|
|
||||
|
|
В период между первой и второй мировыми войнами фирма ФОМАГ считалась одним из крупнейших в Германии изготовителей грузовиков. Она ведет историю с созданной в 1881 г. компании "Дитрих" (Dietrich) по производству текстильных машин, которая с 1895 г. называлась "Фогтлендише Машиненфабрик АГ" (Vogtlandische Maschinen-fabrik AG), сокращенно ФОМАГ. Автомобильное производство началось там в 1915 г., когда около тысячи машин грузоподъемностью 3,5~4,5 т с верхнеклапанными двигателями мощностью 35 и 60 л.с. были изготовлены для немецкой армии. Крупный военный заказ позволил построить новые цеха, создать собственное литейное производство, наладить выпуск механических узлов и довести количество занятых до 3400 человек.
В 20-е гг. фирма ФОМАГ начала выпуск достаточно совершенных грузовиков с полезной нагрузкой от 1,5 до 6,5 т, 4- или 6-цилиндровыми моторами мощностью 40~100 л.с, карданным или цепным (до 1926 г.) приводом. Наиболее популярными стали модели "РЗО" и "Р45" грузоподъемностью 3,5-4,5 т, оборудованные трансмиссионным тормозом с водяным охлаждением. На их основе с 1927 г. началось производство 5-тонной серии "5G/5C2". Через год на машинах впервые установили 80-сильный 4-цилиндро-вый предкамерный дизель системы "Оберхэнсли" (Oberhaensli) с двумя блоками по два цилиндра и алюминиевым картером. Наиболее оригинальными в то время стали грузовик "Р45" с 1-местной кабиной водителя, размещенной рядом с моторным отсеком, и 3-осная 7-тонная модель "КЗА" (6x2) длиной 10,4 м с цепным приводом среднего моста и отнесенным назад третьим управляемым мостом.
К концу 20-х гг. на фирме работало 1200 человек, собиравших по 85~100 машин в месяц. В 1925 г. во Всероссийском испытательном пробеге грузовик ФОМАГ получил первый приз.
После короткой остановки производства из-за экономического кризиса фирма сохранила в программе только дизельные серии "4Cz" и "5Cz" (85-100 л.с). В 1931 г. она представила 3-осный низкорамный 130-сильный грузовик "DL48" для дальних перевозок. В 30-е гг. ФОМАГ вошел в число наиболее авторитетных немецких производителей, выпуская модели грузоподъемностью 3~9 т. Кроме дизелей "Оберхэнспи", они оснащались моторами "Дойц" (Deutz) мощностью 70-80 л.с., а с 1935 г. стали применяться собственные вихрекамерные дизельные двигатели в 68 л.с.
Автомобили ФОМАГ известны в основном с бортовыми платформами, хотя фирма выпускала седельные и балластные тягачи, самосвалы, фургоны и шасси для установки специальных кузовов, в том числе с колесной формулой 8x2. Особенностями моделей 30-х гг. являлись коробки с ускоряющей передачей и привод всех колесных тормозов системы "Кнорр" (Knorr) с пневматическим усилителем. Самым тяжелым в 1938 г. стал 9-тонный автомобиль "8LR654" (6x4) с 6-цилиндровым дизелем (14335 см3, 150 л.с.). Через год он уступил место модели "8LR655" с тем же мотором мощностью 160 л.с. и 8-сту-пенчатой коробкой передач.
В 1940 г. ФОМАГ разработал программу унификации всех моделей и начал изготовление армейских машин. Гражданскую гамму представляли только две машины "3LHG" и "4,5LHG448" грузоподъемностью 3,0-4,5 т с бензиновыми двигателями в 75-90 л.с. или компактной газогенераторной установкой, размещенной в отсеке за кабиной и работавшей на древесных чурках. В 1942 г. ФОМАГ прекратил выпуск грузовиков и до весны 1945 г. изготовлял самоходные установки и танки. Во время войны завод ФОМАГ почти не пострадал, а затем оказался в советской оккупационной зоне. Его оборудование было полностью демонтировано и вывезено. Во времена ГДР завод восстановили, переименовали в "Пламаг" (Plamag) и вернули прежнюю специализацию - выпуск текстильного, а затем полиграфического оборудования. После объединения двух германских государств он вошел в состав авто-бусостроительной фирмы "Аувертер-Неоплан" (Auwarter-Neoplan).
3W.SU ©® 2015