3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

Де ДИОН-БУТОН

  • De DION-BOUTON
  • Париж/Пюто
  • Франция
  • 1894-1938
Паровой тягач "Де Дион, Бутон и Трепарду", 1894 г.
Де Дион-Бутон FR, 1914 г.
Де Дион-Бутон К, 1926 г.
 
Де Дион-Бутон LV, 1935 г.

Одну из старейших в мире автомобильных фирм "Де Дион, Бутон и Трепарду" (De Dion, Bouton et Trepardoux) основал в Париже в 1883 г. граф Альбер де Дион (Albert de Dion, 1856-1946) вместе с двумя механиками Жоржем Бутоном (1847-1938) и Шарлем Трепарду. Начав с производства паровых автомобилей и выпустив первый в мире седельный тягач, Де Дион в 1894 г. переключился на более совершенные бензиновые автомобили, а Трепарду, ярый приверженец паровых экипажей, ушел с фирмы. Она переехала в Пюто, пригородстолицы, и стала называться просто "Де Дион-Бутон".

Тем не менее, выпуск паровых автомобилей продолжался. В 1900 г. на базе первого парового тягача был разработан грузовик с мотором мощностью 35 л.с. и полной массой 9 т. С 1902 г. такие машины впервые стали использовать в городах для монтажа различного оборудования. Первые легкие бензиновые фургоны марки "Де Дион-Бутон" были построены в 1901 г. на шасси серийных легковых автомобилей. Через два года фирма начала выпускать грузовики с полезной нагрузкой 2-3 т, местом водителя над двигателем и цепным приводом задних колес. В 1906 г. на большинстве машин "Де Дион" стали устанавливать круглые облицовки радиатора с трех- или пятиконечной звездой. Завоевав огромный авторитет в области легковых автомобилей, фирма постепенно превращалась в одного из крупнейших во Франции изготовителей грузовиков. Для них использовали 4-цилиндровые двигатели с боковыми клапанами и несъемными головками блоков.

В 1912 г. две модели серии "D" грузоподъемностью 1,5 и 3 т участвовали в пробеге по России. К началу первой мировой войны фирма предлагала гамму легких машин грузоподъемностью от 300 кг до 2 т (12-20 л.с.), а также модели "FQ", "FR", "FS" грузоподъемностью 3,0, 3,5 и 5 т с 4-цилиндровыми двигателями (3,6-5,8 л, 20, 25 и 30 л.с.). В 1915-16 гг. к ним добавились модели "GD", "GS" и "HS". В 20-е гг. резкое ухудшение положения "Де Диона" на рынке легковых автомобилей заставило уделить основное внимание грузовикам. В 1921 г. новые модели получили карданный привод, тормоза на всех колесах и пневматические шины. Через год 6-тонные грузовые автомобили стали оснащать пневматическим усилителем привода тормозов. С этого времени на первый план стали постепенно выходить простые шасси серии "К" с 4-цилиндровым двигателем мощностью 22 л.с. для монтажа поливо-моечного оборудования, однако де Дион все еще пытался создавать новые грузовики. В 1925 г. появилось низкорамное шасси "JL" с верхнеклапанным двигателем (65 л.с.), а затем довольно популярный 1-тонный фургон "KB". В преддверии кризиса фирма начала испытывать серьезные финансовые трудности. Де Дион стал предлагать клиентам модель "LC" с пониженным расположением грузовой платформы для быстрой доставки товаров и шасси для городских коммунальных служб.

В декабре 1927 г. фирма официально была признана банкротом. В 1931 г. ее коренным образом реорганизовали и переименовали в "Новое общество автомобилей Де Дион в Пюто".

В 1936 г. появился 6,5-тонный грузовик "LY" с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 6,6 л, а на следующий год модель "PF" получила 8-ступенчатую коробку передач. В 1935-37 гг. предпринимались лихорадочные попытки начать изготовление 5-тонных грузовиков "Ш" и "LV" с дизелями "Юнкере" (Junkers) и "Дойц" (Deutz), закончившиеся провалом. Через год фирма прекратила производство грузовиков. После этого, вплоть до 1952 г., легендарный "Де Дион" изготавливал газогенераторы и железнодорожное оборудование. Прочность и надежность его основной продукции последнего периода ~ шасси для поливо-моечных машин - оказались настолько высокими, что они работали в Париже до конца 50-х гг.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru