|
|
||
|
Известная своими престижными легковыми автомобилями фирма "Хорьх" некоторое время изготовляла также грузовики. Она получила имя конструктора Августа Хорьха (August Horch, 1868"1951), одного из пионеров мирового автомобилестроения. В 1907 г. он покинул собственную фирму, но под руководством нового главного инженера Георга Паульманна (Georg Paulmann) компания "Хорьх" продолжала успешно развиваться и в 1908 г. ввела в программу первый 3-тонный грузовой автомобиль с 4-цилиндровым мотором в 55 л.с., разработанным Хорьхом.
Параллельно на легковых шасси выпускалось несколько фургонов и 1-тонных пикапов с двигателями мощностью 24-40 л.с. В 1910 г. появились 4-тонные грузовики "Хорьх", за ними последовала 30-сильная 3-тонная модель. На следующий год было изготовлено свыше 200 таких машин. Во время первой мировой войны фирма собирала две модели на 3,5 и 5 т груза с моторами мощностью 40 и 50 л.с. Производство самой популярной 3-тонной модели "KL" (25/42PS) продолжалось до 1922 г. Всего их изготовили свыше 2 тыс. экземпляров.
В начале 20-х гг. "Хорьх" со штатом в 2200 человек относился к довольно крупным немецким производителям. С 1921 г. в программу вошла новая серия, включавшая несколько машин грузоподъемностью 1,5-5,0 т с 4-цилиндровыми моноблочными моторами в 20~55 л.с. Характерной особенностью легких моделей был карданный привод, расположенный внутри продольной трубы, предохранявшей шарниры от повреждения и передававшей толкающее усилие от заднего моста. Выпустив до 1923 г. 570 грузовиков, "Хорьх" на долгие годы потерял к ним всякий интерес, переключившись на легковые машины. Лишь в 1926-28 гг. совместно с фирмой "Зельве" (Selve) небольшой партией был изготовлен один из первых в мире "вездеходов" - 3-осный грузопассажирский автомобиль "Хорьх-8" (6x4) с 8-цилиндровым мотором (3,4 л, 65 л.с.) и рессорной подвеской всех колес.
Неожиданное продолжение грузового семейства "Хорьх" наступило по окончании второй мировой войны, когда оставшийся в советской оккупационной зоне завод в Цвиккау был переименован в "Народное предприятие Хорьх" (VEB Horch Zwickau). Сначала там ремонтировали армейские автомобили, а в 1946 г. начали изготовлять 3-тонный грузовик "Хорьх НЗ" с кабиной над двигателем и 100-сильным карбюраторным мотором "Майбах" (Maybach) от полугусеничного бронетранспортера. До 1949 г. их собрали 840 штук. В 1948 г. первый образец был преобразован в 3,5-тонный капотный грузовик "НЗА" с новым 4-цилиндровым вихрека-мерным 4-тактным верхнеклапанным дизелем жидкостного охлаждения (6024 см , 80 л.с.), разработанным на основе довоенного мотора фирмы ФОМАГ (VOMAG), 2-дисковым сцеплением, 5-ступенчатой коробкой передач и гидравлическим приводом всех колесных тормозов. Двери и задняя стенка кабины изготовлялись из пластмассы "Дуропласт" (Duroplast). Максимальная скорость составляла 80 км/ч. "НЗА" считается первым автомобилем, созданным в ГДР. На шасси "НЗА" предлагали самосвал, фургон, короткобазный балластный или седельный тягач. В 1957 г. появился 4-тонный 90-сильный вариант "H3S", но выпускали его очень недолго. В мае 1958 г. завод стал называться "Народным предприятием Заксенринг" (VEB Sachsenring Automobilwerke), а грузовики были переименованы в "Заксенринг S4000". Так марка "Хорьх" прекратила свое существование.
3W.SU ©® 2015