г., а годом ранее в распоряжение фирмы поступил бывший военный завод в Лиможе, куда перевели производство двигателей "Фюльгур". Летом 1959 г. концерн "Рено" выкупил последние акции фирмы "Латиль" и стал полноправным владельцем всего объединения САВИЭМ, превратив его в свой филиал по производству грузовиков. С тех пор все они получили единую марку "САВИЭМ". Вскоре начался второй этап укрепления позиций САВИЭМа. В 1961 г. к нему присоединились две автобусные фирмы "Изоблок" (Isobloc) и "Флуара" (Floirat), затем компании "Ришар-Континенталь" (Richard-Continental) по производству дорожно-строительной техники и "Синпар" (Sinpar), переделывавшая стандартные автомобили в полноприводные, а также ряд мелких фирм-изготовителей комплектующих изделий. Между тем, к концу 50-х гг. стало ясно, что САВИЭМ оказался "у разбитого корыта". Грузовики "Латиль" были слишком ненадежными и выпускались только до 1961 г. Серия "Рено" с горизонтальными двигателями под рамой выглядела явно устаревшей.
Оставалась единственная ставка на гам му СОМЮА, но у этой фирмы в распоряжении был только 6-цилиндровый мотор рабочим объемом 9,35 л. В 1960 г. появился САВИЭМ JL21 полной массой 13-26 т, получив ший новый 4-цилиндро вый 100-сильный вих рекамерный дизель "Фюльгур". Следующие серии "JL23", "JL25", "JL28" и "JL29" (1961-64 гг.) отличались друг от друга лишь деталями внешнего оформления, более удобными кабинами и вариантами 4- и 6-цилиндровых "вертикальных" модификаций мотора "Фюльгур" (4560 и 6540 см3) мощностью 100-150 л.с. Такие машины достигали скорости 85 км/ч и стали первыми магистральными тягачами марки "САВИЭМ". Поиски новых более надежных силовых агрегатов привели САВИЭМ к закупке 6-цилиндровых дизелей мощностью 150 и 192 л.с. у немецкой фирмы "Хеншель" (Henschel). Впервые они появились в 1961 г. на модели "JL20", получившей марку "САВИЭМ-Хеншель JL200", а затем устанавливались на серии "JL28". Одновременно под маркой "САВИЭМ" в 60-е гг. изготовлялись 2- и 3-осные карьерные самосвалы "МТР" и "MPTV" грузоподъемностью 12 и 17 т, разработанные на СОМЮА.
К середине 60-х гг. кооперация с "Хеншелем", попавшим в тяжелое финансовое положение, завершилась. Между тем, еще в 1963 г. началось сотрудничество в области дизельных двигателей с фирмой МАИ (MAN). С другой стороны, ориентация на автомобили большой грузоподъемности, имевшие ограниченный спрос, не позволяла получить запланированные доходы. В октябре 1964 г. на САВИЭМе приняли к производству серию грузовиков полной массой 3,5-5,0 т. За основу были взяты две популярные серии "Рено" - 1-тонное семейство развозных машин Тоэ-летт" (Goelette) и 2,5-тонное Талион" (Galion). Они появились в июне 1965 г. под обозначениями "SG2" и "SG4", что являлось сокращением от наименований "Супер Гоэлетт" (Super Goelette) и "Супер Галион" (Super Galion). Автомобили получили верхнеклапанные 4-цилиндровые дизели САВИЭМ с непосредственным впрыском топлива и сферической камерой сгорания в поршне рабочим объемом 3017 и 3317 см3 мощностью 70-75 и 80-85 л.с. соответственно, разработанные совместно с МАНом; рычажно-пружинную подвеску (передняя была независимой), барабанные тормоза с гидроприводом, новые 3-местные кабины над двигателем. Они имели грузоподъемность от 1,0 до 4,7т и несколько размеров колесной базы. Универсальные полноприводные варианты получили маркировку "ТР-3". Все эти автомобили с 1966 г. стали продаваться в Германии под маркой "МАИ" (модели "270", "475", "485", "585" и др.). Их шасси с кабиной стало основой для целой гаммы легких грузовиков МАИ, оборудованных собственными моторами. В1967 г. лицензия на производство серии "SG" была продана в Чехословакию, где обе модели выпускались на заводе "Авиа" (Avia).
Серия "SG" считается лучшим творением САВИЭМа, но самостоятельно развить этот успех фирма не смогла. В 1968 г. начался этап углубленной кооперации с МАНом, фактически положивший конец собственным конструкторским разработкам. С этого момента все автомобили получили аббревиатуру "SM", расшифровывающуюся как "SAVIEM-MAN". Развитием серии "SG" стали более тяжелые машины моделей "SM7", "SM8" и "SM10" полной массой 7~10 т, от которых в 1975 г. родились семейства "JK", "JN" и "JP" полной массой 6,0-13,0 т. Автомобили оснащались кабиной "Клуб" (Club), разработанной так называемым "Клубом четырех", куда, помимо САВИЭМа, входили фирмы "Магирус-Дойц" (Magirus-Deutz), ДАФ (DAF) и "Вольво" (Volvo).
Сначала сотрудничество с МАНом в области тяжелых машин развивалась не столь бурно, так как САВИЭМ смог противопоставить в этой сфере собственные машины. Обратиться к немецкому партнеру заставило неудовлетворительное качество двигателей "Фюлгур". В результате в 1964 г. на машины серии "11" начали ставить 6-цилиндровые дизели МАИ мощностью 170, 200 и 240 л.с. Эти варианты получили обозначения "JM170", "JM200" и "JM240", где буква "М" указывала на участие в их создании фирмы МАИ. Дальнейшая кооперация привела к тому, что в начале 70-х гг. машины САВИЭМ были заменены продукцией МАНа, получившей в маркировке индекс "SM". Самыми мощными из них были модели "SM260" и "SM280" с 6-цилиндровым дизелем МАИ (10340 см3, 256 или 285 л.с). Одновременно на заводе в Бленвилле собирали капотные и бескапотные машины МАИ, переименованные в САВИЭМ.
В 1976 г. было подписано первое соглашение с компанией "Берлие". В результате из ворот САВИЭМа вышла партия грузовиков "РХ40", аналогичных модели "Берлие GR350". Через год появился магистральный тягач САВИЭМ PS30T с 300-сильным мотором МАИ и новой откидывающейся кабиной САВИЭМ 875.
Тяжелое экономическое положение европейских автомобильных производителей в середине 70-х гг. заставило французское правительство задуматься над проблемой выживания национальных компаний. В 1978 г. по инициативе Президента Франции было принято решение об объединении фирм САВИЭМ и "Берлие" и создания на их базе филиала "Рено" по производству грузовых машин, которому присвоили название "Рено Вэикюль Индюстриэль" (Renault Vehicules Industriels), сокращенно РВИ (RVI). С момента создания нового объединения началась активная унификация программ САВИЭМа и "Берлие". От прежней гаммы САВИЭМа без особых изменений сохранилась только средняя серия "JN/JP". Автомобили "Берлие 950КВ6" и "GRH230" с кабинами САВИЭМ стали предлагаться под маркой "САВИЭМ" (модели от "НМ15" до "HL38"). Аналогичная метаморфоза произошла и с тяжелыми седельными тягачами "Берлие": модели "TR280", "TR305" и "TR350" с кабинами САВИЭМ известны как САВИЭМ РХ28Т, "РХЗОТ" и "РХ40Т". Последний автомобиль марки "САВИЭМ" был изготовлен 21 апреля 1980 г. Наследниками фирмы САВИЭМ в будущей программе "Рено" стали машины легкого и среднего классов, давшие жизнь сериям "Мастер" (Master), "В" и "S".
3W.SU ©® 2015