"Кенуорт" - одна на наиболee известных в мире марок американских тяжелых грузовых автомобилей. Они стали олицетворением мощи, высокого качества, комфорта и долговечности, которая подтверждается пробегами в 2-2,5 млн. км без ремонта. Наиболее известный и немного хвастливый лозунг компании - "Кенуорт" - лучший в мире" - во многом соответствует действительности и подтверждает высокие возможности ее автомобилей.
История "Кенуорта" началась с прочных и простых грузовиков "Персике" (Gersix), которые выпускала небольшая компания "Герлингер" (Gerlinger), располагавшаяся в Сиэтле, в штате Вашингтон. В1922 г. ее главные акционеры Гарри Кент (Harry Kent) и Эдгар Уортингтон (Edgar Worthington) выкупили фирму и по первым буквам своих фамилий назвали ее "Кенуорт" - сокращенно KW.
Расположение компании "Кенуорт" в отдаленном лесном северо-западном штате страны наложило отпечаток на конструкцию ее автомобилей: они имели массивную и прочную деревометаллическую раму и широкие колеса на губчатых шинах. Говорят, их конструкция была позаимствована у телег лесорубов. В 1923 г. программа "Кенуорта" состояла из бортовых моделей "М", "К" и "L" грузоподъемностью 1,5-3,5 т с 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями, 3-ступенчатыми коробками передач и узлами разных изготовителей. На следующий год появились 2-тонные фургоны "М" и бортовые грузовики "N" и "KS" на 1,5 и 3 т груза. К1926 г. фирма предлагала машины грузоподъемностью 1-5 т (модели "OL", "OS", "D", "KB" и "RS") с двигателями мощностью 22~40 л.с. В тот год их собрали 99 штук, а с 1927 г. ежедневно выпускали уже по три автомобиля. Среди них были первые грузовики с 6-цилиндровым 78-сильным двигателем, оснащенным совершенными по тем временам карбюраторами "Зенит" (Zenith), электрооборудованием "Бош" (Bosch) и 7-ступенчатой коробкой передач. Первые "кенуорты" почти не отличались друг от друга, имея лишь разные мощности двигателей и размер колесной базы.
Разразившийся в стране тяжелый кризис заставил "Кенуорт" кардинально пересмотреть программу производства и начать поиск собственного, отличного от конкурентов, пути. В 1932 г. он выпускал открытые пожарные автомобили и городские развозные фургоны, с 1933 г. начал использовать дизели "Камминс" (Cummins). Новый завод в Ванкувере, штат Вашингтон, превратил компанию в крупнейшего в США изготовителя экономичных дизельных грузовиков. Программа 1935 г. включала 13 моделей: легкие развозные фургоны "86", тяжелые капотные грузовики "346С" (6x4) и 10-тонные самосвалы "386", а также первая бескапотная модель "D146" с короткой выпуклой передней частью кабины и богато хромированной облицовкой. Во второй половине 30-х гг. "Кенуорт" практически полностью переключился на тяжелые 3-осные грузовики (6x2 или 6x4), в конструкции которых широко использовался алюминий, в том числе для рамы и кабины. Это дорогое удовольствие было обусловлено прежде всего местными требованиями на допустимые осевые нагрузки. Для улучшения условий работы водителя использовался вакуумный усилитель в гидроприводе тормозов, пружинная или торсионная подвеска, кабины получили теплоизоляцию, отопитель и место для отдыха в пути. С тех пор каждый грузовик создавали по индивидуальным требованиям покупателя. Машины собирали из покупных и собственных агрегатов вручную, а затем многократно испытывали, что стало залогом высокого качества. В 1937 г. программа "Кенуорта", сокращенная до 10 моделей, начиналась с 2-тонного фургона "88" с мотором мощностью 83 л.с. и заканчивалась 7-тонным капотным грузовиком "214С" (6x4) с 6-цилиндровым дизелем "Камминс" (125 л.с.). Пока в ней оставались 4- и 7-тонные грузовики "146В" и "241А" с бензиновыми моторами. В1940 г. "Кенуорт" изготовил 226 автомобилей, на которых появилась оригинальная широкая облицовка плоского радиатора, применявшаяся последующие 40 лет.
С началом второй мировой войны фирма получила заказ на 5-тонные автомобили-эвакуаторы "570" и "571" (6x6) с двигателями мощностью 145 л.с., аналогичные продукции фирмы "Уорд ЛаФранс" (Ward LaFrance). До конца войны их было изготовлено 2000 штук.
