|
|
||||
|
|
||||
|
|
Пенри и Клемент Студебекеры, внуки немецкого эмигранта Питера Студебекера, в 1852 г. покинули штат Пенсильвания и перебрались в Саут Бенд, штат Индиана, где открыли мастерскую по изготовлению гужевых повозок. Затем к ним присоединились младшие братья Джон Молер, Питер и Якоб, образовавшие в 1868 г. компанию "Братья Студебекер" (Studebaker Brothers Co.). Они так и не смогли подняться выше изготовления конных колясок, и потому главную роль в организации автомобильного производства на "Студебекере" играл Фредерик Фиш (Frederick Fish), зять Джона Молера. В январе 1902 г. вместе со знаменитым Томасом Эдисоном (Thomas Edison) он построил первый легковой электромобиль. К концу года фирма уже предлагала электромобили грузоподъемностью от 500 кг до 4 т с одним или двумя электромоторами и цепным приводом. Тяжелые модели на одной подзарядке аккумуляторов могли проехать 48 км со скоростью до 14 км/ч.
Летом 1904 г. на шасси Tap-форд" (Garford) были построены первые грузовики "Студебе-кер" с бензиновыми моторами. За семь лет их изготовили около 2500 штук. В 1911 г. семейная компания "Студебекер", объединившись с фирмой "Эверитт-Метцгер-Флэндерс" (Everitt-Metzger-Flanders), превратилась в корпорацию "Студебекер" (Studebaker Corporation). В1913 г. специально для сборки пикапов на 750 кг груза, созданных на базе 30-сильного легкового шасси "SC", у компании "Форд" (Ford) был приобретен завод в Детройте, проработавший до конца 1918 г. Одновременно "Студебекер" представил 3-тонный грузовик, но еще долгие годы фирма выпускала только легкие фургоны и пикапы грузоподъемностью 300~ 750 кг, а также автобусные шасси.
Толчком к началу производства обычных грузовиков стало установление в 1928 г. контроля над фирмой "Пирс-Эрроу" (Fierce-Arrow). Для разработки и выпуска новых машин было создано совместное предприятие "Студебекер-Пирс-Эрроу", сокращенно "Эс-Пи-Эй" (SPA). Из-за кризиса оно распалось, но итогом сотрудничества в 1930 г. стало изготовление на "Студебе-кере" 70-сильных автомобилей грузоподъемностью 1,5-2,0 т. Преодолев финансовые проблемы и реорганизовав предприятие, новое руководство фирмы развернуло мощную рекламную компанию под лозунгом "Студебекер" продолжается". В 1933 г. начался выпуск первой грузовой серии "S", включавшей модели "S2", "S4", "S6" и "S8" грузоподъемностью 2-4 т с 6-цилиндровым двигателем мощностью 75 л.с. С 1934 г. выпускалась серия "Т", отличавшаяся наклонным расположением V-образ-ной облицовки радиатора. Серия состояла из моделей "Эйс" (Асе), "Босс" (Boss), "Могол" (Mogul) и "Чиф" (Chief) грузоподъемностью 1,5-4,0 т, оснащенных 6-цилиндровыми двигателями "Уокеша" (Waukesha) мощностью 78-100 л.с. С сентября 1936 г. первые две модели предлагались в исполнении "М" или "Метро" (Metro) с кабиной над двигателем. В 1937 г. началось изготовление более "обтекаемых" автомобилей серии "J" с полукруглой облицовкой радиатора. Уже через год серия "J" уступила место аэродинамичной гамме "К". В нее входило 12 моделей (от "К5" до "КЗОМ") грузоподъемностью от 500 кг до 5 т с бензиновыми моторами мощностью 79"106 л.с. или 6-цилиндровым 68-сильным дизелем "Геркулес" (Hercules). С1937 г. на легковом шасси "Диктатор" (Dictator) выпускался 86-сильный пикап "Купе Экспресс" (Coupe Express), выполненный в модном в то время "стремительном" аиле. В1940 г. "Студебекер" запустил в производство серию "М", форму которой разработал известный дизайнер Раймонд Леви (Raymond Loewy).
В годы второй мировой войны основной продукцией "Студебекера" стали 2,5-тонные армейские грузовики "US6" (6x4/6x6) с бензиновыми 6-цилиндровыми моторами "Геркулес" мощностью 87 л.с. и 5-ступенчатыми коробками передач. Всего их выпустили около 220 тыс. штук, большая часть которых поступала по лендлизу в Красную Армию. Фирма также выпускала гусеничные тягачи и бронеавтомобили.
После войны доходы от военных заказов были направлены на достижение лидерства в области легковых автомобилей. Производство грузовиков стало второстепенным, а их полезная нагрузка уже не превышала 2,5 т. С возобновлением в 1946 г. выпуска серии "М" она включала пикап "М5" на легковом шасси "Чемпион" (Champion) и грузовики "М15", "М16" и "М17" на 1,0-1,5 т с бензиновыми двигателями (80-94 л.с.). С 1948 г. над стилем грузовых машин работал Роберт (Боб) Бурке (Robert Bourke), ученик Р. Леви. Под его руководством в 1948 и 1956 гг. были созданы новые серии "R" и "Е" или "Транстар" (Transtar), не принесшие в автомобильный дизайн никаких новых идей.Все они базировались на агрегатах легковых автомобилей, оснащались рядными 6-цилиндровыми двигателями или моторами V8 мощностью 80-170 л.с., 4- или 5-ступенчатой коробкой передач, вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов. В 50-е гг. их производство не превышало 5~6 тыс. штук в год. С 1958 г. выпускался 92-сильный пикап "Скотсмэн" (Scotsman) с независимой передней подвеской, а в 1961-63 гг. на основе легкового автомобиля "Парк" (Lark) собирали весьма эффектный по форме пикап "Чэмп" (Champ) 4x2/4x4. Он снабжался мотором V8 мощностью 180-225 л.с. и автоматической коробкой передач. Это была последняя разработка "Сгудебекера" в грузовой области. Оказавшись на грани банкротства и выпустив в 1963 г. всего 1539 грузовых машин, в ноябре того же года компания отказалась от их дальнейшего изготовления. Между тем, ее последними грузовиками считаются опытные пикап и фургон "Студебекер-Вестингауз" (Stu-debaker-Westinghouse) с кабиной над двигателем и колесной базой 2,4 м, построенные в 1963 г. при финансовой поддержке электротехнической компании "Вестингауз". Они отличались необычными прямоугольными формами кабины и кузова с задним откидным бортом, оснащались мотором V8 и 3-ступенчатой автоматической коробкой передач.
3W.SU ©® 2015