3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

РАБА

  • RАBA
  • Дьёр
  • Австро-Венгрия/Венгрия
  • 1904-1951, 1969-
Раба Супер, 1936 г.
Раба-831, 1970 г.
Раба-833, 6х2, 1973 г.
Раба U26.230DFKA, 6x6, 1975 г.
Раба L22.256, 6x2, 1997 г.

Вагоно- и машиностроительный завод "Мадьяр Ваггонэш Гепдьяр" (Magyar Waggones Gepgyar) был основан 28 декабря 1896 г. в городе Дьёр, что на реке Рааб (по-венгерски - Раба). Сначала название реки стало его торговой маркой, а впоследствии все предприятие было переименовано в "Раба". С1902 г. завод начал изготовлять силовые установки, а в 1904 г. выпустил уникальный по тем временам 40-сильный автомобиль-тягач со всеми ведущими и управляемыми колесами. В 1906 г. началась сборка 1,2-тонных почтовых фургонов известного венгерского конструктора Яноша Чонки (Janos Cson-ka). He имея достаточного опыта создания собственной автомобильной техники, с первых же лет завод "Раба" взял курс на использование иностранных лицензий. Первая из них в 1907 г. была закуплена у немецкой компании "Даймлер" (Daimler) и касалась выпуска 1,5-тонных грузовиков. Вслед за нею в 1912 г. у фирмы "Прага" (Praga) приобрели лицензию на 5-тонные грузовики "Прага V", переименованные в "Раба V".

В 20-е гг. завод "Раба" стал крупнейшим машиностроительным комплексом независимой Венгрии. В 1924-25 гг. там собирали по лицензии немецкой фирмы "Крупп" (Krupp) 2- и 3-осные автомобили "Раба-Крупп" серий "L3" и "L5" грузоподъемностью 3-5 т с верхнеклапанными двигателями с алюминиевыми поршнями и тормозами на всех колесах с гидроприводом. С1928 г. по лицензии австрийской компании ОАФ (OAF), известной как "Аустро-ФИАТ" (Austro-FIAT), началось изготовление серии "Раба AF". Ее основой была простая и популярная гамма "Аустро-ФИАТ AFN" с 4-цилиндровым двигателем (2,85 л, 42 л.с.). В Венгрии она предлагалась в вариантах "AFa", "AFe", "AFh" и "AFk" грузоподъемностью 1,0-1,75 т. В 1934 г. собственными силами был создан 1,5-тонный вариант "AFi" с 3,5-литровым мотором мощностью 55 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и гидропневматическим приводом тормозов. Через два года появился 2,5-тонный автомобиль "AFI2" или "Раба Супер" (Super), ставший в то время самым массовым грузовиком вен герского производства. В1937 г. начался выпуск 3,5-тонного автомобиля "Раба Специаль" (Specia с 3,8-литровым 65-сильным двигателем, аналогичного австрийскому грузовику "AFH". В 1936 г. завод "Раба" приобрел у фирмы MAH (MAN) лицензию на дизельные двигатели. С 1938 г. такие моторы мощностью 65 и 80 л.с. устанавливали на грузовики "Супер D" и "Специаль D". По этой же лицензии в 1940 г. была изготовлена партия 5-тонных 100-сильных грузовиков "Раба-МАН D5". Следует упомянуть, что еще в 1930 г. по лицензии немецкой фирмы "Ганза-Ллойд" (Hansa-Lloyd) завод выпускал почтовые электромобили с закрытым кузовом вместимостью 4 м3.

Среди собиравшейся на заводе с 1936 г. армейской техники следует отметить 1,5-тонный грузопассажирский автомобиль "Ботонд" (Botond) 6x4 с двигателями мощностью 65-70 л.с., червячной главной передачей и задней независимой пружинной подвеской. В годы войны в Дьёре выпускали грузовики "Супер" и "Специаль", машины "Ботонд", тягачи "Марош" (Maros) 4x4, а также средние танки. Эту деятельность в 1944 г. прекратили бомбардировки союзников. В восстановленных после войны цехах до 1951 г. продолжалась сборка грузовиков "Супер", после чего все автомобильное производство было прекращено. К этому времени в общей сложности выпустили 6132 грузовика марки "Раба".

Только в 1963 г. по инициативе СССР завод приступил к разработке и производству ведущих мостов с планетарными колесными редукторами для автобусов и троллейбусов. 28 июня 1968 г. вступил в строй моторный корпус завода "Раба", выпускавший дизельные двигатели по лицензии фирмы МАИ, а в декабре были собраны первые грузовики "Раба-МАН". После их испытаний в 1969 г. у фирмы МАИ была закуплена лицензия на гамму грузовых автомобилей и двигателей. С1970 г. началось серийное производство беска-потных грузовиков "Раба" полной массой 16-26 т (в составе автопоезда - до 38 т), получивших лицензионные 6-цилиндровые двигатели рабочим объемом 10,3 и 10,7 л мощностью 192-256 л.с., а позднее - мотор V8 (15450 см3, 304 л.с.) с турбо-наддувом. Бортовые модели "831" (4x2), "832" (6x2) и "842" (6x4) с силовыми агрегатами в 215-304 л.с. могли буксировать прицепы грузоподъемностью 10 т и развивать скорость 86-95 км/ч. На их базе предлагались седельные тягачи "833" (6x2), "843" и "853" (6x4), а также вариант "U16.256FS" (4x2) с горизонтальным 256-сильным дизелем. Все они имели 1-дисковое сцепление с гидроприводом выключения, 6-ступенчатую коробку передач ЦФ (ZF) с демультипликатором, 2-контурную пневматическую систему привода тормозов, короткие кабины с одним-двумя спальными местами. Самосвалы "U26.230DFK" (6x4) и "DFKA" (6x6) грузоподъемностью 14,5-17,6 т имели дизели мощностью 230 и 256 л.с., расположенные наклонно под углом 40°, и 12-ступенчатую коробку передач. В то время ежегодно завод "Раба" выпускал 2 тыс. автомобилей, 25 тыс. двигателей и 200 тыс. мостов.

После окончания срока действия лицензии в 1980 г. завод продолжил самостоятельное производство прежних шасси и двигателей, использовав кабины от голландских автомобилей ДАФ-2800 (DAF). В это время в программу "Раба" входили три семейства грузоподъемностью от 8 до 17 т: бортовая серия "F", 14-тонные самосвалы "К" и седельные тягачи "S" с прежними дизелями и коробками передач, к которым вскоре добавились многоступенчатые агрегаты "Фуллер" (Fuller) и "Итон" (Eaton). От кабины ДАФ вскоре пришлось отказаться в пользу модернизированной кабины фирмы МАИ. К концу 80-х гг. завод фактически превратился в предприятие по сборке небольших партий грузовых машин, у которых единственным собственным изделием остались управляемые и ведущие мосты "Раба".

В 1992 г. завод стал акционерным обществом с государственным контрольным пакетом акций. К этому времени его программа возросла до пяти серий полной массой 16,5-41,0 т: шасси и бортовые варианты "F" и "L", самосвалы "К", седельные тягачи "S" и полноприводные автомобили "Т". По очередным лицензиям начался выпуск новых дизелей - 300-сильного MAH D2156 с турбонаддувом и промежуточным охлаждением и ДАФ (11630 см3, 354 л.с.). Первый из них стал основой серии венгерских моторов "D10" мощностью 208-320 л.с. Кроме мостов, "Раба" предлагает собственную 12-ступенчатую коробку передач, а также изготовляет городские автобусы и полноприводные тракторы.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru