Начав в 1955 г. серийное производство универсальных полноприводных автомобилей "Пэтрол" (Patrol), компания "Ниссан" (Nissan) решила оснастить их дизельными двигателями, закупая их у фирмы "Минеей" (Minsei). Сотрудничество привело к приобретению части акций этой небольшой компании, а в 1960 г. она стала собственностью концерна "Ниссан", превратившись в его филиал "Ниссан Дизель" по выпуску грузовых автомобилей. Так к "Ниссану" перешло производство машин грузоподъемностью от 1,5 до 8 т, а также выпускаемых в небольшом количестве унифицированных 2-тактных дизельных двигателей "UD". В 1962 г. в Сайтаме был введен в строй новый завод и со следующего года началось производство гаммы 4-тактных дизелей серии "SD" (55-80 л.с.). Они устанавливались на новые автомобили "SD22" и "SD33" грузоподъемностью 3~7 т, основой которых были прежние шасси "Минеей".
Дальнейшее развитие компании "Ниссан Дизель" было тесно связано с созданием новых более совершенных и экономичных дизельных двигателей. В 1969 г. появились рядные 6-цилиндровые моторы "PD6" и "ND6" (135 и 185 л.с.) с непосредственным впрыском топлива. Через два года на варианте "PD6T" впервые был установлен турбонагнетатель, позволивший поднять мощность до 250 л.с., а чуть позже появился вариант "ED6" (150 л.с.). В 1972 г. были внедрены V-образные двигатели "RD8" V8 (280 л.с.) и "RD10" V10 (350 л.с.). Одновременно создавалась большая гамма грузовиков, которую в 1973 г. пополнили разработанные головной компанией "Ниссан" серии легких и средних автомобилей "Эхо" (Echo), "Кэболл" (Caball) и "Клиппер" (Clipper). На короткое время они стали базой для серий "GC240", "GC340", "Т40" и "Т65". В1970 г., в период становления "Ниссан Дизель", компания подписала первый контракт с советским В/О "Автоэкспорт" на поставку в леспромхозы Сибири и Дальнего Востока 2325 автомобилей-лесовозов "KNWF" (бхб) грузоподъемностью 29 т с двигателями мощностью 300 л.с., созданных вместе с фирмой "Комацу" (Komatsu). К этому времени компания "Ниссан Дизель" уже выпускала собственные 20-тонные грузовики "РЕ", карьерные самосвалы "WD18" и "WD23" грузоподъемностью 18 и 23 т с моторами мощностью 300~350 л.с., а также крановые шасси с полезной нагрузкой 70~80 т, впервые оборудованные автоматической коробкой передач.
В 1975 г. началось формирование новой гаммы грузовых автомобилей. Первой стала 5-тонная модель "СМ90" (150 л.с.) с кабиной над двигателем, заложившая основу нового поколения "Кондор" (Condor) для продажи в Японии. Через два года последовала 3-осная модель "CW50" с новой кабиной и базовая капотная 12-тонная серия "TW52" (300 л.с.), а в 1979 г. появилась 2-осная модель "TFA21" (4x4) с мотором мощностью 185 л.с. К этому времени были внедрены еще два дизеля с турбонадцувом — 6-цилиндровый "РЕ6Т" и самый мощный "RE10" V10 (19 л, 370 л.с.). Эта подготовительная работа воплотилась в начале 80-х гг. сразу в несколько новых бескапотных 2-осных грузовиков "СМА", "СМВ", "СРВ12", "СКА" полной массой 9,5-16,5 т и базовую 3-осную серию "CWA45/52" (6x4) грузоподъемностью 19 т, полной массой 26,5 т с двигателями мощностью от 150 до 320 л.с. Одновременно выпускались их капотные версии - 2-осные "ТК20", "ТК80", "ТКСЗО" и 3-осные "ТОЮ" (6x2), "TWA/TWD" (6x4), "TZA" (6x6). В 1986 и 1989 гг. в СССР были отгружены очередные партии лесовозов "KNWF12T" и "1ST".
