Одна из наиболее известных в мире автомобильных марок "Моррис" появилась благодаря английскому изобретателю и предпринимателю Уильяму Моррису (William Morris, 1877-1963), начинавшему в Оксфорде с продажи велосипедов и автомобилей. В 1913 г. он собственными руками построил первую легковую машину "Оксфорд" (Oxford) с агрегатами других фирм, а через два года - чуть более мощный вариант "Каули" (Cowley). В разгар войны на их базе стали изготовлять легкие грузовики, от которых пошло огромное семейство фургонов и пикапов на столь же многочисленных шасси легковых автомобилей "Моррис".
В 1924 г. Уильям Моррис решил выделить производство грузовых машин в самостоятельное отделение "Коммерческие автомобили Морриса" - "Моррис Коммершиэл Карз" (Morris Commercial Cars Ltd.), находившееся в Бирмингеме. Его простые и недорогие машины малой грузоподъемности вскоре стали известны под маркой "Моррис Коммершиэл". В их конструкции широко использовали шасси и агрегаты серийных легковых автомобилей, что позволяло обслуживать грузовики в уже созданной в стране сервисной сети "Морриса". Первый 1-тонный "Моррис Коммершиэл" был создан на легковом шасси "Каули". Он пришелся по душе владельцам небольших магазинов и фирм и выпускался с небольшими изменениями до 1939 г. Одновременно на его базе было создано унифицированное семейство из похожих друг на друга машин, носивших в обозначении почти все буквы алфавита. С 1926 г. выпускался 1-тонный грузовик "Т" с колесной базой 3,1 м, стандартным нижнеклапанным двигателем (2,5 л, 42 л.с.) от легкового "Оксфорда" и редким для таких машин электрическим освещением. На его базе выпускался усиленный вариант "ТХ" и миниатюрный седельный тягач для 2-тонного полуприцепа. Через год появился 1,5-тонный вариант "R". В 1927 г. родилась легкая 3-осная серия "D" (6x4) грузоподъемностью 1,5-2,0 т. Через год на базе "Каули" началось изготовление фургона "L" грузоподъемностью 400 кг с 4-цилиндровым 1,6-литровым двигателем в 36 л.с. На более поздних исполнениях полезная нагрузка возросла до 600 кг, а модель "12" (1930 г.) могла перевозить 750 кг груза. В конце 30-х гг. эту серию продолжили пикапы моделей "Q", "М" и "Z" грузоподъемностью 250-400 кг, выпускавшиеся головным отделением "Морриса". Их основой являлись серийные легковые шасси "8НР" и "10НР" с 4-цилиндровыми моторами (919 и 1140 см3, 27-37 л.с).
С приобретением фирмы "Уолсли" (Wolseley), выпускавшей более крупные легковые машины, "Моррис" начал производство рядного б-цилиндрового 2,5-литрового двигателя с верхним распределительным валом, а завод этой фирмы в бирмингемском квартале Эддерли Парк был переведен на выпуск более тяжелых грузовых автомобилей. С 1933 г. там началось изготовление серии "Р" или "Лидер" (Leader) грузоподъемностью 2,5-3,0 т с 6-цилиндровым бензиновым двигателем (3480 см3, 68 л.с.) и гидравлическим приводом тормозов на всех колесах. Через год на них установили новую кабину и довели грузоподъемность до 4 т. В 1934 г. появилась очередная новинка — серия "С" капотной или полукапотной компоновки с 4- и 6-цилиндровыми моторами (3480 и 3519 см3, 55~70 л.с.), 4- или 5-ступенчатыми коробками передач. Эти автомобилистали очень популярными и принесли грузовому отделению доходы, сравнимые по величине с прибылями главного предприятия. В 1937 г. началось производство обновленной серии "CV", известной также как "Экьюлоуд" (Equiload). Она также предлагалась в капотных и по-лукапотных вариантах грузоподъемностью от 1,2 до 5 т с более округлыми кабинами и V-образной облицовкой радиаторов, напоминавших модели марки "Форд" (Ford). В те годы "Моррис Коммершиэл" выпускал также автобусы и шасси для коммунальных и пожарных машин.
С началом второй мировой войны "Моррис Коммершиэл" превратился в основного поставщика легких грузовиков армии Великобритании и союзных стран. Основу военной программы составили капотные грузовики серий "Р" и "С" грузоподъемностью от 500 кг до 3 т, но особую известность приобрели полноприводные тягачи "С8" (4x4) и универсальные 3-осные 1,5-тонные грузовики "CD" (6x4) с 5-ступенчатой коробкой. "Моррис Коммершиэл" также выпускал разведывательные бронеавтомобили и амфибии "Террэпин" (Terrapin) с колесной формулой 8x8.
Производство гражданских машин возобновилось в 1946 г. Практически неизменным остался только самый легкий фургон "Моррис Q" на 250 кг, весивший всего лишь 400 кг. Остальные получили более обтекаемые кабины. Наибольший успех имели легкие модели "CV11" грузоподъемностью 1,8~3,5 т с 4-цилиндровым мотором (3519 см3, 56 л.с.). На шасси "Р" был разработан фургон "PV" грузоподъемностью 900 кг с весьма неказистым кузовом со сдвижной боковой дверью. Его выпускали очень недолго, и с 1949 г. "Моррис" перешел на более совершенный фургон "J" грузоподъемностью 500 кг, весивший всего 675 кг. Новая машина имела кузов вместимостью 3,1 м3 с наклонной передней панелью и двумя боковыми сдвижными дверями. На его базе был создан микроавтобус, способный при колесной базе в 2,5 м перевозить 10-12 человек. На этих машинах использовался мотор с боковыми клапанами от легкового "Оксфорда" (1476 см3, 36 л.с.). На модели "JB" мощность двигателя возросла до 42 л.с.
В 1952 г. некогда непримиримые конкуренты "Моррис" и "Остин" (Austin) объединились в концерн "Бритиш Мотор Корпорэйшн" (British Motor Corporation), известный под аббревиатурой "Би-Эм-Си" (ВМС). Сначала обе фирмы продолжали выпуск своих грузовых автомобилей самостоятельно, но вскоре машины были унифицированы.
В начале 50-х гг. "Моррис" продолжал совершенствовать свою грузовую гамму. На шасси нового популярного легкового автомобиля "Минор" (Minor) с 1952 г. выпускались грузопассажирский вариант, фургон и пикап серии "О" на 250 кг (919 см3, 27,5 л.с.). В 1950 г. фургон "JB", получив новый 2-литровый мотор в 47 л.с., превратился в модель "LD1", а двумя годами позднее - в "LD2" грузоподъемностью 1,25 т. Этот же двигатель использовался и на новой ка-потной серии "LC4" грузоподъемностью 1,25~ 1,5т, сменившей гамму "CV". Более тяжелые машины "NSV" на 3~5 т получили 6-цилиндровый бензиновый двигатель собственного производства (4,2 л, 100 л.с.), а также первый дизель "Морриса" с непосредственным впрыском (4460 см3, 70 л.с.), разработанный совместно со швейцарской фирмой "Заурер" (Saurer). Одновременно на их базе выпускалась 5-тонная бескапотная серия "FVS" с колесной базой 3700 и 4200 мм и длиной грузовой платформы до 5 м. Все они получили новые 4-ступенчатые коробки передач, гидропривод тормозов с вакуумным усилителем и обновленные обтекаемые кабины.
На этом, в общем-то, и закончилась самостоятельная деятельность "Морриса" в области грузовых машин. В 1956 г. отделение "Моррис Коммершиэл" прекратило свое существование. С этого времени выпускавшиеся в Бирмингеме и на заводе "Остина" в Бэтгэйте грузовики практически не имели отличий. Они предлагались параллельно под марками "Моррис" и "Остин", а также под общим наименованием "Би-Эм-Си". С 1956 г. гамму легких фургонов "Морриса" представляла серия "LCF" грузоподъемностью 1,5-2,0 т с бензиновыми и дизельными моторами мощностью 46^55 л.с. Ее развитием стала модель "LD4", впервые получившая переднюю независимую подвеску. Серия "LC4" превратилась в 3-тонную гамму "LCS" или "301". Более тяжелые капотные грузовики "Моррис 303", "403" и "503", а также их 5-тонные варианты "504" с кабиной над двигателем представляли собой переименованные автомобили "Остина". В 1956 г. в результате совместной работы был запущен в производство 7-тонный бескапотный "Моррис 702", идентичный "Остину FF" и предлагавшийся также как самосвал 4x4. На самых тяжелых моделях применялись 6-цилиндровый дизель "Би-Эм-Си" (5103 см3, 90-105 л.с.), 4-ступенчатая коробка передач и гидропривод тормозов с вакуумным усилителем. Их максимальная скорость достигала 76 км/ч, средний расход топлива составлял 17 л на 100 км. Среди легких фургонов "Моррис" пока удерживал первенство, разработав в 1959 г. полутонную модель "12" (47 л.с.) с обтекаемым кузовом вместимостью 5,4 м3 и щитками, прикрывавшими ниши колес.
Последней общей разработкой "Морриса" и "Остина" в области грузовиков стала серия грузоподъемностью 1,5-4,0 т. В программе "Остина" она известна под обозначением "FG", а у "Морриса" три базовые модели имели индексы "S200", "304" и "404". Их первый показ на Шотландском автосалоне 1959 г. вызвал большой интерес специалистов благодаря кабине над двигателем с двумя небольшими окошками в нижней части передних боковых панелей и двумя входными дверями, расположенными под углом 45° в задних углах кабины. Такой замысловатый дизайн позволил получить практически круговую обзорность с места водителя. Грузовики имели классическую конструкцию, оборудовались бензиновыми двигателями от легковых машин "Остин" (2199 и 3993 см3, 61 и 90 л.с.) или дизелями с непосредственным впрыском (2178 и 3400 см3, 61-68 л.с.). В последующие годы модификации некоторых грузовиков предлагались под маркой "Би-Эм-Си".
Экономический кризис 60-х гг. и включение "Би-Эм-Си" в 1968 г. в новый концерн "Бритиш Лейланд Мотор Корпорэйшн" (British Leyland Motor Corporation, BLMC) заставили "Моррис" отказаться от производства грузовых автомобилей, сохранив на некоторое время в программе лишь небольшие фургоны. Последними представителями грузового семейства в начале 60-х гг. оставались простые легкие фургоны и пикапы серии "J4". В1975 г. фирмы "Моррис" и "Остин" разработали новый фургон "Шерпа" (Sherpa), но выпускался он уже как "Лей-ланд" (Leyland). До 1985 г. под маркой "Моррис" изготовлялись пикапы грузоподъемностью 300-400 кг и грузопассажирские исполнения серийных легковых машин, в том числе на базе переднеприводного "Мини" (Mini), а также моделей "Метро" (Metro) и "Маэстро" (Maestro).
3W.SU ©® 2015