3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

АУСТРО-ДАЙМЛЕР

  • AUSTRO-DAIMLER
  • Винер-Нойштадт
  • Австрия
  • 1899-1936
Аустро-Даймлер 4PS с изотермическим кузовом, 1901 г.
Многозвенный автопоезд "Аустро-Даймлер В", 1914 г.
Аустро-Даймлер ADG, 6x4,1932 г.

Грузовые автомобили в Аварии начали собирать в 1898 г. на механическом заводе Йозефа Эдуарда Биренца (Joseph Eduard Bierenz) и Эдуарда Фишера (Eduard Richer) по лицензии немецкой фирмы "Даймлер" (Daimler). 11 июля 1899 г. на базе этого предприятия был образован первый зарубежный производственный филиал "Даймлера", получивший название "Остеррайхише Даймлер-Моторен-Гезелльшафт Биренц, Фишер унд Ко." (Osterreichische Daimler-Motoren-Gesellschaft Bierenz, Richer & Co.) или просто "Аустро-Даймлер" - "Австрийский Даймлер". Здесь стали собирать гамму машин грузоподъемностью 2-4 т, получивших имена "Хорек" (lltis), "Кенгуру" (Kanguruh) и "Гиена" (Нуапе). С 1900 г. фирма начала сборку более простых грузовиков с 2-цилиндровым мотором мощностью 4 л.с., расположенным под сиденьем водителя.

В первые же годы существования "Аустро-Даймлер" зарекомендовал себя одним из наиболее прогрессивных и смелых в области конструирования грузовиков и специальной техники. В мае 1901 г. на базе 4-сильного грузовика был изготовлен первый в мире изотермический фургон для перевозки льда. Одновременно с ним появился первый австрийский 10-местный автобус, а в 1905 г. началось изготовление специальных грузопассажирских почтовых машин с двигателем мощностью 14-18 л.с. для перевозки по горным дорогам нескольких пассажиров и до 1 тонны багажа.

Они работали на первой в мире регулярной почтовой линии в Боснии. Под руководством технического директора Пауля Даймлера (Paul Daimler), сына известного Готлиба Даймлера (Gottlieb Daimler), в 1903-05 гг. были разработаны и построены одни из первых в мире полноприводных тягачей, а также первый в мире легкий бронеавтомобиль 4x4. В июле 1906 г. на "Аустро-Даймлер" пришел известный в будущем конструктор - 30-летний Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), работавший до того на небольшой австрийской фирме "Лохнер" (Lohner).

Он принес с собой давнюю идею так называемого смешанного или гибридного привода ведущих колес "Микст" (Mixte): двигатель внутреннего сгорания служил только для привода генератора, который вырабатывал ток для питания тяговых электромоторов. В 1906 г. австрийский "Даймлер" получил полную независимость от немецкой компании и начал создание собственных оригинальных конструкций. Со следующего года из его ворот стали выходить грузовики и автобусы с электрическими моторами системы "Лохнер-Порше", встроенными в передние или задние колеса. Особенно широко они применялись для пожарных автомобилей, но апофеозом развития этой идеи стал уникальный тягач "А", построенный в 1909 г. Установленный на нем бензиновый двигатель мощностью 100 л.с. вращал генератор, подававший ток напряжением 235 В на моторы, вмонтированные в задние колеса тягача и пяти так называемых активных 2-осных прицепов.

С 1908 г. "Аустро-Даймлер" начал изготовление тяжелых армейских 2-осных полноприводных тягачей "М8" и "М9" с бензиновыми двигателями мощно-сгью35 и 80л.с., а в преддверии первой мировой войны стал крупнейшим в Европе изготовителем таких машин. В 1913-17 гг. в его программе было уже несколько тягачей "М12", "М15" и "М17" (4x4) с двигателями мощностью до 150 л.с. для буксировки 305-миллиметровых мортир, весивших 30~36 т. Продолжением работ в области многозвенных поездов с гибридным приводом стали новые тягачи "В" и "С" (1913-17 гг.). Их оборудовали 6-цилиндровым двигателем (150 л.с.) и генератором мощностью 93 кВт. Такие машины могли буксировать пять прицепов и перевозить одновременно до 30 т грузов. При установке на железнодорожные рельсы этот автопоезд состоял из 10-12 прицепов и достигал длины 70-80 м.

После первой мировой войны эти уникальные машины были забыты: военные заказы прекратились, и "Аустро-Даймлер" попал в полосу неудач. Единственное, что он смог предложить в 1921 г. - грузовой электромобиль, не имевший особого успеха. Фердинанд Порше покинул предприятие. В 1923 г. его сменил Карл Рабе (Karl Rabe), посвятивший себя созданию престижных легковых машин, в чем немало преуспел.

Предвидя трудные времена, в декабре 1928 г. "Аустро-Даймлер" объединился с фирмой "Пух" (Puch), образовав группу "Аустро-Даймлер-Пух" (Austro-Daimler-Puch) с сохранением прежних торговых марок. Кризис конца 20-х гг. больно ударил по благосостоянию австрийского "Даймлера", заставив его задуматься над своим будущим. В условиях резкого сокращения спроса на дорогие легковые машины фирме пришлось снова взяться за разработку грузовиков.

Так в 1932 г. появился оригинальный 3-осный автомобиль "ADG" (6x4) с 6-цилиндровым карбюраторным двигателем мощностью 65 л.с., хребтовой трубчатои рамой, червячной главной передачей и односкатными колесами. Одновременно "Аустро-Даймлер" начал спешно создавать многочисленные опытные конструкции армейских машин, но спасти фирму они уже не смогли. 10 мая 1935 г. произошло объединение группы "Аустро-Даймлер-Пух" с крупным австрийским изготовителем оружия и автомобилей "Штайр" (Steyr). Так была образована одна из крупнейших австрийских автомобильных компаний "Штайр-Даймлер-Пух" (Steyr-Daimler-Puch), существующая до сих пор. С 1936 г. марка "Аустро-Даймлер" больше никогда не использовалась.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru