Фирма "Сису", крупнейший и единственный в настоящее время изготовитель грузовых автомобилей в Финляндии, была основана 1 апреля 1931 г. инженером Тором Несслингом (Tor Nessling). Ее название было выбрано в результате всенародного конкурса. Оно переводится с финского как "Сила воли". В 1932 г. были изготовлены первые 3-тонные 65-сильные ка-потные грузовики моделей "S-321" и "S-322". С 1935 г. началось изготовление самой обширной серии "SH" с финскими двигателями "Олимпия" (Olim-pia), а затем - американскими моторами "Геркулес" (Hercules) и шведскими "Вольво" (Volvo) мощностью 60~95 л.с. В том же году появился первый 3-осный 6-тонный грузовик "SH-3R-LF" (6x2), в 1937 г. - первый беска-потный вариант "SH-1B", еще через год - первый дизельный автомобиль "SHD8" с мотором в 79 л.с. К концу 30-х гг. "Сису" входила в ряд крупнейших финских промышленных предприятий, хотя в 1932-39 гг. изготовила всего лишь 918 машин. В разгар второй мировой войны было образовано отделение по производству тяжелых грузовиков и лесовозов повышенной проходимости, превратившееся в независимую компанию "Ванайя" (Vanaja).
После войны "Сису" переехала из Хельсинки в новые помещения в городе Карьяа. В 1948 г. она получила название "Суомен Аутотеоллисуус Оя" (Suomen Autoteollisuus Oy) - "Финское акционерное автомобильное общество". В 50-е гг. его программу составляли различные капотные грузовики серий "К" и "L" грузоподъемностью до 8,5 т, оборудованные соответственно бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 75~ 165 л.с. и 5-ступенчатыми коробками передач. В зависимости от исполнения они носили собственные имена "Юрю-Сису" (Jyry-Sisu), "Налле-Сису" (Nalle-Sisu) и "Контио-Сису" (Kontio-Sisu). К концу 50-х гг. небольшая фирма оказалась в критическом состоянии, прекратила производство собственных двигателей и стала использовать английские 4- и 6-цилиндровые дизели "Лейланд" (Leyland) и "Роллс-Ройс" (Rolls-Royce) мощностью 160~275 л.с. Самые мощные из них с 1958 г. использовались на 2-осных самосвалах "К36" грузоподъемностью 18 т и 3-осных шасси "К34" (6x2). В1963 г. на модели "КВ117" (6x4) впервые была установлена откидывающаяся кабина над двигателем. Серии 60-х гг. носили названия "Кярппя-Сису" (Каrрpa-Sisu), "Маасто-Сису" (Maasto-Sisu) и "Юкко-Сису" (Ukko-Sisu). Самым известным в то время автомобилем марки "Си-су" стал 3,5-тонный грузовик "КВ45" (4x4) со 135-сильным дизельным мотором и оригинальной клиновидной 3-местной кабиной над двигателем. Его особенностью был гидронасос, подававший масло под давлением в гидромоторы, установленные в ступицах колес буксируемых прицепов.
Несмотря на высокое качество и совершенную конструкцию, "Сису" долгое время оставалась на грани банкротства. Ее выручило государство, которое приобрело часть акций. В 1967 г. в лоно "Сису" возвратилась компания "Ванайя", принеся с собой конструкцию подъемных неведущих мостов. В 70-е гг. фирма начала еще более активное сотрудничество с английскими и шведскими компаниями, а также взялась за производство ра-диально-поршневых гидронасосов и гидромоторов для использования на транспорте и в промышленности. К 1972-73 гг. относится создание 2- и 3-осных вариантов капотных серий "L" и "R" и бескапотной гаммы "М" полной массой до 26 т с финским 6,6-литровым дизелем "Валмет" (Valmet) мощностью 165 л.с. или английскими "Лей-ланд" и "Роллс-Ройс" в 265-335 л.с., а также 9- и 13-ступен-чатыми коробками передач "Фуллер" (Fuller). В 1973 г. появился один из самых известных грузовиков "Сису" - 315-сильный лесовоз "M162CST" (6x2) с2-осным прицепом с активной передней осью, приводившейся гидромоторами от гидросистемы тягача. Полная масса автопоезда достигала 70 т. На новом семействе использовали прежние и новые названия: 2-осные модели предлагали как "Контио-Сису" и "Карху-Сису" (Karhu-Sisu), 3-осные - как "Юрю-Си-су", а городские фургоны - как "Мони-Сису" (Moni-Sisu).
К этому времени "Сису" окончательно определила свой путь развития - мелкосерийное изготовление машин, максимально приспособленных для работы в суровых климатических и тяжелых дорожных условиях, собиравшихся из агрегатов других производителей. "Сису" изготавливала лишь рамы, кабины, подвески и мосты. С тех пор большинство машин "Сису" рассчитано на работу с повышенными нагрузками на заснеженных трассах, в лесосеках и на пересеченной местности при окружающей температуре до ~70°С. Специфические финские нормы на осевые нагрузки, массу и длину автопоездов позволяют создавать уникальные многозвенные транспортные средства полной массой 50~100т. Спецификой "Сису" стали многоосные грузовые автомобили, самосвалы и лесовозы-сортиментовозы с колесными формулами 8x2 или 10x2. Использовать такие сверхтяжелые машины на шоссе с точным соблюдением норм допустимой нагрузки позволяют дополнительные опускающиеся мосты, подъем которых вне дорог обеспечивает увеличение сцепного веса на ведущий мост и повышение проходимости машины. Особенностью большинства автомобилей "Сису" является увеличенный до 48~540 угол поворота управляемых колес. Автомобили оснащены предпусковым подогревателем, обогревом всех жизненно важных систем, морозостойкими резинотехническими изделиями и пластмассовыми деталями. Машины имеют усиленную теплоизоляцию кабин, отделанных натуральным деревом. Для работы с большими нагрузками особо прочные и массивные рамы с высотой профиля 300-400 мм выполнены из легированных сталей толщиной 8~10 мм. С 1970 г. "Сису" начала экспорт своих автомобилей в СССР. Первыми были рефрижераторы "ВЕ-91" на автобусном шасси для перевозки замороженной рыбы в системе магазинов "Океан". В 1981-82 гг. "Сису" поставила в советские леспромхозы 110 автопоездов-лесовозов в составе тягача "M162CST" с прицепом. Постепенно СССР превратился в главного покупателя продукции "Сису". К 1980 г. фирма изготовила в общей сложности 28245 автомобилей.
В 1981 г. финское правительство практически полностью выкупило акции фирмы, заметно укрепив ее финансовое положение. При этом она обрела свое первоначальное имя "Сису". В 1981~83 гг. сформировалась новая гамма "S" ("Super"), включавшая несколь ко семейств разных классов модульной конструкции. Для выполнения широкого комплекса работ служили бескапотная гамма "SK" и две однотипные капотные серии "SL" и "SN" с колесными формулами 4x2, 6x2 и 6x4. Считавшиеся самыми легкими в программе, они имели полную массу одиночного автомобиля 20-33 т и могли буксировать 100-тонные автопоезда. Автомобили оснащались дизелями "Валмет" или "Камминс" (Cummins) мощностью 170-350 л.с. и многоступенчатыми коробками "Фуллер" или "Итон" (Eaton). Флагманом "Сису" 80-х гг. стала серия "SM", получившая новую откидывающуюся кабину повышенной безопасности с уровнем внутреннего шума 73 дБ. Гамма "SM" комплектовалась дизелями "Камминс" с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, коробками ЦФ (ZF), "Фуллер" или "Эллисон" (Allison), раздаточными коробками "Штайр" (Steyr), сцеплениями "Спайсер" (Spicer) и т.д. Они имели базу 3400-5200 мм, колесную формулу от 4x2 до 10x2. Параллельно на заводах в Хамеенлинне и Тампере выпускалась гамма терминальных (портовых) тягачей серий "TR", "ТТ" и "TV" с 1-местной кабиной для обработки морских контейнеров. Там же изготовляли армейские грузовики "RA Раису" (Raisu) и "SA Маси" (Masi), гусеничные сочлененные вездеходы "NA140 Насу" (Nasu) и колесные бронетранспортеры "ХА180 Паси" (Pasi).
На рубеже 80-90-х гг. компания "Сису" вновь подошла к критической черте. Причинами этого были усиление конкуренции, а также перестройка в СССР и экономические реформы в новой России, сделавшие постоянных клиентов неплатежеспособными. Объем производства сократился с полутора тысяч до 500~550 машин в год. В это время фирма занялась близкими ей исполнениями для работы вне дорог и на лесосеках. При этом на первое место вышло тяжелое капотное семейство "SR", унифицированное с бескапотной серией "SM". До 1996 г. оно включало варианты, отличавшиеся необычными техническими решениями. Для работы на строительстве, в карьерах и на второстепенных дорогах были построены 23-тонные самосвалы "SR300" (8x2) с тремя управляемыми и двумя подъемными мостами и "SRH332" (10x2/10x4) с четырьмя управляемыми мостами, в том числе задними с двускатными колесами. Мощность их двигателей "Камминс" составляла 370~470 л.с., полная масса - 48-50 т. Для работы в подземном железорудном карьере был создан 5-осный тягач "SRH450CKS" (10x4) с двигателем прицепом с полной массой автопоезда 171 т. Был также разработан 5-осный 90-тонный самосвал "Супра 1000CTS (Supra) 10x8 с двигателем мощностью 1350 л.с.
В 1996 г. "Сису" вошла в состав машиностроительной группы "Партек" (Partek). Завод портовых тягачей в Тампере отошел к шведской компании "Кальмар" (Kalmar), а военное отделение было продано финскому концерну "Патрия Индастриз" (Patria Industries). Это позволило наладить выпуск нового многоцелевого семейства "Е" с полной массой одиночного автомобиля 18-42 т (в составе автопоезда -32-60 т). Долю местных агрегатов на них удалось довести до 70%. На сериях "Е11М" и "Е14М" по-прежнему использовались 11- и 14-литровые дизели "Камминс" (305-525 л.с.) и импортные коробки с числом передач 13~18. Гордостью фирмы стала новая 2-местная кабина, разработанная финским дизайнером Ээро Миеттиненом (Еего Miettinen), с широкими горизонтальными ребрами на передней панели. В стандартном исполнении кабина была укомплектована бортовым компьютером, панелью приборов из ценных пород дерева, деревянным лакированным рулевым колесом, сиденьями с подогревом на пневматической подвеске. В 1997 г. ее заменила более скромная, легкая и дешевая кабина от французских грузовиков "Премиум" (Premium), ознаменовавшая начало тесного сотрудничества с фирмой "Рено" (Renault), с которой было создано совместное предприятие "Рено-Сису Ханза Ауто Оя" (Renault-Sisu Hansa Auto Oy). На новой серии "Е12" использовался американский 6-цилидровый дизель "Мак Е7" (Mack) мощностью 430-470 л.с. и французекая 18-ступенчатая коробка. Параллельно фирма изготовляет новое семейство терминальных тягачей с дизелями "Валмет", "Вольво" или "Камминс" мощностью 214-258 л.с. и автоматической коробкой.
К концу 90-х гг. фирма "Сису" стала быстро терять самостоятельность, свойственную ей самобытность и с трудом завоеванные позиции. Объем производства в 1997 г. сократился до 327 машин. В 1999 г. было выпущено 472 автомобиля. Если до недавнего времени в Финляндии на долю "Сису" приходилось 25% рынка грузовиков полной массой свыше 16 т, то к концу XX века она сократилась до 16%. Тем не менее, в лесной и лесоперерабатывающей отраслях страны каждый третий автомобиль пока носит марку "Сису".
3W.SU ©® 2015