Жубр А80, 1963 г. |
Первый польский тяжелый грузовой автомобиль "Жубр" был примером неудачной отечественной конструкции, повлекшей за собой ориентацию заводов на использование лицензий западноевропейских стран. Его разработку начали в октябре 1952 г. в Конструкторском бюро автомобильной промышленности (BKPMot) в Варшаве. Первые образцы 8-тонного грузовика "Жубр А80" с цельнометаллической 2-местной кабиной над двигателем были изготовлены и испытаны в 1955 г. На них использовались польский 6-цилиндровый дизельный двигатель "S56" (9935 см3, 120-140 л.с.) с блоком цилиндров, отклоненным от вертикальной оси на угол 60°, и синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач, аналогичная применявшейся на советском автомобиле МАЗ-200. После доработок и испытаний производство "Жубра" передали на автомобильный завод в городе Ельч, где он выпускался с конца 1959 г. На основе грузовой модели "А80" в небольших количествах изготовлялись 7,5-тонные самосвалы "Жубр А01" (4x2) и "А02" (4x4), седельные тягачи "Жубр С90", а также шасси для автобусов "Одра А81" (Odra). Все агрегаты для них поставляли разные польские предприятия. Несмотря на длительную доработку, конструкция машин "Жубр" оставалась слабой и ненадежной. В 1960 г. для них был создан новый 10-литровый дизель "S560" мощностью 150~170 л.с. и усилены основные узлы. Утомительные попытки улучшить машину ни к чему не привели. С 1968 г. на заводе в Ельче приняли к производству новый грузовик "Ельч-315М" (Jelcz), основанный на агрегатах, выпускавшихся в Польше по зарубежным лицензиям.
3W.SU ©® 2015