Многие десятилетия американская фирма "Питер-билт" является одним из наиболее авторитетных изготовителей тяжелых грузовиков и скоростных магистральных тягачей. Ее автомобили собирают практически вручную из высококачественных агрегатов и узлов наиболее известных специализированных фирм. Выполненные в специфическом аиле "вестерн" с многочисленными хромированными деталями внешнего оформления и деревянной отделкой салона, капотные автомобили "Питербилт" представляют собой типично американское направление в создании тяжелых грузовиков.
Своим названием компания "Питербилт" обязана лесопромышленнику Теодору Альфреду Питерману (Theodore Alfred Peterman). He располагая автолесовозами, он несколько лет самостоятельно переделывал для этих целей грузовики других изготовителей. В 1939 г. Питерман выкупил у компании "Стерлинг" (Sterling) только что приобретенную ею небольшую калифорнийскую фирму "Фэджиол" (Fageol), которую основал Уильям (Билл) Фэджиол в Окленде. Первые грузовики Питермана (модели "260", "334Л "354") Hе отличались от последних моделей Фэджиола и носили название "Билл-Билт" (Bill-Bilt), откуда и произошли название новой фирмы и марка "Питербилт". Первые 7 грузовиков "Питербилт" были построены с июня по декабрь 1939 г. и составили серию "100". В годы войны "Питербилт" выпускал самосвалы модели "270" для американской армии, но большинство автомобилей предназначалось для лесной, угольной, нефтедобывающей и сахарной промышленности. Все они имели капотную компоновку, оснащались бензиновыми или дизельными двигателями "Камминс" (Cummins), "Уокеша" (Waukesha) и "Холл-Скотт" (Hall-Scott), 5-ступенчатыми коробками передач, 2-ступенчатыми ведущими мостами с червячной главной передачей, рулевыми механизмами типа "червяк и кривошип", пневматической тормозной системой разных изготовителей. "Питербилт" использовал алюминиевые кабины, бамперы, лонжероны рамы и колеса, что снижало массу автомобилей примерно на 700 кг и позволяло уложиться в весовые нормы западных штатов.
В 1948 г. началось производство гаммы дизельных капотных бортовых грузовиков и седельных тягачей 4х2 и 6x4 полной массой 12-35 т (модели "270DD", "344DT", "345DT", "354DT", "355DT") с более удобными и вместительными кабинами. На следующий год программа расширилась до шести унифицированных машин с упрощенной цифровой индексацией "280", "350", "360", "370", "380" и "390", отличавшихся от первой серии параметрами и комплектацией.
В 1950 г. был создан первый грузовик "280/350" с оригинальной по форме кабиной над двигателем. С 1952 г. выпускался второй более простой бескапотный вариант "352" с новой откидывающейся кабиной. Тогда же юявилась необычная компоновка "Драмедэри" (Dromedary) - "Верблюд", изобретение которой приписывают "Питербилту". Идея состояла в использовании длиннобазных грузовых шасси с бортовым кузовом и седельно-сцепным устройством для буксировки полуприцепа. Наиболее известным был 4-осный "Питербилт-451 Драмедэри" с двумя передними управляемыми мостами. В 1954 г. базовые серии "280" и "350" были преобразованы в 3-осные капотные модели "281" и "351" продержавшиеся в программе 11 лет. Уже через год появились их бескапотные варианты "282" и "352" с расширенными кабинами и лобовым стеклом, составленным из двух половин.
В июне 1958 г. фирма "Питер-билт" была включена в состав компании "Пасифик Кар энд Фаундри Компани" (Pacific Car and Foundry Company) - сегодня это один из крупнейших автомобильных холдингов "Паккар" (Paccar). Через два года вступил в строй новый завод "Питербил-та" в Ньюарке, штат Калифорния. Первым из его ворот вышел бескапотный автомобиль модели "310". С 1963 г. на бескапотных моделях "282" и "352" появились более высокие и вместительные кабины длиной до 2,8 м со спальным местом, сдвоенными фарами и лобовым стеклом с гнутыми угловыми секциями. В середине 60-х гг. на смену весьма удачной паре капотных машин "281/351" пришло семейство, заложившее основы нового поколения классических грузовиков "Питербилт".
Первыми в 1965 г. появились модели "288" и "358" общего назначения, в 1967 г. — магистральные тягачи "289" и "359" с откидывающимся вперед блоком капот-крылья. С 1968 г. на них устанавливали отдельные стеклопластиковые или алюминиевые спальные блоки длиной 760-915 мм.
60-е гг. стали для "Питербилта" особенно успешными: за 10 лет была изготовлена 21 тыс. грузовиков - в 4 раза больше, чем за все 50-е гг. Этому способствовал и ввод в эксплуатацию в 1969 г. завода в Мэдисоне, штат Теннеси. Высокий спрос на отнюдь не дешевые автомобили "Питербилт" полной массой до 38 т (в составе автопоезда - до 113 т) определяли их высокое качество и надежность, огромный выбор рядных и V-образных 6-, 8- и 12-цилиндровых дизелей "Камминс", "Катерпиллар" (Caterpillar), "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) и "Континентал" (Continental) мощностью 250-600 л.с., а также коробок с числом передач5~8. различных видов подвески, органов управления, внутренней и внешней отделки. Самый мощный магистральный тягач модели "359" (450-600 л.с.) имел объемный спальный отсек с двухярусными диванами и двумя окнами в передней пологой части крыши. Большинство наружных деталей, в том числе цилиндрический топливный бак, подножки и корпуса фар были хромированы. "Питербилт-359", развивавший скорость 130 км/ч и стоивший 250-300 тыс. долларов, стал самым культовым американским грузовиком всех времен.
В 70-е гг., в условиях нефтяного кризиса и введения новых норм, "Питербилт" начал борьбу за топливную экономичность своих мощных и тяжелых машин. Со своей стороны компания "Фуллер" (Fuller) стала внедрять "экономичные" трансмиссии для тяжелых автомобилей, которые позволяли снизить рабочие обороты двигателя. Одновременно применялись автоматически отключаемые вентиляторы системы охлаждения двигателя и радиальные шины. В 1972 г. "Питербилт" построил опытные автомобили с газовыми турбинами. Вместе с тем, его самые мощные грузовики по-прежнему находили высокий спрос у водителей-индивидуалов. К этому же времени относится введение своеобразной стандартизации, касавшейся преимущественного использования наиболее приемлемых и "выгодных" для "Питербилта" силовых агрегатов, новых ведущих мостов "Рокуэлл" (Rockwell) и кабин фирмы "Кенуорт" (Kenworth). Вместе с тем, "Питербилт" взялся за создание не характерных для него типов машин. Так, в 1973 г. появилось первое полноприводное строительное шасси "346" (6x6) для бетоносмесителей, а затем - "легкий" городской автомобиль модели "200" (192-304 л.с.) полной массой 13,6-16,0 т, впервые получивший собственное имя "Мид-Рэйнджер" (Mid-Ranger) и кабину над двигателем бразильского отделения компании "Фольксваген" (Volkswagen). В 70-е гг. появились также первые низкорамные шасси "300RLCF" для мусоровозов, лесовозы "353" (6x4) и 360-сильные внедорожные шасси "383" (6x4/6x6) для особо тяжелых условий эксплуатации.
В 1978 г. расширившаяся гамма включала автомобили с двигателями в 192-600 л.с. полной массой 15,4~28,0 т, работавшие в составе автопоездов массой 25-57 т. К 1980 г. объем производства достиг 9 тыс. шасси в год. В целом же за прошедшее десятилетие было изготовлено 72 тыс. грузовиков.
Первой в 80-е гг. была представлена бескапотная серия "362" (6x4) полной массой до 32,7 т (270-450 л.с.) со сравнительно узкой и короткой кабиной с расстоянием от кромки бампера до ее задней стенки (параметр "ВВС") в пределах 1600-1854 мм. Продолжая работы по повышению комфортности, безопасности и экономичности, "Питербилт" создал новый "аэродинамичный" стиль, претворенный в 1986 г. на капот -ной гамме. Вместе со скромным капотным тягачом "375" для местных перевозок появилась магистральная модель "377" со скругленными крыльями и встроенными в них фарами, кабиной увеличенной ширины и более вместительными спальными отсеками длиной до 3050 мм. Через два года новый стиль воплотился в бескапотном магистральном тягаче "372" (275-550 л.с.) для автопоездов массой до 102 т. Он получил большую скругленную кабину-салон с бытовым блоком общей длиной 2745-3226 мм, внутренней высотой 1872 мм, наклонным лобовым стеклом и объемным воздушным дефлектором.
С конца 80-х гг. "Питербилт" практически полностью перешел на использование двигателей "Камминс" и "Катерпиллар" и коробок передач "Фуллер". Грузовики предлагались с пневматической подвеской собственного производства и несколькими типами алюминиевых кабин и спальных отсеков. Свой 50-летний юбилей в 1989 г. фирма отметила выпуском очередного капотного магистрального грузовика "379" полной массой 13,6-36,3 т (309-608 л.с.) с пневматической подвеской кабины и наиболее комфортными бытовыми блоками длиной 914-1600 мм. Его упрощенный вариант "378" был рассчитан на местные перевозки, а универсальное шасси "357" полной массой 13,6-42,1 тс моторами мощностью 218-608 л.с. служило своеобразной "рабочей лошадкой" для выполнения самых разнообразных операций. Автомобили оснащались коробками передач с числом ступеней 9~18 и могли развивать скорость до 140 км/ч. Наиболее крупный и эффектный тягач "379" снабжался многочисленными внешними хромированными деталями и имел самый большой в программе фирмы параметр "ВВС" - 3023-3226 мм.
Для мусоровозов служили 2- или 3-осные низкорамное шасси "320LCF" (213-375 л.с.) полной массой автоматической коробкой передач, сменивший бескапотную серию "200". По форме он напоминал большую "аэродинамическую серию", которая с 1991 г. выпускалась в варианте "377А" с обновленным набором силовых агрегатов (280~550 л.с.), увеличенным до 3100 мм параметром "ВВС", спальными отсеками длиной до 1780 мм, антиблокировочной и противобуксовочной системами, электронными системами контроля и управления, надувными подушками безопасности. С 1995 г.выпускаетс его вариант "385" (218-435 л.с.) полной массой 14,5-29,3 т для местных перевозок и строительства.
В 1995 г. шасси "320LCF" получило новую кабину, а самый дорогой бес-капотный тягач "372" был снят с производства. Вместо него появился вариант "362Е" (354-608 л.с.) полной массой до 40,9 т со сдвинутым назад передним мостом и еще более вместительными спальными кабинами на четырех пневмобал-лонах ("ВВС" - 2286-2794 мм) В 1999 г. "Питербилт" представил свой самый элегантный капотный тягач "387" полной массой 23,6 т (в составе автопоезда - 56,7 т) с двигателями в 338~ 608 л.с., механическими или автоматическими коробками передач, параметром "ВВС" в пределах 4267-4369 мм и спальным местом шириной 1066 мм. Одновременно канадское отделение "Питербилта" начало сборку самой маленькой модели "270" - копии автомобиля ДАФ-55 (DAF) одноименной голландской фирмы, включенной в состав "Паккара". В 1999 г. на заводах "Питербилта" было изготовлено более 28 тыс. грузовиков.
3W.SU ©® 2015