3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

ШКОДА/ ШКОДА-ЛИАЗ

  • SKODA/SKODA-LIAZ
  • Пльзень/Млада Болеслав/ Прага-Летняны/Рыновице/Врхлаби/ Мнихово Градиште/Трнава/Квасины
  • Австро-Венгрия/ Чехословакия/ЧССР/ Чехия/Словакия
  • 1905-
Шкода-304, 1929 г.
Шкода-506, 1930 г.
Шкода-6560, 6x4, 1934 г.
Шкода-4060, 1936 г.
Шкода-706R, 1949 г.
Шкода-706НТ, 1958 г.
Шкода-706МТ524, 1969 г.
Шкода-1201, 1958 г.
Шкода-1203, 1987 г.
Шкода-ЛИАЗ Ксена 19.47TBV, 1999 г.
 

В 1869 г. молодой инженер Эмил Шкода (Emile Skoda) приобрел небольшой механический завод, основанный в городе Пльзень десятью годами ранее представителями дворянского рода Вальдштейнов. Преобразованный в акционерное общество в 1899 г., он постепенно превратился в одно из крупнейших машиностроительных предприятий Австро-Венгрии. В 1905 г. там началось изготовление тяжелых армейских грузовиков и тягачей "Шкода" с двигателями мощностью 45-90 л.с. и всеми ведущими и управляемыми колесами.

В 1919 г. на заводе "Шкода", оказавшемся на территории Чехословакии, был открыт цех № 83 для производства военных тягачей и изготовления машин гражданского назначения. В 1921 г. появились первые 3-тонные грузовики "Шкода-304" и "306" с 4- и 6-цилиндровыми двигателями мощностью 45-65 л.с. В1923 г. в локомотивном цехе завода "Шкода" по лицензии английской фирмы "Сентинел" (Sentinel) началась сборка 5-тонных паровых грузовиков с 2-цилиндровой паровой машиной мощностью 70 л.с.

Летом 1925 г. начался новый этап в развитии марки "Шкода": в состав Пльзеньского промышленного комбината была включена фирма "Лаурин-Клемент" (Laurin-Klement) из города Млада Болеслав, получившая наименование "Шкода". С этого времени производство разработанных там грузовых автомобилей было переведено в Пльзень. Первой продукцией стали модернизированные 2- и 4-тонные машины "Лаурин-Клемент 500" и "540" с двигателями мощностью 35~40 л.с., получившие новые индексы "505" и "545" и смешанную марку "Шкода-Лаурин-Клемент". Аналогичные изменения претерпели и 1-тонные пикапы "Лаурин-Клемент 115". Им присвоили индекс "125". Первым грузовиком новой марки в 1927 г. стал 5-тонный "Шкода-550", базировавшийся на шасси "545" с более мощным 4-цилиндровым нижнеклапанным мотором (6786см3, 50 л.с).

Самостоятельное производство грузовиков "Шкода" развернулось в Пльзене только с 1929 г., когда была представлена гамма 2-осных капотных машин (модели "104", "154", "304", "306", "504" и "506") грузоподъемностью 1,25-5,0 т с собственными 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми моторами (1661-7274 см3, 30-75 л.с.). Через год к ним прибавилась 2-тонная модель "206", но основным событием 1930 г. стало появление сразу двух дизельных машин "404D" и "606D" грузоподъемностью 4 и 6 т, оснащенных соответственно 4- и 6-цилиндровыми двигателями (5702 и 8554 см3, 66 и 100 л.с.). 1934 г. ознаменовался установкой 100-сильного дизеля на 4-тонную модель "406D" и началом изготовления небольших серий 3-осных автомобилей "656D" (6x4) с задней независимой подвеской и "806D" (6x2) грузоподъемностью 6,5-8,0 т. На следующий год с конвейера сошел самый популярный 2,5-тонный дизельный грузовик "254D" с 4-цилиндровым мотором (3768 см3, 55 л.с.), впервые получивший более обтекаемые внешние формы, а также были собраны опытные образцы 8-тонной модели "806DT" (6x2) с наиболее мощным 6-цилиндровым верхнеклапанным пред-камерным дизелем (11781 см3, 135 л.с.). Все грузовики оснащались лонжеронными рамами, одно- или многодисковыми сцеплениями, 4- или 5-ступенчатыми коробками передач (для тяжелых моделей - с 2-сгупен-чатым демультипликатором), подвеской на полуэллиптических рессорах и гидропневматической тормозной системой. Обычно все они предлагались также в низкорамных вариантах "N" и как шасси для автобусов. Их максимальная скорость составляла от 40 до 80 км/ч.

Во второй половине 30-х гг. "Шкода" модернизировала прежние модели, оснащая их новыми агрегатами и создавая более совершенные формы оперения и кабин. Лишь в 1939 г. появились новые машины: легкие серии "100" и "150" грузоподъемностью 1,4-1,8 т с передней независимой подвеской, 2,5-тонная модель второго поколения "256В" и 7-тонный грузовик "706D" с 8,6-литровым дизелем в 110 л.с., которому было суждено стать базой для всей послевоенной продукции марки "Шкода". Следует напомнить, что в Млада Болеславе выпускалась широкая гамма легковых автомобилей "Шкода", на базе которых предлагались развозные фургоны и пикапы.

Параллельно фирма "Шкода" выпускала 3-осные армейские и специальные грузовики и тягачи. Первым в этом семействе в 1932 г. стал автомобиль "Шкода L" (6x4) грузоподъемностью 2,0-2,5 т с 6-цилиндровым бензиновым двигателем (3140 см3, 66 л.с.) и свободно вращающимися запасными колесами, подвешенными с обеих сторон кабины. В 1935~39 гг. выпускалось новое поколение 3-осных капотных машин "6ST6" (6x4) и "6STP6" (бхб) грузоподъемностью 4-5 т с 6-цилиндровыми 100-сильными бензиновым и дизельным двигателями, 2-ступенчатым демультипликатором и односкатными задними колесами. Унифицированный с ними 4-тонный грузовик "6VD" (6x6) впервые получил кабину над двигателем.

Для Чехословакии вторая мировая война началась в марте 1939 г., когда немецкие войска оккупировали ряд областей страны. Первое время "Шкода" продолжала выпускать почти всю гамму своих автомобилей, но в 1941 г. немецкие власти взяли управление предприятием в свои руки и перестроили его на военный лад. Из грузовиков остались в производстве только модели "150", "254D", "256С" и "706D". На базе легковых автомобилей стали собирать армейские грузопассажирские машины "Шкода-952" (4x2), "956" (4x4) и "903" (6x4), а с 1942 г. выпускались 90-сильные тягачи RSO (4x4). С пражского завода "Авиа" (Avia) в Млада Болеслав была переведена часть производства самолетов.

Разработка послевоенной программы началась в самый разгар войны, но сразу же по ее окончании было принято решение о переносе производства грузовиков на завод "Авиа" в Летнянах, пригороде Праги. С 1946 г. там начался выпуск обновленного капотного автомобиля "Шкода-706К". По сравнению с базовым вариантом "706D" он имел грузоподъемность 7,5-9,0 т, а мощность созданного еще до войны 11,8-литрового дизеля довели до 145 л.с. Нд РГП базе выпускались самосвал "706RS" с 3-сторонней разгрузкой и автобус "706RO" вагонной компоновки. Когда же на заводе "Авиа" решили возобновить сборку самолетов, их производство с января 1952 г. перенесли на завод в селе Рыно-вице, входивший в объединенную группу предприятий Либерецкой области Чехословакии, известную под аббревиатурой ЛИАЗ (LIAZ). В 1957 г. там началось серийное производство одного из наиболее популярных грузовиков "Шкода" - беска-потной модели "706RT" грузоподъемностью 7,0-8,5 т. Ее основой послужил капотный вариант "706R", но прежний двигатель получил непосредственный впрыск топлива и развивал мощность 160 л.с. Максимальная скорость возросла с 55 до 70 км/ч. На его базе выпускались низкорамный вариант "706RTDA", 6,5-тонный самосвал "706RTS" с 3-сторонней разгрузкой и седельный тягач "706RTTN" для работы в составе автопоезда полной массой 24 т. На шасси автобусов "706RTO" выпускались вместительные фургоны для дальних перевозок. В 1966 г. параллельно началось изготовление модернизированного семейства "706МТ", получившего рядный 6-цилиндровый дизель нового поколения "М630" (11946 см3,180 л.с).

В мае 1969 г. появились грузовики моделей "706МТ4" и "706МТ5" с еще более мощным 210-сильным мотором "М634" и 5-ступенчатой коробкой передач с 2-ступенчатым демультипликатором. Они отличались только колесной базой (4600 или 5400 мм), имели грузоподъемность 8,2-9,2 т и развивали скорость 80 км/ч. Машины предлагались также как седельные тягачи "MTTN5" и самосвалы "MTS24" (4x2), "MTSP24" и "MTSP27" (4x4). Их производство завершилось только в 1987 г. К этому времени автомобилей серии "706" было изготовлено свыше 300 тыс. штук.

В то время как выпуск грузовиков "Шкода" увеличивался на Либерецких заводах, на головном Народном предприятии в Млада Болеславе (Auto-mobilove Za'vody, Na'rodny Pod-nik, AZNP) началось производство новых легковых автомобилей. На их базе небольшой кузовной завод в городке Врхлаби собирал легкие развозные машины. С1955 г. на базе легковой модели "Шкода-1201" с 4-цилиндровым мотором (1221 см3, 45 л.с.) предлагались грузопассажирские варианты, фургоны и пикапы, которые экспортировались в СССР. В 1961 г. легковая гамма "Шкода-1202" с обновленным дизайном также включала фургон и пикап грузоподъемностью 490 и 630 кг соответственно. На агрегатах этих машин в октябре 1968 г. был освоен выпуск фургонов с несущим кузовом вместимостью 7,3 м3 и 1-тонных бортовых грузовиков "Шкода-1203" с кабиной над двигателем и независимой подвеской. С 1973 г. их производство начали постепенно переводить на Трнавский автомобильный завод (Trnavske Auto-mobilove Zavody), сокращенно ТАЗ (TAZ), в городе Трнава (Словакия). В 1987 г. они получили более мощный двигатель (1433 см3, 57 л.с.) и обновленный дизайн передней части кузова. После распада Чехословакии и образования Словацкой республики их продолжали выпускать под маркой ТАЗ.

Экономические реформы заставили обновить ряд легковых автомобилей, а заодно и программу легких развозных машин на их базе. В1990 г. завод в городе Млада Болеслав на базе переднеприводного легкового автомобиля "Фаворит" (Favorit) начал выпускать грузопассажирский вариант "Форман" (Forman) с 4-цилиндровым бензиновым двигателем (1289 см3, 56 л.с.). Он в свою очередь стал основой для пикапов и легких фургонов, которых собрали свыше 75 тыс. штук. После включения завода "Шкода" в 1994 г. в состав концерна "Фольксваген" (Volkswagen) появился перед-неприводный легковой автомобиль "Фелиция" (Felicia). Через 2 года на его базе заводы в Ква-синах и Врхлаби начали выпускать легкие развозные машины - пикап грузоподъемностью 600 кг и фургон на 450 кг с кузовом вместимостью 2,2 м3. Кроме стандартного 68-сильного бензинового мотора, они предлагались с дизелем "Фольксваген" (1896 см3, 65 л.с.) и гидроусилителем рулевого механизма.

Многие годы основными заказчиками грузовых автомобилей предприятия ЛИАЗ оставались СССР и социалистические страны. Желание найти более престижные рынки сбыта привело к внедрению в 1974 г. нового поколения машин серии "100", на которых марку "Шкода" решили заменить на аббревиатуру ЛИАЗ, практически не известную за пределами страны. Очередная попытка достичь мирового уровня не удалась, а политические события начала 90-х гг. и ухудшившееся экономическое положение предприятия привели к тому, что завод оказался на грани банкротства и в сентябре 1995 г. вновь был включен с состав концерна тяжелого машиностроения "Шкода". Выкупив акции заводов ЛИАЗ и закрыв ряд нерентабельных предприятий, он образовал новое Акционерное общество (Skoda-LIAZa.s.), в распоряжении которого остались только 4 предприятия в городах Яблонец-на-Нисе, Либерец, Мнихово Градиште и Мельник. Сначала программа включала все ранее выпускавшиеся автомобили, получившие новую торговую марку "Шкода-ЛИАЗ" и измененную индексацию моделей. К ним относятся серии "S", "FZ", "110/150/250", "300" и "МЗОО" полной массой от 9 до 40 т с колесными формулами от 4x2 до 8x4 и дизелями собственного производства или австрийскими моторами "Штайр" (Steyr) мощностью 180-410 л.с. Первым новым автомобилем "Шкода-ЛИАЗ" в 1996 г. стал магистральный тягач "Ксена 19.47TBV" (Хепа) для автопоездов полной массой до 44 т, возглавивший новую серию "400". Он оборудован 6-цилиндровым двигателем "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) с турбонадцувом (12742 см3, 437 или 477 л.с.), 16-сгупенчатой коробкой передач "Итон" (Eaton), импортными мостами, передними дисковыми тормозами, АБС, задней пневматической подвеской с электронным управлением, новой просторной кабиной из многослойного стеклопластика на алюминиевом каркасе. В 2000 г. к нему добавилась новая серия "Фокс" (Fox) полной массой 19 т с двигателями мощностью 290-330 л.с.

В конце XX века положение заводов "Шкода-ЛИАЗ" оставалось сложным. Если в лучшие времена там выпускалось ежегодно по 18 тыс. машин, то к концу 90-х гг. производство сократилось до нескольких сотен грузовиков в год.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru