|
|
||||
|
|
Известная американская компания "Катерпиллар" со штаб-квартирой в Пеории, штат Иллинойс, сначала выпускала гусеничные тракторы, от которых и появилось вполне естественное название "Катерпиллар" - "гусеница". Для его сокращения впоследствии были приняты две торговые марки "Кэт" (Cat) или просто "С", ставшие символом качества, надежности и долговечности.
Компания "Катерпиллар" была создана из двух небольших механических мастерских "Холт" (Holt) и "Бэст" (Best), основанных в 1869 г. и выпускавших с 1890-х гг. паровые колесные тракторы. Первый в Америке гусеничный трактор Бенджамин Холт (Benjamin Holt) построил в 1904 г., а Дэниэл Бэст (Daniel Best) создал аналогичную машину спустя 9 лет. В результате их объединения в мае 1925 г. и возникла компания "Катерпиллар", выбравшая в качестве основного направления выпуск гусеничной техники. Первые колесные машины она изготовила в 1931 г., начав производство автогрейдеров, за которыми через 10 лет последовали колесные тракторы. Первыми изделиями, относившимися к автомобильной технике, стали в 1951 г. одноосные тягачи для скреперов, а в 1962 г. начался выпуск автомобильных дизелей стурбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
В 1963 г. на новом заводе в Декатуре "Катерпиллар" собрал свой первый карьерный самосвал модели "769В" грузоподъемностью 32 т с рядным 6-цилиндровым двигателем (14,6 л, 415 л.с.), 3-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач, многодисковыми колесными тормозами в масляной ванне, задним мостом с полностью разгруженными полуосями и гидропневматической подвеской. Через несколько лет его развитием стали модели "773" и "777" с дизелями V8 (600 л.с.) и V12 (870 л.с.) грузоподъемностью 45,5 и 77,0 т соответственно. На их базе предлагали седельные тягачи "772" и "776" для полуприцепов-углевозов грузоподъемностью 100 и 150 т с донной разгрузкой. В поисках своего пути в этом направлении специалисты "Катерпиллара" в 1966 г. создали 90-тонный 3-ос-ный самосвал "783" с двумя управляемыми мостами, а затем построили уникальный 4-осный 210-тонный углевоз с двигателем мощностью 1000 л.с. Оба имели электрическую трансмиссию, но с тех пор фирма больше никогда ее не использовала. Более того, увлекшись гусеничными машинами, на "Катерпилларе" надолго забыли об автомобилях-самосвалах: только в начале 80-х гг. появилась первая модификация "773В" с дизелем V12 (650 л.с.) стурбонаддувом и собственной автоматической 7-сгупенчатой коробкой передач с блокируемым гидротрансформатором.
В 1984 г. "Катерпиллар" представил модель "785" грузоподъемностью 118-136 т с новым дизелем V12 (51,8 л, 1200 л.с.), 6-ступенчатой автоматической коробкой и кузовами емкостью 57-78 м3. Модернизировав в 90-е гг. все базовые машины, компания создала широкую гамму самосвалов с механической трансмиссией: модели "769С", "771С", "773В", "775В", "777С", "785В", "789В" и "793В" грузоподъемностью от 45 до 240 т и полной массой до 374 т с двигателями собственного производства мощностью от 450 до 2057 л.с. Самые тяжелые машины, оснащенные комплексной электронной системой управления и диагностики, могли развивать скорость 53-56 км/ч. В 1999 г. "Катерпиллар" представил самосвал "797" грузоподъемностью 326 т и полной массой 558 т с габаритной высотой 9 м, который стал крупнейшим в мире 2-осным автомобилем с механической трансмиссией. На нем установлены двигатель "Катерпиллар-35246" V24 (103,5 л, 3400 л.с.) с турбонаддувом, весящий 9 т, автоматическая 7-ступенчатая коробка передач, дисковые тормоза в масляной ванне, шины размером 55/80R63 и кузов емкостью 220 м3. С1975 г. в СССР и Россию было поставлено несколько тысяч машин марки "Катерпиллар", в основном гусеничных бульдозеров и трубоукладчиков.
3W.SU ©® 2015