Луи Биллем (Louis Willeme, 1889-1958) родился недалеко от Парижа в семье владельца небольшого ресторана. С началом первой мировой войны был призван в армию, где постиг основы механики и увлекся автомобилями. Сразу же после объявления мира он снял в местечке Нейи, близ Парижа, небольшой гараж и начал ремонтировать там списанные армейские автомобили. Ему особенно понравились разработанные специально для армии грузовики "Либерти" (Liberty). Биллем разыскал оставшиеся после войны комплекты для сборки грузовиков "Либерти", создал фирму своего имени и стал собирать на их основе первые собственные 5-тонные машины "Виллем-Либерти". Когда запасы были исчерпаны, Биллем приобрел в США лицензию на их производство. После 1925 г. он стал постепенно модернизировать их и приступил к выпуску 6-тонных вариантов, а затем -7,5-тонных машин с двигателем мощностью 32 л.с. с облагороженным внешним видом. Шасси предлагали стремя размерами колесной базы, передними пневматическими шинами, электрическим стартером, механическим усилителем тормозов.
С 1928 г. Биллем специализировался только на тяжелых грузовиках. В период мирового кризиса резко возросли цены на бензин, и спрос на 7,5-тонные "виллемы", расходовавшие по 50 л горючего на 100 км, стал быстро падать. Биллем решил использовать газогенераторы, но в итоге остановил свой выбор на 2-тактных 3- и 4-цилиндровых дизелях французской компании CLM. К 1930 г. грузоподъемность дизельных "виллемов" составляла 10 т, а трехосные варианты могли перевозить 12 т. Они славились особо прочными рамами, ведущими мостами, 4-, 5- и даже 6-ступенчатыми коробками передач. Но с дизелями CLM Биллем потерпел неудачу и вторично выбрал двигатели немецкой фирмы "Дойц" (Deutz). Это позволило с начала 30-х годов создать новую серию грузоподъемностью 10~15 т. Через несколько лет появились 3-осные модели 6x4 с полезной нагрузкой 15~18 т, 4-, 6- и 8-цилиндровыми двигателями "Дойц" (100-200 л.с.), цельнометаллическими кабинами, плоской облицовкой радиатора, менее жесткой подвеской, пневматическим приводом тормозов. В специальном исполнении тягачи "Биллем" были способны работать в составе автопоезда полной массой до 110 т. С 1937 г. их выпускали на новом предприятии в парижском предместье Нантерр.
В 1947 г. на Парижском салоне "Биллем" представил новую гамму из трех базовых капотных моделей "L10", "S10" (4x2) и "R15" (6x4) грузоподъемностью 10 и 15 т с колесной базой от 5,0 до 6,5 м для обычных перевозок, строительных и специальных работ. Шасси "К15" (6x2) со сдвинутой вперед кабиной служило для установки фургонов вместимостью до 55 м3 (полная масса 26 т), работавших на дальних перевозках. С 1950 г. выпускали усиленное капотное шасси "R115TP" (6x4) для строительных самосвалов, модели "К215" (6x4) и "R615" (6x2) для скоростных перевозок и полука-потное крановое шасси "К115ТР" (6x2) полной массой 26т. На них использовали выпускавшиеся по лицензии "Дойц" 4-, 6- и 8-цилиндровые дизели (100, 150 и 200 л.с.) с увеличенным на 5-15 мм диаметром цилиндров.
Машины получили новые двухдисковое сухое сцепление и 4-ступенчатую коробку передач с дополнительной 2-ступенчатой коробкой. В1948 г. появился самый тяжелый дорожный тягач "W200" (8x4) с 8-цилиндровым двигателем мощностью 225 л.с., предназначенный для перевозки 130-тонных грузов при полной массе автопоезда 205 т. С выпуском 20-тонного карьерного самосвала "Биллем" окончательно утвердил за собой звание самого авторитетного в стране изготовителя тяжелой автомобильной техники. В 50-е гг. автомобили "Биллем" работали на возведении Асуанской плотины и других крупных стройках планеты. Для перевозки грузов через пески Сахары с 1954 г. на "Виллеме" было построено 400 специальных грузовиков и тягачей, приспособленных для работы в экстремальных условиях. Основным в этой гамме стал седельный тягач "W8D" с колесной формулой 6x4 или 6x6 для буксировки автопоездов полной массой до 75 т. Его оборудовали 8-цилиндровым дизелем (250 л.с.) с усиленной запатентованной системой охлаждения, 12-ступенчатой коробкой передач, кабиной с кондиционером и широкопрофильными шинами "Мишлен" (Michelin). В 1957 г. такие тягачи перевозили по 35 тонн грузов на маршруте Алжир-Хеджеле всего за 66 часов, а также доставляли 24-метровые трубы для строительства нефтепроводов. На их базе изготовили партию лесовозов для тропической Африки, облегченные модели "W6DT" (6x4), 2- и 3-осные самосвалы "ТЕ215" и "W630/635", пожарные автомобили "W8DA" (6x6) с двигателем в 330 л.с. для аэропортов, развивавшие скорость 95 км/ч. Гамму особо мощных машин тех лет завершала аэродромная аварийно-эвакуационная машина "CG" (8x4) с краном.
В 1952 г. появилась самая привлекательная серия дорожных грузовиков "Виллема", которая за специфическую форму капота и облицовки радиатора вошла в историю под названием "Нос акулы". Она стала ответом на создание фирмой "Берлие" (Berliet) гаммы "GLR". Общий дизайн автомобилей разработала известная в те времена французская фирма "Карроссе-ри де Леваллуа" (Carrosserie de Levallois), создававшая также форму грузовиков "Ситроен" (Citroen). Сначала гамма включала только модели "LC610" (4x2), "RC615" (6x2) и "RC615D" (6x4) полной массой 19~26 т. На всех использовали 6-цилин-дровый дизель мощностью 175 л.с. и кабины трех типов -короткая, с одним и двумя спальными местами. Через два года их дополнила модель "LC410" с 4-цилиндровым двигателем (120 л.с.). После очередной модернизации в 1956 г. появились новые варианты "LD610" (120 л.с.) и "RD615" (190 л.с), выпускавшиеся до 1963 г. Всего в серии "Нос акулы" предлагалось 15 вариантов автомобилей. Для строительства, промышленности и экспорта их предлагали с упрощенной облицовкой и короткой кабиной "ZA" или "Сахара" (Sahara), а также в исполнении 4x4 и 6x6. В начале 60-х гг. к ним добавили модель "LD610B" с кабиной над двигателем. Несмотря на внешние весьма привлекательные формы » достаточно высокое качество эти автомобили оказалиа слишком тяжелыми и не смете противостоять конкурентам. По пытка реанимировать их пута соединения собственного шасо с кабиной "Юник" (Unic) закон чилась неудачей. К тому "Биллем" был полностью вытеснен с африканского рынка, a cad Луи Биллем по состоянию здо ровья уступил место своему сыну Пьеру. Все это приблизило конец фирмы.
Уже в начале 60-х гг. руковод ство "Виллема" пыталось вы жить в кооперации с француз скими фирмами "Юник" и СО МЮА (SOMUA), но в результаты в мае 1962 г. подписало договор с английской компанией АИК (АЕС), которая стала частичным владельцем "Виллема". Вскоре соглашение распространилось на другую британскую группу "Бритиш Мотор Корпорэйшн" (British Motor Corporation), сокращенно - "Би-Эм-Си" (ВМС). Цель - расширение программы за счет более легких машин грузоподъемностью от 1,5 до 8 т. Для их сборки был введен в строй завод в Шабенэ, а на АИКе разработали новые облегченные шасси для грузовиков полной массой до 18 т и обновили кабины дорожных машин, получившие название "Оризон" (Horizon). Под маркой "Виллем-АИК" некоторое время выпускали грузовики серий "К301", "LD201" и "RD201/202" полной массой 16,5-26 т с двигателем АИК (148 л.с.). В результате кооперации со вторым компаньоном во Франции собирали гамму развозных автомобилей марки "Виллем-Би-Эм-Си" (модели от "В3О" до "0160"), идентичных английским вариантам.
Кризис британской автомобильной промышленности привел к краху и фирму "Биллем". В 1970 г. ее выкупила небольшая французская компания "Перез э Раймон" (Perez et Raimond). Она оставила в программе только средние и тяжелые грузовики и тягачи "Виллема" - серии "RD" и "JP" с американскими двигателями "Джи-Эм" (GM) мощностью 240 и 318 л.с. и коробками передач "Фуллер" (Fuller), а также тягачи "W8SA" и карьерные самосвалы "ТЕ10" и "ТЕ22". Вскоре их производство было прекращено. Сохранился выпуск лишь гаммы тяжелых тягачей "Биллем". Их основой стал разработанный на "Виллеме" и построенный незадолго до банкротства в единственном экземпляре 4-осный тягач "WG180" (8x4). В 1972 г. на его базе начали выпуск модели "TG200" полной массой 52 т и длиной 8,2 м для работы в составе автопоездов полной массой до 200 т. Тягач был оснащен 2-тактным двигателем "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V12 (400 л.с.), 13-ступенчатой коробкой передач "Фуллер", тройной главной передачей, задней подвеской на кантилеверных (консольных) рессорах. Кроме того, предлагали тягачи "TG100" и "TG150" (6x4) с моторами мощностью 318 и 400 л.с. для буксировки автопоездов полной массой 120 и 150 т. Завершал программу тягач "TG300" (8x8) с 2-тактным двигателем "Детройт Дизель" V16 (516 л.с.) и гидромеханической 4-ступенчатой коробкой передач "Кларк" (Clark) для перевозки особо тяжелых и крупногабаритных грузов в составе автопоезда полной массой до 300 т, а в особых случаях - до 1000 т. Изготавливали их по индивидуальным заказам в единичных экземплярах. Это были последние автомобили марки "Виллем".
Фирма "Перез э Раймон" не смогла пережить энергетический кризис и в 1978 г. объявила о банкротстве. Лицензию на производство тяжелых тягачей выкупила бельгийская промышленная группа "Моль" (Mol), продолжавшая некоторое время их производство под собственным именем.
3W.SU ©® 2015