В предпоследний год войны появились первый грузовик с полностью алюминиевым шасси и первая машина с задней пневматической подвеской. В 1944 г. фирма вошла в состав компании "Пасифик Кар энд Фаундри" (Pacific Car and Foundry Co.), которая позднее стала известной под названием "Паккар" (Paccar). Еще до окончания войны по образцу полубронированного тягача "Пасифик" на "Кенуорте" собирали его вариант "580" (6x6) для буксировки 40-тонных танковых полуприцепов.
По окончании войны, в 1946 г. фирма собрала 705 машин. Одновременно началось формирование основ будущей программы, базировавшейся в первую очередь на унифицированных 3-осных капотных и беска-потных автомобилях 6x4 классической компоновки. В нее входило до 30 разных моделей (от"521" до "587") грузоподъемностью б,5~20,0 т, оборудо-ваннных в основном рядным 6-цилиндровым дизелем "Кам-минс НВ600" (11,0 л, 150 л.с.), 4- или 5-ступенчатыми коробками, мостами "Тимкен" (Timken) с одно- и двухступенчатыми главными передачами. Бензиновые моторы применялись как исключение. Caмыe мощные 200-сильные дизели "Камминс" устанавливали на 2-осных строительных самосвалах "548" и "552". В начале 50-х гг. гамма включала только дизельные автомобили 11 базовых моделей от "521" до "829" мощностью 150-200 л.с. Большинство из них внешне ничем не отличались, но имели разные параметры и агрегаты в соответствии с желанием покупателя. Основой гаммы был капотный грузовик "521" (6x4), на котором в 1950 г. впервые установили отдельный спальный блок за кабиной водителя. Следом за ним последовал бескапотный тягач "523 Бульдог" (6x4). Прозвище он получил за массивную выдвинутую вперед переднюю облицовку. В 1954 г. программу дополнили специальные лесовозы и самосвалы "848", "849" и "850" (6x4/6x6) с дизелями мощностью 250~700 л.с. и полной массой до 67,6 т (в составе автопоезда ~ до 227 т). Среди опытных конструкций 50-х гг. следует отметить бескапотные седельные тягачи с одноместной кабиной, необычные комбинации автобуса с бортовой машиной и 4-осного грузовика"522"(8x4)с седельным тягачом (схема "верблюд"), 32-тонные самосвалы "803" с дизель-электрической трансмиссией и их троллейные варианты "802", опытные тягачи с газовой турбиной "Боинг" (Boeing) мощностью 175 л.с., весившей всего 104 кг.
В 1952 г. объем производства превысил 1000 шасси, а доля экспорта достигла 40%. Однако уже к середине 50-х гг. "Кенуорт" растерял остатки своей самостоятельности и превратился Кенуорт W900B, 1982 г. в филиал "Паккара". С одной стороны, это позволило открыть филиалы в Канаде и Мексике, построить новые предприятия в США (Канзас-Сити и Чилликот) с общей производственной мощностью 16 тыс. шасси, но с другой, привело к резкому сокращению программы.
В 1956 г. были представлены капотные грузовики единого перспективного семейства "900" (6x4). Первым появился опытный тягач "925" со съемным пластмассовым блоком капот-крылья, четырьмя фарами и стеклопластиковым спальным отсеком за кабиной, получивший с 1960 г. заднюю пневматическую подвеску. За ним последовали бескапотный тягач "921" с одноместной кабиной и 15-тонный самосвал "LW924". Они стали прелюдией к самой известной серии магистральных тягачей "W900" (1961 г.), получивших индекс "W" в честь Уор-тингтона. "W900" принадлежал к престижной категории типично американских "классиков", выполненных в стиле "вестерн". Их отличали внешняя массивность, конструктивная простота, функциональность форм, обязательное наличие спального отсека или вместительного бытового блока, плоские вертикальные радиаторы увеличенной площади, большое количество внешних хромированных деталей и деревянная отделка интерьера. Все автомобили собирали вручную по заказам, используя лучшие материалы, предлагая десятки вариантов с огромным количеством комплектаций, отделки и окраски. (Первые тягачи "W900" (4x2 или 6x4) имели полную массу 37,7 т (в составе автопоезда - до 77,1 т, в специальных исполнениях - до 125 т). Для различных нужд выпускались упрощенный "W900-S12" с короткой кабиной и длиннобазное шасси "LW900" полной массой до 50 т.
Одновременно был создан бескапотный магистральный тягач "К100" ("К" - в честь Кента) с вместительной откидывающейся кабиной для автопоездов полной массой до 28,1 т. Оба автомобиля комплектовали дизелями "Камминс", "Катерпиллар" (Саterpillar) или "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V6, V8, V12 стур-бонаддувом мощностью 210-525 л.с., коробками передач "Фуллер" (Fuller), "Спайсер" (Spicer) или "Эллисон" (Allison) с числом передач от 5 до 24, ведущими мостами "Рокуэлл" (Rockwell) или "Итон" (Eaton) с 2-ступенчатой конической или гипоидной главной передачей. На базе "К100" были созданы строительные шасси "К150" и "К184" (8x4) полной массой 28,1-36,3 т с дополнительными 2- или 4-ступенчатыми коробками. Первым шагом к обтекаемым автомобилям будущего в 1978 г. стала кабина "Трансориент" (Transorient) с двумя спальными местами над местом водителя и двумя дополнительными лобовыми окнами на уровне второго этажа. Ее устанавливали на шасси "К100" с пневматической подвеской "Эйрглайд-100" (Airglide).
В начале 80-х гг. оба автомобиля были модернизированы, получив более аэродинамичные формы и вместительные спальные отсеки. Обновленный классический "W900B" получил новый бытовой модуль "Сту-дио Слипер" (Studio Sleeper). Затем появился магистральный "W900L" с двигателем мощностью 355~600 л.с, способный на трассе развивать скорость 140 км/ч. С 1984 г. выпускалась бескапотная серия "К100Е Аэродайн" (Aerodyne) с мотором мощностью 240-470 л.с., новой более обтекаемой кабиной и огромными двухэтажными 2-местными интегрированными спальными отсеками.
Кроме того, "Кенуорт" с 1972 г. выпускал строительные капотные шасси "С500" (6x4/6x6) и "Брют" (Brute) с двигателями мощностью до 500 л.с. (6x4/10x6) полной массой до 57 т. К специальной технике относятся канадские низкорамные шасси "Хастлер L700" (Hustler), вездеходы "АТХ" (12x12) на пневмо-катках, тягачи "953 Супер" и "993" (6x6) грузоподъемностью 32-54 т с моторами мощностью до 700 л.с., рассчитанные для работы в особо сложных условиях.
В 1985 г. с выпуском новой капотной "аэродинамичной" серии "Т600А" (6x4) в США началась стилистическая революция в классе тяжелых грузовиков. Их клиновидный откидной капот, удлиненные объемные крылья и массивный пластиковый бампер стали более округлыми, площадь радиатора уменьшилась, блоки фар утоплены в крыльях, передний мост максимально сдвинут назад, на крыше спального отсека монтировался регулируемый воздушный дефлектор. Все это позволяло существенно снизить аэродинамические потери и сократить расход топлива на 20-22%. Автомобиль предлагали с дизелями мощностью 256~550 л.с. и коробками передач с числом ступеней 9-16. Рынок оценил новинку по достоинству: в 1985 г. было продано 11830 грузовиков "Т600А". С 1989 г. выпускали улучшенный вариант "Т600В", а в год своего 70-летия на новом заводе в Рентоне, штат Вашингтон, фирма начала производство обновленной серии "Т600 Аэро Кэб" (Aero Cab). С 1986 г. предлагалась выполненная в том же стиле более тяжелая серия "Т800", а затем ее улучшенный вариант "Т800В" с двигателем мощностью 260-600 л.с. "Т800В" стал основным автомобилем в программе "Кенуорта" в 90-е гг. На базе этих машин выпускали 3- и 4-осные строительные шасси "Т864" и "Т884". В 1990 г. появились серии "малых" обтекаемых грузовиков "Т400" и "Т450" для местных перевозок, а с 1994 г. - "легкая" гамма "ТЗОО" полной массой 11,8-23,6 т, унифицированная с бескапотной моделью "КЗОО", выпускавшейся с 1992 г. в Канаде. Для тяжелых тягачей "W900L" и "К100Е" была разработана серия модульных спальных и бытовых отсеков "Студио Слипер" длиной до 1880 мм. Самый компактный спальный блок "ФлэтТоп" (Flat Top) имеет длину 965 мм и позволяет стоять там человеку в полный рост.
В 1996 г. начался выпуск наиболее комфортабельного магистрального тягача "Т2000" с клиновидным капотом, обтекаемой кабиной и спальным отсеком длиной 1905 мм, выполненными в едином блоке: На автомобиле используются экономичные двигатели мощностью 280-550 л.с., 9- или 15-ступенчатые коробки передач, АБС и противобуксовочная система. В распоряжении водителя - информационные дисплеи и клавиши управления, смонтированные на рулевом колесе. При полной массе 36 т такой автопоезд способен развивать скорость 140 км/ч. В 1999 г. "Кенуорт" впервые в своей истории перешагнул 30-тысячный рубеж, собрав 30663 грузовика.
3W.SU ©® 2015