|
|
||||
|
|
В 1901 г. Вальтер Ратенау (Walter Rathenau), директор электротехнической компании АЭГ (AEG), решил на базе своего отделения по производству кабелей начать изготовление автомобилей. Он воспользовался проектами берлинской фирмы ААГ (AAG) и купил компанию "Кюлыитайн" (Kuhlstein), работавшую над электромобилями. Так в 1902 г. появилась "Новая автомобильная компания" - "Нойе Аутомобиль ГмбХ" (Neue Automobil GmbH), сокращенно НАГ.
К грузовикам НАГ приступил в 1903 г., изготовив 50-сильный тягач на широких металлических колесах для буксировки двух больших прицепов. Кроме того, программа НАГа включала простые машины грузоподъемностью 1,5-6,0 т с 2- или 4-ци-линдровыми моторами (8~ 24 л.с.) и цепным приводом. Практически все их детали, включая литые шины, фирма изготовляла самостоятельно. Долгие годы отличительной особенностью грузовиков НАГ была круглая, а затем овальная облицовка радиатора.
С 1907 г. фирма выпускала автомобили грузоподъемностью от 500 кг до 6 т с 4-цилиндровы-ми моторами (10-45 л.с.), конусным сцеплением с кожаными накладками, 4-ступенчатой коробкой передач, цепным или карданным приводом и обязательным горным тормозом — одним или несколькими металлическими штырями, упиравшимися в землю при остановке на уклоне. Небольшими партиями выпускались также грузовые электромобили. В 1912-13 гг. НАГ начал производство нового семейства грузоподъемностью 2~6 т с двигателями рабочим объемом 2,6-8,5 л мощностью 20-45 л.с. Во всероссийском пробеге грузовиков 1912 г. НАГ представил модели "В07" и "508" грузоподъемностью 3,5 и 5 т.
По патриотическим соображениям в 1915 г. сокращению НАГ придали новый смысл — "Национальное автомобильное акционерное общество" (Nationale Automobil AG - "Националь Аутомобиль АГ"). После войны фирма НАГ специализировалась на тяжелых грузовиках и многоместных автобусах, г. НАГ начал выпуск машин "KL8" грузоподъемностью 3~4 т с новым 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем (7588 см3, 45 л.с.), многодисковым сцеплением, цепным или карданным приводом и пневматическими шинами. В 1925 г. появились модели "5/1" и "5/2" грузоподъемностью 4~5 т с 6-цилиндровыми моторами (8,8-14,6 л, 60-100 л.с.), которые монтировались на переднем конце стальной рамы. Передние колеса с литыми резиновыми шинами были сдвинуты назад и располагались под кабиной. Высокие и длинные покатые капоты с традиционным круглым радиатором придавали машинам своеобразную внешность. Все колеса получили тормоза, а рычаг переключения передач смонтировали на шаровой опоре. В это семейство входил также 3-осный автомобиль-тягач "К012" для буксировки двух 5-тонных прицепов с моноблочным 6-цилиндровым верхнеклапанным мотором из легкого сплава с двумя карбюраторами (10851 см3,100-120 л.с.), независимой подвеской задних колес и червячной главной передачей. Выпуск этих машин продолжался до 1929 г.
Еще в 1926 г. НАГ со штатом в 2 тыс. человек вошел в ряд крупнейших германских автомобильных производителей. Ухудшение общей экономической ситуации заставило прекратить изготовление ряда моделей и привело к активному поглощению мелких фирм. Первой жертвой в 1926 г. стал "Протос" (Protos), и объединенная компания получила название "НАГ-Протос". Присоединение в 1927-28 гг. небольших фирм "Престо" (Presto), "Дукс" (Dux) и "Форан" (Voran) обеспечило пополнение программы разнообразными машинами, производившимися под марками "НАГ-Протос", "НАГ-Престо" и "НАГ-Форан". С использованием опыта "Протоса" до 1934 г. изготовлялись в основном легковые автомобили. Совместно с "Фораном" пытались выпускать 1,5-тонный 3-осный полноприводный армейский автомобиль. Тесное и выгодное сотрудничество с фирмой "Бюссинг" (Bussing) привело в 1931 г. к поглощению ею компании "НАГ-Протос" и образованию одного из крупнейших германских изготовителей грузовиков "Бюссинг-НАГ". Берлинское конструкторское бюро бывшей фирмы НАГ просуществовало до 1949 г. Через год частичка "НАГ" исчезла из наименования фирмы, а ее завод превратили в ремонтное предприятие.
3W.SU ©® 2015