К концу 80-х гг. "Ниссан Дизель" располагал одной из крупнейших в мире программ средних и тяжелых грузовых автомобилей. Они четко подразделялись на модели для Японии или промышленно развитых стран с их строгими техническими требованиями и для экспорта в страны третьего мира с неблагоприятными условиями эксплуатации. Автомобили предлагались с несколькими типами кабин над двигателем или в капотном исполнении с колесной формулой от 4x2 до 8x4 (модели от"СК" до "CG"), полной массой от 9,5 до 35,0 т и грузоподъемностью до 25,0 т. Их комплектовали десятью вариантами" рядных 6-цилиндровых дизелей (5654-14039 см3,150-340 л.с), моторами V8 (14313 и 15115 см3, 320-335 л.с.) и V10 (17892 и 18894 см3, 350-480 л.с.), несколькими типами коробок передач и подвески. На их базе выпускались самосвалы грузоподъемностью 4,5-19,2 т, седельные тягачи для автопоездов полной массой 27~55 т, полноприводные лесовозы и шасси для мусоровозов, бетоносмесителей и кранов с колесной формулой от 4x2 до 10x6 грузоподъемностью до 200 т. Кроме того, "Ниссан Дизель" выпускал серию бензиновых двигателей для легких грузовиков "Ниссан" и несколько моделей автобусов вместимостью 33-58 пассажиров.
В 1989 г. фирма "Ниссан Дизель" внедрила две новые гаммы — самую легкую экспортную 6-тонную "CL" (180 л.с.) и самую тяжелую "А450" или "Биг Тамб" (Big Thumb) для внутреннего рынка. Через год последняя удостоилась высшей награды Министерства промышленности и торговли Японии за лучший дизайн. В 1991-93 гг. путем модернизации прежних серий были созданы две гаммы легких и средних грузовиков "Кондор" и "Фаин Кондор" (Fine Condor), рассчитанных прежде всего на рынки Японии и промышленно развитых стран. Гамма "Кондор" включает пять развозных низкорамных моделей (от "10" до "35") грузоподъемностью 1,0-3,5 т с малотоксичными 4- и 6-цилиндровыми дизелями мощностью 85-160 л.с., механической или автоматической коробкой передач. Серия "Фаин Кондор" состоит из унифицированных 2-осных моделей "SS", "МК", "LK", "РК" и "Z" грузоподъемностью 3,1-5,7 т с 6-ци-линдровыми дизельными или газовыми моторами (170-225 л.с.) и 6-сгупенчатой коробкой передач. В США они предлагаются в пяти вариантах с двигателями мощностью 140-210 л.с., имеющих обозначения от "UD1400" до "UD3000", которые приспособлены для работы на сжиженном нефтяном газе. К концу 90-х гг. тяжелая гамма "Биг Тамб" состояла из пяти базовых грузовиков, фургонов, седельных тягачей и самосвалов "СК" (4x2), "CD" и "CV" (6x2) с задним или средним расположением второго управляемого моста, "CW" (6x4) и "CG" (8x4) грузоподъемностью 7,9-16,7 т и полной массой 15,1-24,9 т (в составе автопоезда — до 84,3 т). На них устанавливаются рядный 6-цилиндровый дизель с турбо-наддувом и промежуточным охлаждением (12503 см3, 330-390 л.с.), дизели V8 и V10 (16991 и 26507 см3, 310-520 л.с.), 6- или 7-ступенчатые коробки передач, рессорные или полностью пневматические подвески, откидывающиеся кабины с многослойным антикоррозионным покрытием. Их конструкция, параметры и внешний вид изменяются в зависимости от страны назначения, причем наиболее совершенные и красивые исполнения рассчитаны на рынки Японии, США, Австралии, Новой Зеландии и других развитых стран. Для стран третьего мира до сих пор выпускается архаичная ка-потная модель "Ниссан U780" полной массой 12 т. Программа специальных низкорамных шасси "Ниссан Дизель" включает 8 моделей с колесной формулой от 6x4 до 12x8, с двигателями мощностью 235-450 л.с. для монтажа кранов грузоподъемностью от 20 до 360 т.
Сегодня "Ниссан Дизель" владеет четырьмя заводами в Японии, где занято 5600 человек, и несколькими зарубежными сборочными филиалами. В 1999 г. компания "Ниссан Дизель" выпустила 22,5 тыс. грузовиков полной массой более 6 т, занимая по этому показателю 4-е место в Японии и 18-е в мире. Ее положение может измениться с образованием в марте 1999 г. объединения с французской фирмой "Рено" (Renault), к которой перешло 22,5% акций "Ниссан Дизель".
3W.SU ©® 2015