3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

АЛЬБИОН

  • ALBION
  • Глазго-Скотсгаун
  • Великобритания
  • 1902-1972
Альбион A3,1907 г.
Альбион 20НР, 1927 г.
Альбион FT3,1939 г.
Альбион СХ7, 8x4, 1948 г.
Альбион FT107 Ривэ, 1957 г.
 
Альбион СНЗ Чифтэн, 1959 г.

Крупнейшая автомобильная фирма Шотландии "Альбион" принадлежит к самым известным британским компаниям, погибшим под руинами развалившейся в 60-70-е гг. автомобильной промышленности Великобритании. Компания "Альбион Мотор Кар" (Albion Motor Car Company) основана в 1899 г. на месте ремонтной мастерской на улице Финнистонстрит в Глазго. Ее основали два молодых выпускника Эдинбургского университета Томас Блэквуд Мюррей (Thomas Blackwood Murray) и Норман фултон (Norman Fulton), работавшие на одной из первых британских автомобильных компаний "Аррол-Джонстон" (Arrol-Johnston). Финансировал создание фирмы Джон Мюррей, отец Томаса, предложивший для нее древнее название Британских островов.

Первый легковой "Альбион" 1900 г. представлял собой высокий неказистый 4-местный экипаж на деревянных колесах с 2-цилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., расположенным горизонтально под рамой, и длинной рукояткой для управления передними колесами. В 1902 г. на машину поставили большой деревянный ящик, превратив ее в фургон для перевозки 500 кг грузов. Мощность мотора вскоре увеличили до 10 л.с. Одновременно начали изготовление легковых автомобилей с двигателями мощностью 8-16 л.с., для которых Мюррей разработал и запатентовал приспособление для смазки рабочих органов, приводившееся в действие с места водителя. Затем он изобрел простую систему зажигания низкого напряжения, применявшуюся до 1923 г. С1903 г. на базе легковых автомобилей "Альбион" выпускали варианты с бортовыми платформами или фургонами. Среди них была модель "A3" грузоподъемностью 750 кг с 2-цилиндровым мотором (2,7 л, 12 л.с.), производившаяся до 1915 г.

С самого начала дела молодой фирмы шли неплохо, и в 1904 г. она перебралась в более просторное помещение в Скотстауне близ Глазго, где оставалась до своего последнего дня. Поворотным моментом в истории "Альбиона" считается 1910 г., когда появился один из самых известных грузовых автомобилей этой марки - 3-тонный "А10"с 4-цилиндровым 3,2-литровым двигателем мощностью 32 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач, расположенной перед задними колесами, которые приводились двумя бортовыми цепными передачами. В 1913 г. появился 4-тонный вариант "В" с удлиненной базой. Его особенностями были вместительные масленки в виде колоколов, установленные над поворотными шкворнями передних колес, а также регулировка сцепления двумя винтами, расположенными на педали. Как и большинство автомобилей этой марки, они отличались простотой и надежностью. Известность "Альбиону" принесли крупные заказы на 6 тыс. таких машин для британской армии в первую мировую войну.

В 20-х гг. девизом фирмы выбрали изречение "Надежен как восход солнца", и радиаторы ее грузовиков стала украшать стилизованная надпись "Альбион", от которой во все стороны расходились солнечные лучи. В 1923 г. появился новый 1,5-тонный автомобиль "SB" с двигателем 20 л.с. и 16-местный автобус "Викинг" (Viking), положивший начало обширной гамме многоместных пассажирских машин "Альбион". Новые грузовики часто создавали на шасси автобусов небольшой вместимости, в том числе 18-местной модели "20НР". К концу 20-х гг. грузовая программа была расширена до 5-тонных моделей. В 1931 г. создан автомобиль грузоподъемностью 4,5 т с 6-цилиндровым двигателем, а 5-тонный грузовик впервые оснастили кабиной над двигателем.

Через год для более тяжелых машин предложили на выбор дизельные двигатели фирм "Гарднер" (Gardner), "Дорман" (Dorman) и "Бирдмор" (Beardmore). Через год на "Альбионе" изготовили первый 4-цилиндровый дизель собственной конструкции с непосредственным впрыском топлива. Используя богатый опыт по созданию автобусов, "Альбион" постепенно вышел в лидеры по выпуску грузовиков с кабиной над двигателем. В 30-е гг. многочисленные модели автобусов получили красивые названия, но для грузовых машин продолжали использовать маркировку из сочетания букв и цифр. Их предлагали в 2- и 3-осных исполнениях грузоподъемностью от 1,5 до 15 т, оборудовали бензиновыми и дизельными двигателями. Возглавлял программу капотный 1,5-тонный автомобиль серии "AM" с 4-цилиндровым бензиновым мотором (4427 см3, 65 л.с.). Основой для большинства других моделей стало шасси "В119" с 4-цилиндровым дизелем (4880 см3, 75 л.с.).

На его основе была создана известная серия "FT3" среднего класса с кабиной над двигателем, для которой предлагали новый бензиновый двигатель рабочим объемом 4566 см3 мощностью 90 л.с. В этом же классе были дизельные модели "KS/KL" и "PS" (75 и 100 л.с.). В начале 30-х гг. появилась 3-осная гамма "BY" (6x4) с 6-цилиндровыми бензиновыми моторами 80~90 л.с. В 1937 г. ее заменила серия "СХ" грузоподъемностью 10-15 т. На новых машинах устанавливали 6-цилиндровый дизель (9080 см3, 100 л.с.), а также самый крупный в то время бензиновый мотор рабочим объемом 10,5 л, развивавший мощность 140~150 л.с. Особенностями всех грузовиков были 4-ступенчатые коробки передач в блоке с 2-ступенчатой дополнительной коробкой и вакуумный усилитель гидропривода тормозов. Предлагали также специальные исполнения для городского хозяйства и пожарной охраны.

Перед второй мировой войной фирма "Альбион" считалась одной из наиболее процветающих британских компаний по производству грузовиков, став своеобразной гордостью Шотландии. Во время войны "Альбион" выпустил большое количество армейских машин. Самыми интересными считаются полноприводные автомобили с кабиной над двигателем - 3-тонный грузовик "FT11" (4x4) и артиллерийский тягач "FT15" (6x6). Кроме них в армии широко использовались 3-осные машины "FT103" и "СХ22/24" (6x4) грузоподъемностью от 3 до 10 т с двигателями мощностью 75~140 л.с. Производство гражданских моделей было возобновлено в 1946 г. серией из шести базовых шасси грузоподъемностью от 1,5 до 18 т довоенной разработки - от легкой модели "AZ5" до 4-осной "СХ7".

К началу 50-х гг. программа состояла только из автомобилей с кабиной над двигателем. Первыми послевоенными моделями стали 2-осные "FT23N" и "FT3AL" грузоподъемностью 3 и 5 т с новыми бензиновыми двигателями (3050 см3, 53 л.с. и 4250 см3, 74 л.с.). Их развитием стали "FT37A Чифтэн" (Chieftain) и "FT101L Клайдсдэйл" (Clydesdale) грузоподъемностью 5,5~7,5 т с дизелем рабочим объемом 4,9 л в 75 л.с. и 5-ступенчатой синхронизированной коробкой передач. За ними последовала обновленная тяжелая гамма "HD", из которой позже была выделена серия "Ривэ" (Reiver). В 1954 г. появился один из наиболее оригинальных автомобилей "Альбиона" - 4-тонный низкорамный "CL3A Клэймор" (Claymore) с 4-литровым горизонтальным дизелем "Альбион EN250" мощностью 72 л.с., расположенным под рамой машины. Он развивал максимальную скорость 100 км/ч.

В 1951" г. фирму "Альбион" приобрела компания "Лейланд" (Leyland). До конца 50-х гг. производство старых моделей продолжалось, но постепенно влияние "Лейланда" становилось все сильнее. Тем временем "Альбион" продолжал совершенствование своих грузовиков. На 7-тонной модели "СНЗА Чифтэн" стали устанавливать новый дизель "Альбион" (5,5 л, 94 л.с.), но на 9-тонном "CD21 Клайдсдэйл" уже применяли 6-цилиндровый мотор "Лейланд" мощностью 105 л.с. До 1957 г. 3-осную серию "FT107 Ривэ" грузоподъемностью 10 т выпускали со старой кабиной, а в 1958 г. 15-тонный "Супер Ривэ" (Super Reiver) получил кабину от автомобилей "Лейланд Супер Комит" (Super Comet) и двигатель объемом 6,2 л мощностью 110 л.с.

Та же участь вскоре постигла и серию "Чифтэн". Последней собственной разработкой "Альбиона" в 1957 г. считается 4-осный "Кэлидониэн" (Caledonian) грузоподъемностью 16,5 т. Однако самостоятельность ограничилась лишь модернизацией шасси, а кабину и дизель (9,8 л, 125 л.с.) поставлял "Лейланд". Автомобиль оказался серьезным конкурентом грузовика "Лейланд Октопус" (Leyland Octopus), и вскоре новое руководство приняло решение о рационализации всей программы. На практике это означало постепенный отказ от моделей марки "Альбион".

В середине 60-х гг. серии "Клайдсдэйл" и "Ривэ" получили новую кабину "Лейланд Эргоматик" (Ergomatic), на остальных же машинах просто заменили эмблему "Альбион" на "Лейланд". Таким образом, дальнейшая судьба компании была предопределена. В 1969 г. программа обеих фирм практически ничем не отличалась, а через три года марка "Альбион" прекратила существование.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru