3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

ФРЕЙТЛАЙНЕР

  • FREIGHTLINER
  • Портленд/Солт-Лейк-Сити/Помона/ Индианаполис/Маунт Холли
    Ванкувер
  • США
    Канада
  • Канада 1940-1942, 1947-
Фрейтлайнер-800 1947 г. (слева) и FLB, 1992 г.
Фрейтлайнер L-89, 1948 г.
Фрейтлайнер Конвеншэнл, 1949 г. (в центре), FL80 (справа) и FLD112, 1992 г.
Фрейтлайнер Лонг Конвеншэнл FLТ-8164, 1977 г.
Фрейтлайнер Сенчури Класс С-120, 1995 г.
Фрейтлайнер Аргэси, 1998 г.
Фрейтлайнер Коламбия, 2000 г.
Фрейтлайнер FLD132 Классик XL, 1999 г.
 

Компания "фрейтлайнер" - феномен в американском грузовом автомобилестроении. За более чем полувековую историю она постоянно находилась под опекой крупных монополий и всего лишь 7 лет оставалась независимой, что не помешало ей превратиться из региональной транспортной фирмы в одного из мировых лидеров в области тяжелых грузовиков и магистральных тягачей.

История "Фрейтлайнера" началась в 1929 г., когда Лиленд Джеймс (Leland James) основал в Портленде, штат Орегон, небольшую транспортную фирму "Консолидейтед Фрейт Лайнз" (Consolidated Freight Lines) для обслуживания десяти западных штатов страны. С1937 г. на фирме начали переделывать стандартные грузовые шасси, устанавливая на них облегченные алюминиевые кабины над двигателем. В 1939 г. компанию переименовали в"Консолидейтед Фрейтуэйз" (Consolidated Freightways), а в январе следующего года она создала в Солт-Лейк-Сити свое производственное отделение "Фрейтуэйз Мэньюфекчуринг" (Freightways Manufacturing), где к августу 1940 г. собрали первые 10 беска-потных грузовиков "Фрейтуэйз-100". В декабре 1940 г. часть машин получила марку "Фрейт-Лайнер", а с середины 1941 г. ее заменили на "фрейтлайнер". До начала 1942 г. предприятие выпускало для своих нужд практически одинаковые бескапотные грузовики серий "100", "400" и "600" с алюминиевой кабиной. Затем перешли на изготовление частей военных самолетов, а после войны этот завод был закрыт.

19 августа 1942 г. в Портленде была основана новая компания "Фрейтлайнер Корпорэйшн" (Freightliner Corporation), но лишь 2 января 1947 г. она начала сборку моделей серии "600" со стальной кабиной. В том же году появилась 5-тонная серия "800" с дизелями "Буда" (Buda) или "Геркулес" (Hercules) мощностью 240-262 л.с., основной 4-сгупенчатой и дополнительной 3-ступенчатой коробками передач "Фуллер" (Fuller), мостами "Тимкен" (Timken), алюминиевой кабиной и деталями из легких сплавов. С октября началось производство "полностью алюминиевой" модели "L-89" с 275-сильным мотором "Камминс" (Cummins). К этому времени на фирме трудилось 62 человека, собиравших 40~60 машин в год. С1950 г. в производство пошла серия "900" со спальной кабиной и 10-сгупенчатой коробкой, имевшая большой успех на дальних перевозках. Конструктивно все автомобили были почти одинаковыми. Внешне они различались решеткой радиатора и длиной выдвинутой передней панели кабины. С 1949 г. на шасси "600" началось изготовление первых ка-потных грузовиков "Конвен-шэнл" (Conventional) 6x4.

Подписанное с компанией "Уайт" (White) в 1951 г. соглашение о взаимном сбыте и обслуживании грузовиков переросло в контракт о приобретении всей фирмы "Фрейтлайнер". Это позволило построить в Портленде новый завод, где в 1952 г. собрали свыше 250 новых облегченных бескапотных дизельных грузовиков "Уайт-Фрейтлайнер" (модели "WF42" 4x2 и "WF64" 6x4). В 1953 г. появились машины с более плоской передней стенкой кабины: грузовик "WF-4864 Спейсмейкер" (Spacemaker) 6x4 с горизонтальным дизелем "Камминс", помещенным под рамой, и тягач "WF-5844" (4x4) с короткой откидывающейся кабиной. Через год программу возглавил тягач "WF-7564" (6x4) с двигателем мощностью 250~325 л.с., у которого расстояние от кромки бампера до задней стенки кабины или спального отсека (параметр "ВВС") возросло с 1220 до 1900 мм. Менее мощные и тяжелые варианты носили индексы "WF-6342" (4x2) и "WF-6364" (6x4). В 1958 г. их развитием стал тягач "WF-8164T" с мотором в 325-450 л.с. и откидывающейся кабиной с плоским лобовым стеклом. На введенном в строй в 1960 г. калифорнийском заводе в Помоне начался выпуск модели "WFT-7242" (4x2) с наиболее комфортабельной кабиной длиной 1830 мм.

В 60-е гг. главный завод в Портленде неоднократно расширялся, было построено новое предприятие в Индианаполисе, открыто канадское отделение близ Ванкувера. Это позволило в 1961-66 гг. увеличить ежегодные продажи с 1242 до 6500 автомобилей и довести число занятых до 2400 человек. Тогда же появились самые тяжелые и мощные автомобили "Фрейтлайнер", в том числе 50-тонные грузовики серии "Шугар Лайнер" (Sugar Liner) 6x6 для перевозки сахарного тростника на Гавайях, способные передвигаться со скоростью 0,5 км/ч; дорожные тягачи "Турбо Лайнер" (Turbo Liner) с 450-сильной газовой турбиной "Боинг" (Boeing) и автоматической коробкой передач; тяжелые строительные шасси с 1-местной кабиной. Серию бескапотных автомобилей в 1973 г. возглавил один из крупнейших тягачей своего времени - 500-сильный "Пауэрлайнер WFP-7564T" (Powerliner) 6x4 с кабиной длиной 2440 мм. В 1974 г. начался серийный выпуск капотного магистрального тягача "WTF-8164 Лонг Конвеншэнл" (Long Conventional) 6x4 со спальным отсеком за кабиной. К этому времени разразился энергетический кризис, появились новые жесткие технические требования к тяжелым машинам. "Уайт", больше занятый своими проблемами, ослабил контроль за составлявшими его "Большую четверку" фирмами, и в результате "Фрейтлайнер" в декабре 1975 г. в одностороннем порядке прервал действие контракта с "Уайтом". В апреле 1976 г. автомобилям возвратили марку "Фрейтлайнер", а прежний буквенный индекс "WF" был заменен на "FL". Официальный развод "Фрейтлайнера" с "Уайтом" состоялся лишь 8 декабря 1977 г. За этот короткий период самостоятельной деятельности "Фрейтлайнер" изменил внешний вид всех грузовиков, внедрил кабины для низкорамных шасси, подписал со шведским концерном "Вольво" (Volvo) соглашение о совместных продажах в США, ввел в строй еще один завод в МаунтХолли, штат Северная Каролина. В результате в 1978 г. было продано 13577 автомобилей, а штат фирмы достиг 6 тыс. человек. 5 мая 1980 г. "Фрейтлайнер" неожиданно подписал контракт с немецким концерном "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz), став его американским филиалом.

Первое время это сотрудничество продвигалось с огромным трудом. Организация сборки в США грузовых автомобилей "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz) среднего класса позволила довести объем производства 11983 г. до 12 тыс. машин. Первым результатом совместной работы стала представленная в 1985 г. новая капотная серия грузовиков и магистральных тягачей "FLC112" (4x2/6x4) со сдвинутым назад передним мостом, Iновой стальной каби-'ной и 1,5-метровым спальным отсеком. С 1986 г. выпускалось шасси "FLC112SD" для тяжелых работ. Через год на нем впервые установили антиблокировочную систему (АБС). Новое семейство имело столь большой успех, что в 1987 г. объем производства вырос до 27 тыс. грузовиков. В1989 г. была представлена вторая гамма "FLD120 Конвеншэнл" (4x2/6x4) с алюминиевой кабиной, форма которой с апреля 1988 г. оттачивалась в аэродинамической трубе компании "Мерседес-Бенц". Ее классиче ским вариантом стал "FLD120 Классик XL" (Classic) с прямоугольным капотом. В конце 90-х гг. он предлагался в 600-сильном варианте "FLD132" со спальным отсеком длиной 2,1 м.

В 1990 г. появилась короткобазная гамма "FLD112", которую вскоре стали собирать в Австралии. Цифровые индексы в обозначениях новых семейств отражали параметр "ВВС" в дюймах. В последующие годы базовые модели для работы в составе автопоездов полной массой 36,3-90 т предлагались с дизелями мощностью 278~600 л.с., коробками с числом передач 5~16, электронными контрольными системами и АБС, подушками безопасности, спальными отсеками длиной до 1778 мм и параметром "ВВС" в пределах 3073-5260 мм.

В марте 1991 г. состоялась презентация "малой" капотной серии "Бизнесе Класс" (Business Class) для местных перевозок полной массой от7,3-15,0 т (модели от'Т150" до "FL80"). С1995 г. выпускались более тяжелые модели "FL106" и "FL112" (4x2/6x4) полной массой до 28 т. В целом серия "FL" комплектуется двигателями мощностью 162-460 л.с., включая бензиновые "Додж" (Dodge), и коробками с числом передач 5-15, в том числе автоматическими. Разрабатывавшийся с 1989 г. новый бес-капотный магистральный тягач с алюминиевой откидывающейся кабиной предлагался с 1993 г. под индексом "FLB" (6x4). Он был рассчитан на автопоезда полной массой до 63,6 т, оснащался двигателями мощностью 250-500 л.с. и кабинами длиной 1600~2795 мм. На его основе в Канаде выпускалось низкорамное строительное шасси "FLL" (6x4/8x4), которое позднее получило марку "Кондор" (Condor). В 1995 г. был представлен капотный тягач повышенной комфортабельности и безопасности "Сенчури Класс" (Century Class) в вариантах "С-112" и "С-120" с 6-цилиндровым 12-литровым дизелем в 300-525 л.с., пневматической подвеской, лазерным дальномером, кабинами высотой 1740 мм и вместительными спальными отсеками. Развитием этой гаммы в 2000 г. стали магистральные тягачи серий "Коламбия" (Columbia) и "Коронадо" (Coronado) 6x4 со смелыми "аэродинамическими" формами оперения, миндалевидными или четырьмя круглыми фарами, несколькими типами вместительных спальных отсеков. На них устанавливаются дизели мощностью до 600 л.с., 13-ступенчатая коробка передач с электронным управлением, алюминиевые кабины и стеклопластиковое оперение. С 1998 г. вместо серии "FLB" выпускаются комфортабельные бескапотные тягачи "Аргэси" (Argosy) 6x4 с моторами в 300-600 л.с. и кабинами разного объема.

Бурное развитие компании "Фрейтлайнер" связывают прежде всего с вхождением его главного европейского партнера в международную корпорацию "Даймлер-Крайслер" (Daim-lerChrysler). К концу XX века "Фрейтлайнер", ежегодно изготовляя 84-97 тыс. тяжелых грузовиков и автобусных шасси, вышел на второе место в США, а также смог приобрести грузовое отделение концерна "Форд" (Ford), переименованное в "Стерлинг" (Sterling), и фирму "Америкэн ЛаФранс" (American LaFrance), крупного изготовителя пожарных машин. В августе 2000 г. "Фрейтлайнер" выкупил также канадскую компанию "Вестерн Стар" (Western Star), выпускающую тяжелые грузовики.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru