3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

ЛЕЙЛАНД

  • LEYLAND
  • Лейланд/Кингстон/Бэтгэйт/ Бирмингем/Саутхолл/Скотстаун
  • Великобритания
  • 1896-
Лейланд F5, 1918 г.
Лейланд А1, 1924 г.
Лейланд Р, 1926 г.
Лейланд Бэджер, 1934 г.
Лейланд Хиппо, 1934 г.
Лейланд Бивер, 1935 г.
Лейланд Супер Хиппо, 1953 г.
Лейланд Октопус, 1950 г.
Лейланд Боксер, 1981 г.
Лейланд Шерпа, 1982 г.
Лейланд Роудраннер, 1987 г.
Лейланд Лэндтрейн, 1980 г.
Лейпанд Супер Комит, 1998 г.

Лейланд - одна из старейших автомобильных фирм мира. За свою более чем вековую историю она выпускала практически все виды автомобилей, проделав путь от сельской мастерской до крупнейшего британского автомобильного концерна, впоследствии очень быстро растерявшего все свои достижения.

Родилась эта известная марка в 1896 г., когда братья Джеймс и Уильям Самнер (Sumner) на месте старой литейной мастерской в городе Лейланд, графство Ланкашир, основали "Ланкаширскую компанию по производству паровых повозок" - "Ланкашир Стим Мотор Компани" (Lancashire Steam Motor Company). Она прославилась своими огромными и неуклюжими паровыми грузовиками и дорожными тягачами. По названию родного города они получили марку "Лейланд". Первой моделью в конце 1896 г. стал легкий паровой 1,5-тонный фургон с вертикальным паровым котлом, работавшим на нефти, и горизонтальной 2-цилиндровой паровой машиной мощностью 10-14 л.с., расположенной под полом. По конструкции он был похож на представленный чуть ранее паровик Джона Торникрофта (John Thornycroft). За ним последовали 3- и 4-тонные варианты, работавшие на угле. Их разрабатывал инженер сэр Генри Спэрриер (Henry Spurrier), будущий президент "Лейланда" (до 1964 г.). К1904 г. фирма выпустила 72 паровых грузовика и даже несколько паровых автобусов. К тому времени это было уже весьма солидное предприятие, где работало 160 человек. В 1904 г. появился тяжелый 5-тонный грузовик модели "Н" с передним вертикальным паровым котлом с трубчатым парообразователем, выпускавшийся 10 лет. В задней части грузовой платформы подвешивался бак для воды. Горизонтальная паровая машина-компаунд имела два цилиндра -высокого и низкого давления.

Она располагалась под массивной стальной рамой и вращала промежуточный вал, с которого крутящий момент передавался двумя бортовыми цепями на задние колеса. В 1911 г. к нему добавился 6-тонный паровик модели "F" с усовершенствованным парогенератором и подъемными клапанами для распределения пара вместо прежних золотников. В начале XX века такие машины в Великобритании были намного популярнее, чем бензиновые, но постепенно положение менялось. На "Лейланде" вовремя поняли, что "век пара" на исходе, и начали параллельно заниматься новыми машинами. Тем не менее, паровые грузовики модели "F5" оставались в программе до 1926 г.

Первый опытный 1,5-тонный бензиновый грузовик по прозвищу "Поросенок" появился в 1904 г., но оказался неудачным. Через год из ворот "Лейланда" начали выходить новые грузовые автомобили. В 1907 г. фирму переименовали в "Лейланд Моторс Лимитед" (Leyland Motors Limited). В том же году появилась 3,5-тонная капотная модель "X", полностью изготовленная собственными силами. Машина оснащалась рядным 4-цилиндровым бензиновым мотором (6 л, 35~40 л.с.) и впервые в Великобритании получила 4-ступенчатую коробку передач. Через год началось производство 3-тонной модели "Y" (24 л.с.), а на 5-тонной модели "U" (50 л.с.) впервые место водителя разместили над двигателем. С 1909 г. головки блоков своих моторов "Лейланд" стал отливать из алюминиевого сплава. На следующий год фирма выполнила престижный заказ короля Георга V - фургон для перевозки охотничьего снаряжения. В 1912 г. "Лейланд" приступил к выпуску 3-тонных армейских грузовиков модели "L" с карданным приводом. Через несколько лет 6 тыс. таких машин поступили на службу в Королевские военно-воздушные силы.

В

начале 20-х гг. "Лейланд" приобрел второй завод в Кингстоне, графство Суррей. Там в 1920 г. появился первый грузовик гражданского назначения - 2-тонная модель "А". Ее прообразом стала довоенная серия "Y" с двигателем мощностью 26 л.с, 4-ступенчатой коробкой и червячной главной передачей. В1922-26 гг. выпускался 2,5-тонный вариант "А1" (32 л.с.), с 1920 г. - короткобазный 6-тонный самосвал модели "Р" для городского хозяйства с закрытой кабиной над двигателем. В начале 20-х гг. появилось также несколько легких серий "N", "G" и "Т"(36-48 л.с).

В 1929 г. "Лейланд" полностью обновил программу производства и дал грузовикам названия различных животных. В какой-то степени они отражали параметры и качества автомобилей и со временем прочно вошли в обиход английских водителей. Эту программу возглавил 2-тонный грузовик с кабиной над новым 6-цилиндровым двигателем мощностью 62 л.с., получивший название "Каб" (Cub), что означает "Детеныш". Его впервые оборудовали тормозами на всех колесах с гидроприводом, а в 1933 г. он одним из первых в стране получил дизельный двигатель. Его создали на "Лейланде" на основе собственного 4,4-литрового бензинового мотора. В начале 30-х гг. программа пополнилась моделями на 2,5~4,0 т, получившими имя "Бэджер" (Badger) - "Барсук". Их 6-тонный 48-сильный вариант назывался "Бивер" (Beaver) - "Бобер", а тяжелая 3-осная машина - "Терьер" (Terrier). Выпуск моделей развернулся на перестроенном заводе в Кингстоне. С конца 20-х гг. важным направлением стало производство многоместных автобусов, принесших фирме огромную известность. Наиболее популярными стали 2- и 3-осные одноэтажные машины "Тайгер" (Tiger), 2-этажные "Титан" (Titan) и уникальный 3-осный 2-этажный гигант "Титаник" (Titanic).

В середине 30-х гг. вся гамма грузовиков была вновь модернизирована и получила названия более "солидных" животных. С 1937 г. на смену "Кабу" пришел капотный автомобиль "Линкс" (Lynx) - "Рысь" грузоподъемностью 5~6 т с бензиновым 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем (4790 см3, 75 л.с.) или дизелем в 60 л.с. Более тяжелые 2- и 3-осные бескапотные машины назывались "Бафэлоу" (Buffalo), "Байзн" (Bison) и "Булл" (Bull), что соответственно означало "Буйвол", "Бизон" и "Бык". С 1935 г. выпускались наиболее известные тяжелые грузовики своего времени - 3-осный "Хиппо" (Hippo) - "Гиппопотам" (6x2 или 6x4) и 4-осный "Октопус" (Octopus) - "Осьминог" (8x4) грузоподъемностью 12~15 т с новым 6-цилиндровым дизелем (8990 см3, 98 л.с.). В это время практически все грузовики "Лейланда" имели кабину над двигателем, 5-ступенчатые коробки передач, тормоза на всех колесах с гидроприводом и вакуумным усилителем.

В середине 30-х гг. особым направлением стало производство шасси для пожарных автомобилей "FK". В 1939 г. к нему прибавилась серия "FT" с 6-цилиндровым бензиновым мотором (7642 см3, 96 л.с.), который впервые для грузовиков "Лейланд" получил распределительный вал в головке блока. Шасси оснащали пожарным оборудованием собственного изготовления или английской компании "Деннис" (Dennis). Для установки механических 30-метровых лестниц, выпускавшихся на "Лейланде" по лицензии немецкой фирмы "Метц" (Metz), использовали низкорамные автобусные шасси "Тайгер" и "Титан".

В годы второй мировой войны "Лейланд" был одним из основных поставщиков армейских автомобилей и бронетехники для армии Великобритании и ее союзников. Почти все гражданские модели предлагались в армейском исполнении. Специально для армии был разработан 3,5-тонный "Ритривер" (Retriever) с новым 4-цилиндровым верхнеклапанным мотором (5895 см3, 73 л.с). В 1944 г. появилось второе поколение "Хиппо Мк II" с 10-ступенчатой коробкой передач и новым 6-цилиндровым дизелем (7,4 л, 100 л.с.). Кроме того, на заводах "Лейланда" собирали танки "Центавр" (Centaur), "Кромвель" (Cromwell) и "Черчилль" (Churchill), самоходные артиллерийские установки "Эвенджер" (Avenger), а также выпускали двигатели для танков, авиабомбы и снаряды для 20-мм пушек.

Благоприятное финансовое положение позволило "Лейлан-ду" в первые же мирные годы представить полностью обновленную гамму грузовых машин. Главной новинкой стала 2-осная серия "Комит" (Comet) с характерным высоким и коротким капотом. С 1947 г. выпускался 6-тонный "Комит-75", через четыре года появился "Комит-90" грузоподъемностью 7,5 т. С1954 г. оба предлагались также с кабинами над двигателем (изготавливались до 1960 г.). Цифровые индексы серии "Комит" указывали на то, что на них установлены новые б-цилиндровые дизели "0.300" и "0.350" рабочим объемом соответственно 5,0 и 5,7 л и мощностью 75 и 90 л.с. Впервые в практике "Лейланда" на этих моделях использовали гипйидную главную передачу.

Скорость довели до 80 км/ч. Фирма "Олл Уил Драйв" (AWD) изготовляла их полноприводные варианты 4x4 и 6x6. В 50-е гг. автомобили "Комит" стали одними из наиболее популярных в стране.

В конце 40-х и начале 50-х гг. на основе ряда довоенных машин начали выпуск модернизированных моделей с кабинами над двигателем и новой облицовкой. Двухосный "Бивер" и 3-осный "Хиппо" (6x2/6x4) грузоподъемностью 8,5~13 т получили новый 6-цилиндровый дизель "О.600" (9783 см3, 125 л.с), 5-ступенчатую коробку передач и пневматический привод тормозов. Новинкой стал 10-тонный "Стир" (Steer) 6x2 с двумя передними управляемыми мостами. С 1950 г. выпускали обновленный "Октопус" (8x2/8x4) грузоподъемностью 14,5-15 т и полной массой 24 т с дизелями "0.600" (125 л.с.) и "О.680" (11100 см3, 150 л.с.), а с 1959 г. - с мотором "0.900" (15200 см3, 200 л.с.). Они имели пневматический привод выключения однодиско-вого сухого сцепления, 7-ступенчатую коробку передач, двойную главную передачу и рулевой механизм с гидравлическим усилителем. Для экспорта предназначались более простые капотные "Супер Бивер" (4x2) и "Супер Хиппо" (6x4). Самым тяжелым автомобилем начала 50-х гг. стал 12-тонный 200-сильный "Бафэлоу" (6x4) полной массой 25,5 т для работы в пустынных районах Африки. Его трансмиссия включала гидротрансформатор и планетарную 4-ступенчатую коробку передач. Он мог работать в составе многозвенных автопоездов полной массой до 100 т. Кроме того, "Лейланд" предлагал гамму многоместных автобусов, армейских полноприводных автомобилей, специальных шасси, и продолжал собирать танки.

К началу 50-х гг. "Лейланд" стал крупнейшим британским изготовителем грузовиков и автобусов, выпуская ежегодно по 8 тыс. автомобилей. Это позволило ему приобретать другие компании. Первой его жертвой стала в 1951 г. фирма "Альбион" (Albion). В 1954 г. кузовная фирма "Мотор Пэнелз" (Motor Panels) разработала для серии "Супер Комит" новую более эффектную кабину над двигателем, которую стали использовать также на автомобилях "Альбион" и "Додж" (Dodge) английского производства. В истории она известна под маркой "ЛАД" (Leyland-Albion-Dodge, LAD).

В 1955 г. "Лейланд" приобрел фирму "Скаммелл" (Scammell), которая еще многие годы сохраняла свою индивидуальность. В преддверии экономического кризиса к "Лейланду" в 1961 г. была присоединена группа "Стандард-Триумф" (Standard-Triumph), выпускавшая легковые автомобили. В августе следующего года пришла очередь компании АИК (АЕС), а с нею и четырех принадлежавших ей фирм-изготовителей грузовиков: "Моделей" (Maudslay), "Кроссли" (Crossley), "Торник-рофт" (Thornycroft) и кузовной "Парк Ройял" (Park Royal). В результате в 1963 г. "Лейланд" стал концерном "Лейланд Мотор Корпорейшн" (Leyland Motor Corporation). В 1965 г. он приобрел контрольный пакет акций фирмы "Бристоль" (Bristol) и через два года объединился с компанией "Ровер" (Rover), а в 1968 г. выкупил изготовителя самосвалов "Эйвелинг-Бэрфорд" (Aveling-Barford). 17 января 1968 г. в Великобритании родился крупнейший за всю историю страны автомобильный концерн "Бритиш Лейланд Мотор Корпорейшн" (British Leyland Motor Corporation), сокращенно БЛМК (BLMC). Он объединял практически все британские автомобильные фирмы, входившие как в империю "Лейланда", так и во второй английский концерн "Бритиш Мотор Холдинге" (British Motor Holdings), носивший в 1952-67 гг. более известное название "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation) или "Би-Эм-Си" (ВМС). Кроме всемирно известных фирм "Остин" (Austin), "Моррис" (Morris) и "Ягуар" (Jaguar), в него вошли изготовители грузовиков и автобусов "Гай" (Guy) и "Дэймлер" (Daimler). В результате новый концерн стал контролировать 95% производства всех типов автомобилей в Британском королевстве. Ему принадлежало более 20 сборочных заводов, на которых трудилось свыше 20 тыс. человек. Сама же фирма "Лейланд" стала отделением концерна БЛМК по производству грузовиков и автобусов. Но жестокий кризис заставил закрыть большинство из вновь приобретенных компаний. В результате исчезли многие известные марки легковых и грузовых автомобилей, а некоторые были переименованы в "Лейланд".

В дальнейшем "Лейланд" использовал опыт и достижения переживших кризис компаний АПК, "Альбион", "Моррис", "Остин", "Скаммелл" и "Торникрофт". В наследство от концерна "Би-Эм-Си" достались легкие серии "Е", "F" и "G" грузоподъемностью 3,5-7,5 т, до 1986 г. выпускавшиеся на заводе "Остина" в Бэтгэйте. От "Альбиона" сохранились автомобили "Клайдсдэйл" (Clydesdale) и "Ривэ" (Reiver) 6x4 грузоподъемностью 6,5-13,5 т, переименованные в "Лейланд". В 1968 г. их оборудовали новой кабиной над двигателем модели "G" и включили в "Красную серию" "Редлайн" (Redline), выпускавшуюся на заводе "Альбиона" в Скотстауне. После реорганизации в 1972 г. эта гамма пополнилась тремя моделями с двигателями "Лейланд" (80~150 л.с.): 2-осными "Терьер" и "Боксер" (Boxer) грузоподъемностью 4-11 т, а также 11-тонной "Мэстифф" (Mastiff) полной массой 1б~28 т, созданной на основе серии "FJ" компании "Би-Эм-Си". Для тяжелых грузовиков "Голубой серии" "Блюлайн" (Blueline) в 1968 г. была создана кабина "Эргоматик" (Ergomatic). Сначала в "Блюлайн" входили 2-осный "Линкс" и 16,5-тонный "Бизон" (6x4). В 1970 г. программу расширили за счет модели "Биэр" (Bear) - "Медведь". Через два года внедрили новую гамму "Бафэлоу" полной массой до 32 т. В 1978 г. на заводе АПК в Саутхолле начали выпускать 2-осную серию "Мэретон" (Marathon) с американским дизелем "Камминс" (Cummins) и кабиной увеличенной высоты, включавшую одиночные грузовики полной массой до 32 т и седельные тягачи для автопоездов полной массой до 44 т. В 1977 г. был изготовлен последний вариант 4-осной серии "Октопус". От фирмы "Скаммелл" достался ее лучший грузовик "Констрактор" (Constructor) 6x4/8x4 полной массой 24-30 т. В гамме автобусов выделялись 2-этажные 77-местные машины "Этлентин" (Atlantean), выпускавшиеся в Уоркингтоне. На базе их низкорамных 150-сильных шасси предлагались пожарные автомобили "Файрмастер" (Fire-master) с автоматической коробкой передач. В начале 70-х гг. была собрана партия из 6 седельных тягачей 6x4 с газовой турбиной (350 л.с.).

Энергетический кризис вновь поставил "Лейланд" на грань разорения. В 1973-74 гг. он понес убытки в размере 2,6 млрд. фунтов стерлингов, был вынужден закрыть отдельные предприятия и сократить программу производства. В 1979 г. из концерна он вновь превратился в простую компанию под названием "Лейланд Вииклз Лимитед" (Leyland Vehicles Ltd.). Начало 80-х гг. ознаменовалось очередным падением престижа "Лейланда" и резким сокращением его программы. В 1981 г. отделение в Бирмингеме, выпускавшее с 1976 г. разработанный на "Би-Эм-Си" 1-тонный фургон "Лей-ланд Шерпа" (Sherpa) с 1,8-литровым мотором (52 л.с.), приобрело статус самостоятельной фирмы "Фрейт Ровер" (Freight Rover). В мае 1982 г. прекратилось производство серии "Терьер", в сентябре 1983 г. с конвейера сошел последний "Мэстифф", в марте 1984 г. - "Боксер". В течение 1982 г. пришлось свернуть производство всей "Голубой серии". Последним напоминанием об "Альбионе" стал "Лейланд Чифтэн" (Chieftain), выпущенный в 1978 г. и снятый с производства в декабре 1983 г.

Одновременно последние силы "Лейланда" были брошены на замену всех предыдущих машин новой гаммой "Т45" с облегченной кабиной над двигателем "С40" в нескольких вариантах. С1980 г. в производство пошла наиболее известная тяжелая серия последнего периода -"Т45 Роудтрейн" (Roadtrain) с кабиной со спальным местом,Лейланд Лэндтрейн, 1980 г. получившая титул "Грузовик 1981 года". Она включала грузовики и тягачи для автопоездов полной массой до 40 т, оборудованные дизелями "Лейланд TL12" с турбонаддувом (12,4 л, 281 л.с.), "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce, 12,2 л, 295-350 л.с.), "Камминс" или "Перкинс" (Perkins), 10- и 13-ступенчатыми коробками передач "Фуллер" (Fuller) или "Спайсер" (Spicer). С 1981 г. выпускался облегченный седельный тягач "Т45 Крузер" (Cruiser) с упрощенной кабиной для автопоездов полной массой до 32 т. В ноябре 1981 г. началось изготовление новой средней гаммы "Т45 Фрейтер" (Freighter) полной массой 16 т с 4 типами двигателей и 5 вариантами колесной базы. Наконец, с 1984 г. серию "Т45" продолжила гамма "Роудраннер" (Roadrun-ner) полной массой 3,5-9,8 т с дизелями "Лейланд" мощностью до 130 л.с, передними дисковыми тормозами, кабиной "Мотор Пэнелз" и колесной базой 3250-4270 мм. С 1980 г. самый тяжелый грузовик "Кон-страктор S26" (6x4/8x4) полной массой 26-30 т выпускался на шасси "Роудтрейн" с моторами "Лейланд TL11" (209 л.с), "Перкинс Игл" (Eagle) в 285 л.с., "Роллс-Ройс" (13 л, 268 л.с.), 6- или 9-ступенчатой коробкой "Итон" (Eaton). На смену капот-ным сериям "Супер Бивер" и "Супер Хиппо" пришли автомобили "Лэндтрейн" (Landtrain), которые могли работать в составе прицепных автопоездов полной массой до 65 т. На Лондонском автосалоне 1986 г. "Лейланд" показал свои последние работы - пожарный автомобиль на шасси "Фрейтер" с автоматической коробкой передач и 3-осный грузовик "Эксплорер" (Explorer). Всего в 1981-86 гг. "Лейланд" изготовил 18600 машин.

На этом завершилось катастрофическое падение "Лейлан-да". Слухи о его слиянии с американским концерном "Дженерал Моторс" (General Motors) не оправдались, и новым партнером "Лейланда" стала голландская фирма ДАФ (DAF). В феврале 1987 г. между ними было подписано соглашение о намерениях, а в апреле сделка вступила в силу. Одновременно с "Лейландом" ДАФ получил и фирму "Фрейт Ровер". Новый владелец закрыл сразу несколько нерентабельных предприятий "Лейланда", включая производство двигателей, и полностью переоборудовал два оставшихся завода. На главном заводе в Лейланде некоторое время продолжалось изготовление старых машин, а также была налажена сборка грузовиков ДАФ под маркой "Лейланд-ДАФ" (Leyland-DAF). Фургоны "Шерпа" были модернизированы и также носили обозначение "Лейланд-ДАФ". На экспорт их поставляли как ДАФ. Первые результаты оказались рекордными: в 1988 г. изготовили свыше 36 тыс. машин - вдвое больше, чем на основном предприятии в Голландии.

С лета 1989 г. акции ДАФа начали переходить к британским владельцам и положение "Лейланда" стало выправляться. На заводе в Лейланде появились собавенные модели, которые собирали параллельно с автомобилями "Лейланд-ДАФ": 2-осные грузовики "Комит" (4x2/ 4x4) и 3-осные "Супер Комит" (6x2/6x4) полной массой 12 и 24 т. Автомобили предлагали с дизелями ДАФ, "Камминс" или "Перкинс" мощностью 182~ 276 л.с. и механическими коробками передач "Итон", "Спайсер" или ЦФ (ZF) с числом ступеней от 6 до 16. Небольшими партиями изготовляли 4-осный "Конст-рактор" (8x4/8x6) полной массой 32 т, на котором использовался мотор "Роллс-Ройс" с тур-бонаддувом (350 л.с.). В феврале 1993 г. 100% акций завода в Лейланде выкупила группа британских компаний. С11 июня фирма вновь обрела независимость и получила наименование "Лейланд Траке Лимитед" (Leyland Trucks Ltd.). Бирмингемское отделение превратилось в самостоятельную фирму ЛДВ (LDV). 28 апреля 1998 г. было подписано соглашение с американским концерном "Паккар" (Paccar), и в июне "Лейланд" вошел в его состав.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru