История одного из современных автомобильных гигантов "Тойота" началась сравнительно недавно. В 1897 г. Сакичи Тойода (Sakichi Toyoda), сын аоляра-краснодеревщика и талантливый изобретатель, сделал первый в Японии механический станок для прядения шелка. Затем он основал компанию "Тойода Отомэтик Лум Уоркс" (Toyoda Automatic Loom Works), на которой совершенствовал и выпускал новые станки, получив на них 84 патента и 35 свидетельств об изобретении. Его младший сын Киичиро Тойода (Kiichiro Toyoda), родившийся в 1894 г., не пожелал унаследовать дело отца и занялся автомобилями. Ему удалось убедить акционеров "Тойоды" в перспективности своих работ, и 1 сентября 1933 г. они приняли решение открыть на фирме автомобильное отделение. В мае 1935 г. был собран первый легковой автомобиль "Тойода А-1" с обтекаемым 4-дверным кузовом и 6-цилиндровым мотором мощностью 62 л. с. Тогда же на его базе построили первый 1,5-тонный грузовик "G-1", за основу которого взяли американский "Форд" (Ford). На следующий год появились прототипы нового легкового автомобиля "Тойода-АА", а в августе 1937 г. официально была создана автомобильная фирма "Тойота Мотор Компани" (Toyota Motor Company).
Новое название с одной измененной буквой считалось "более счастливым, менее громоздким, по-японски звучало приятнее, а в "рекламе было предпочтительнее по своему воздействию на психологию покупателя". С этого времени началось серийное производство легковой машины "АА" и унифицированного с нею грузовика "GA" классической компоновки, выполненного в типично американском стиле. Он имел лонжеронную раму, 6-цилинд-ровый мотор (3,7л, 72 л. с.), механическую 4-ступенчатую коробку передач, рессорную подвеску и цельнометаллическую кабину. Милитаризация японской экономики, финансовая поддержка местных банков и покровительство правительства позволили уже в 1938 г. ввести в строй крупнейший в то время автомобильный завод в местечке Коромо-чо, в 30 километрах от Нагой. Впоследствии он стал главным предприятием фирмы и ее штаб-квартирой, а городок переименовали в Тойота-Сити. В 1939 г. из ворот завода вышло 11 тыс. грузовиков для японской армии, в 1940 г. - 14519 машин. В 1942~43 гг. к базовой модели прибавился длиннобазный вариант "GB", а также новый 1,5-тонный 78-сильный автомобиль "KB". Все машины военного времени отличались простой конструкцией и скромными формами. Дорогую сталь заменяли деревом, жестяными листами или дешевыми легкими сплавами.
В первые послевоенные годы "Тойота" ремонтировала американские автомобили, но вскоре начала изготовление грузовика "КС". В 1947 г. был представлен первый легковой автомобиль "SA", получивший торговую марку "Тойопет" (Toyopet). На его базе изготовлялся 1-тонный пикап "SB" с 4-цилиндровым мотором (995 см3, 27 л.с.), весивший всего 950 кг и развивавший скорость 100 км/ч. К середине 50-х гг. положение фирмы заметно улучшилось, чему в немалой степени способствовало исполнение заказа на полноприводные грузовики для американской армии.
В 50-е гг. были заложены конструктивные основы хорошо известных впоследствии автомобилей "Тойота". С этого времени изготовление пикапов стало вторым по важности после легковых машин направлением деятельности компании. С 1953 г. на легковом шасси "Тойопет Супер" (1453 см3, 43 л.с.) выпускался 1-тонный автомобиль "RH". В1957 г. появился не менее популярный пикап на базе известной модели "Корона" (Corona) с мотором мощностью 33 л.с., а с 1959 г. в производство пошел первый пикап специальной конструкции - 1,5-тонный "Тойопет Стаут" (Stout) серии "RK" с агрегатами от легковой машины "Краун" (Crown). Co временем он стал прообразом известного ныне автомобиля "Дина" (Dyna).
Еще одно магистральное направление было заложено в 1951 г. с появлением первых образцов универсальных полноприводных машин серии "Ленд Крузер" (Land Cruiser) 4x4. Их производство началось в 1955 г., причем среди многих вариантов всегда были пикапы с разными кабинами и грузовыми платформами. В1954 г. фирма выпустила популярный в Японии 1-тонный полукапотный грузовик "SKB", через 8 лет получивший марку "ТойоЭйс" (ТоуоАсе). В 1957 г. появился первый гражданский дизельный грузовой автомобиль - 5-тонный капот-ный "DA-60" с б-цилиндровым мотором (5890 см3, 102 л.с.) и 4-ступенчатой механической коробкой передач.Уже к 1958 г. фирма "Тойота" превратилась в автомобильный концерн, который контролировал 50% японского рынка машин для перевозки грузов. Персонал в 2 тыс. человек собирал по 4,5 тыс. таких машин ежемесячно. В том же году был открыт первый зарубежный филиал -бразильское отделение "Тойота ду Бразил" (Toyota do Brasil). С ноября 1958 г. там собирали модель "Ленд Крузер", а позднее — пикапы "ХайЛюкс" (HiLux).
60-е гг. стали временем закрепления и упрочения завоеванных позиций. В1962 г. "Тойота" отметила выпуск 1-миллионного автомобиля, причем 2- и 3-миллионные машины этой марки появились затем всего лишь через три и четыре года соответственно. Этому способствовало внедрение в 1963 г. прогрессивной японской системы организации массового производства "канбан", в результате чего в период с 1962 по 1967 гг. ежемесячный объем производства возрос с 11,6 до 105,0 тыс. автомобилей. Это заложило основы резкого увеличения автомобильного производства в Японии, получившего название "Великий скачок Большого Дракона", или просто "Азиатское чудо". Успехи в соседних странах и выход на самый престижный автомобильный рынок США привели к огромному росту авторитета и благополучию концерна "Тойота". Это позволило в 1966 г. присоединить фирму "Хино" (Hino), превратив ее в филиал по изготовлению грузовиков, и со следующего года начать реализацию соглашения о сотрудничестве с другой небольшой компанией "Дайхацу" (Daihatsu). Вместе с тем, главным направлением развития концерна оставались легковые автомобили, а в сфере грузовых машин руководство компании все больше склонялось к массовому производству наиболее ходовых малотоннажных грузовиков и фургонов. Помимо многочисленных пикапов на легковых шасси, в 60-е гг. продолжалось производство 1,5-тонного капотного автомобиля "Стаут RK-101" с короткой или двойной кабиной, бензиновыми двигателями рабочим объемом 1,6~2,0 л и мощностью 64-76 л.с. С 1962 г. выпускался первый в истории фирмы беска-потный автомобиль "ТойоЭйс" серий "RY" и "JY" грузоподъемностью 1,5~2,0 т, отличавшийся незамысловатой, но привлекательной внешностью. Он предлагался в 10 вариантах с тремя размерами колесной базы, бензиновыми и дизельными двигателями (1,6~2,5 л, 64~76 л.с.). С1967 г. его развитием стал первый развозной фургон "ХайЭйс" (HiAce) серии "RH" с цельнометаллическим 5-дверным кузовом, предлагавшийся в 12 исполнениях с бензиновыми двигателями (1587 и 1968 см3, 64 и 85 л.с.) и четырьмя размерами базы (2290-2845 мм). Его вариантами стали пикапы с 3- и 6-местной кабиной. Через год появился простой 1-тонный пикап "ХайЛюкс RN-20" на базе обновленной легковой модели "Краун", но с мотором (1,6 л, 64 л.с.) от машины "Корона".
В 70-е гг.. компания "Тойота" продолжила свое продвижение к мировому лидерству, неуклонно наращивая объемы производства и открывая новые филиалы в Венесуэле, Перу, Уругвае, на Филиппинах. Этот период начался в 1972 г. с празднования выпуска 10-миллионного легкового автомобиля. В сфере же грузовых машин наиболее важным событием считается появление в октябре 1970 г. базовой гаммы легких фургонов "ЛайтЭйс" (LiteAce), выполненной на агрегатах легковой "Короллы" (Corolla). Легкие грузовики прежних серий получили переднюю независимую подвеску и дисковые тормоза, 5-ступенчатые коробки передач, более удобные и комфортные кабины. В 1979 г. серия "ХайЭйс", сочетавшая рациональность конструкции, высокое качество и небольшую стоимость, заняла первое место по объему экспорта. Переведя производство более тяжелых грузовиков на фирму "Хино", компания "Тоиота" сделала главную ставку на легкую и простую серию "Дина", которая поставлялась тогда на экспорт под маркой "Хаски" (Husky). Машины "Дина" серий "RU", "BU" и "HU" середины 70-х гг. имели грузоподъемность от 1,2 до 4 т и предлагались в 15 базовых исполнениях с разными кабинами и кузовами, двумя размерами базы, 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми и дизельными двигателями (1994-3576 см3, 76-89 л.с.), с 5-ступенчатой коробкой передач, лонжеронной рамой, рессорной подвеской и барабанными тормозами с гидроприводом. Последним "настоящим" грузовиком в программе "Тойота" к тому времени оставался лишь капотный автомобиль грузоподъемностью 5~6 т, названный просто "Трак" (Truck). Он выпускался в исполнениях "FA-100/115" и "DA-100/116" с 6-цилиндровыми бензиновым и дизельным двигателями (ISO-135 л.с.), 4- или 5-сгупенчатой коробкой передач, простой или 2-ступенчатой главной передачей. Максимальная скорость достигала 80 км/ч. Доля таких автомобилей не превышала 1,5% от общего объема производства грузовиков, и в 80-е гг. их производство было прекращено.
В 80-е гг. фирма усиленно занималась совершенствованием своей прежней программы, получившей признание во многих странах мира. В 1981 г. пикап "ХайЛкжс" появился в полноприводном варианте и затем эту гамму предлагали в исполнениях 4x2 и 4x4 полной массой 2,0~2,6 т с тремя видами кабин разной вместимости, несколькими двигателями (1,8-2,8 л, 82~95 л.с.), 4- или 5-ступенча-тыми коробками передач, всеми дисковыми тормозами (с 1990 г. - с АБС), несколькими размерами колесной базы. С 1984 г. под маркой "Гранд-Люкс" (GrandLux) пикап начали собирать в США, где он получил мотор V6 (3 л, 150 л.с.) и гидроусилитель рулевого механизма. С1987 г. его сборку начала фирма "Фольксваген" (Volkswagen) в Ганновере под маркой "фольксваген Таро" (Тага). Фургон "ЛайтЭйс" полной массой 1,8-1,9 т с кузовом вместимостью 4 м3 и колесной базой 2100 мм выпускался с бензиновыми и дизельными двигателями (1,5~2,Ол, 62-72 л.с.), передними дисковыми тормозами и независимой подвеской. Наибольшую популярность завоевала серия "ХайЭйс", предлагавшаяся в большом количестве исполнений с двигателями мощностью 82^95 л.с., с механической или автоматической коробкой, кузовами вместимостью 5,9-6,4 м3. В 1989 г., в соответствии с мировыми требованиями, уровень безопасности этих машин был повышен. Внешне они выделялись более массивным передним бампером. Автомобили "ХайЭйс" экспортировались в 140 стран мира и до 1998 г. их было изготовлено 3,2 млн. штук. Популярная обновленная гамма "Дина" с мая 1988 г. предлагалась в многочисленных исполнениях (модели от "100" до "350") - от легкого пикапа грузоподъемностью 450 кг с 5-местной кабиной до обычного 3,8-тонного грузовика. Для них были предназначены четыре бензиновых верхнеклапанных двигателя и пять дизелей (1,8-3,7 л, 75-110 л.с), новая более безопасная и удобная откидывающаяся кабина.
Начало 90-х гг. ознаменовалось выпуском 70-миллионного автомобиля "Тойота". Фирма продолжала целенаправленное совершенствование всех своих грузовых моделей. Они удовлетворяли всем международным и местным нормам по безопасности, экономичности, токсичности, весовым и размерным параметрам, что открыло им дорогу на рынки всех стран мира. В последнее десятилетие XX века основу программы составили пикапы "ХайЛюкс" нового поколения с несколькими двигателями мощностью 82-110 л.с. (в США - до 200 л.с.), легкие фургоны "ХайЭйс" и грузовики "Дина". Создание в 1989 г. первого универсала повышенной вместимости "Превия" (Previa) позволило с октября 1995 г. начать на его базе выпуск нового поколения легких фургонов "ХайЭйс" вместимостью 3,5-7,5м3 и полной массой 2,5~2,8 т, выделявшихся обтекаемыми формами. Они оснащаются в основном дизельными двигателями с турбонаддувом мощностью 90 л.с., 5-сгупенчатой механической или автоматической коробкой передач, имеют несущее основание, независимую подвеску всех колес, гидроусилитель рулевого механизма и могут развивать скорость 160 км/ч. С 1999 г. возобновлено производство серии "ТойоЭйс" грузоподъемностью 1,5-2,0 т, разработанной совместно с фирмами "Дайхацу" и "Хино". Семейство "Дина" с 1996 г. выпускается в новом исполнении и включает машины грузоподъемностью 2,0-3,8 т с 4-цилиндровыми дизелями (140-150 л.с.), 5- или 6-ступенчатыми коробками передач. Их варианты с двигателями мощностью 79-88 л.с. рассчитаны на экспорт в европейские страны. "Тойота" производит и легкие фургоны грузоподъемностью 500-600 кг, созданные на базе грузопассажирских автомобилей "Королла", "Карина" (Carina) и "Пикник" (Picnic), a также 1-тонные пикапы "Ленд Крузер" (4x4). Для японского рынка их предлагают под другими названиями, они отличаются внешним видом, параметрами и комплектацией.
К концу XX века "Тойота" вместе со всеми своими филиалами занимала четвертое место в мире по производству автомобилей для перевозки грузов и автобусов на их базе, выпуская в конце 90-х гг. около 1,3 млн. машин ежегодно. В Японии их изготовляют два крупных завода. Кроме того, более десяти сборочных филиалов работают в США, Великобритании, Австралии, Канаде, Бразилии, странах Азии и Африки.
3W.SU ©® 2015