|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
Эмиль Делаэ (Emile Delahaye, 1843-1905), давший свое имя многочисленным легковым и грузовым автомобилям, начинал в городе Туре в мастерской, выпускавшей керамические плитки и кирпичи. После смерти ее хозяина он стал самостоятельно изготавливать двигатели внутреннего сгорания, работавшие на газе, затем на бензине. В 1895 г. Делаэ собрал свой первый легковой автомобиль. Через три года его небольшая фирма переехала в Париж, а в 1901 г. Делаэ по состоянию здоровья покинул ее навсегда.
Новый главный инженер Шарль Вайффенбах (Charles Weiffenbach) не только расширил производство легковых автомобилей, но и ввел в 1902 г. в программу несколько легких грузовых машин с ременным приводом задних колес (модели от "О" до "9"). Самым популярным из них стал "Делаэ-6" с 2-цилиндровым двигателем мощностью 13 л.с. Первые "настоящие" грузовики моделей "10" и "15D" с цепным приводом также оснащали 2-цилиндровы-ми двигателями, но в 1906 г. появилась 5-тонная машина "11Е" с 4-цилиндровым мотором (4,4 л, 24 л.с.), представлявшим собой два соединенных друг с другом 2-цилиндровых агрегата. С1907 г. началось производство модели "17" с новым 4-цилиндровым силовым агрегатом (2,7л, 16 л.с.). За ним последовала самая большая модель "27" (8 л, 45 л.с.). Все эти грузовики имели двигатель переднего расположения, 4-ступенчатую коробку передач, лонжеронную раму и тент вместо кабины.
Главной заслугой компании "Делаэ" начального периода ее истории следует считать широкую по тем временам программу автомобилей грузоподъемностью от 500 кг до 5 т. На некоторых моделях место водителя располагалось над двигателем, что позволяло удлинить грузовую платформу минимум на полметра. Первым серийным грузовиком, выполненным по такой схеме, был "Делаэ-13" (1908 г.) с мотором мощностью 35 л.с. Одновременно с ним был представлен легкий развозной фургон "28" (12 л.с.) грузоподъемностью 650 кг. В 1909-12 гг. грузовая программа "Делаэ" практически сформировалась и включала девять базовых шасси и два десятка их производных. В 1912 г. во время Всероссийского пробега грузовиков были представлены две модели фирмы "Делаэ" - бескапотная 2-тонная "36С" и 2,5-тонная капотная "53С", обе с 4-цилиндровыми моноблочными нижнеклапанными двигателями мощностью 20~24 л.с.
Кроме них, фирма предлагала развозные пикапы и фургоны грузоподъемностью 600-900 кг (модели "42", "46", "48", "55"), грузовики моделей "40" и "35" с двигателями мощностью 15 и 32 л.с., перевозившие 2 и 5 т соответственно. По заказу почтового ведомства в 1911 г. была изготовлена партия из 200 фургонов модели "52" грузоподъемностью 800-1200 кг. Программа 1913 г. включала три десятка различных шасси для грузовиков, автобусов и специальной техники. Новинками этого периода стали легкий пикап модели "32" грузоподъемностью 500 кг, грузовики "60", "62" и "59" (2,5-4,0 т) и 3-тонный самосвал "57", кузов которого крепился непосредственно к заднему мосту и при опрокидывании автоматически блокировал рессоры и тормоза. Самым известным грузовиком тех лет стал 4-тонный "Делаэ-59" с 4-цилиндровым двигателем (5 л, 30 л.с.), предлагавшийся в капотном и бескапот-ном исполнениях. Он широко использовался во французской армии и выпускался до 1926 г. К этому времени "Делаэ" стала известна пожарными автомобилями, которые целиком и полностью выпускала самостоятельно. В 1912~13 гг. эта гамма состояла из 17 базовых моделей различного назначения - от простого автонасоса "27С" до шасси "39D" для полноповоротной пожарной лестницы.
Перед первой мировой войной положение "Делаэ" было очень прочным, что позволило ей благополучно развиваться в трудные послевоенные времена, взяв за основу предвоенную модель "59". В 1920-23 гг. появились три новые модели "87", "84", "83" грузоподъемностью от 400 кг до 2 т с 4-цилиндровы-ми двигателями (10-20 л.с.) и 4-сгупенчатыми коробками передач. Для легких моделей можно было заказать электрические стартер и освещение, более тяжелые получили карданный привод задних колес и пневматические шины. Только для по-прежнему популярной 4-тонной модели "59" такие шины предлагали по заказу. Кроме того, фирма выпускала автобусные шасси модели "83/59", пожарные машины "84PS" и "112PS", пожарные мотопомпы и лестницы, различные цистерны, самосвалы, передвижные радиостанции, коммунальные машины.
Важным направлением стало производство легких пикапов и фургонов, начавшееся в 1926 г. выпуском модели "107" грузоподъемностью 750 кг. В 1928-31 гг. выпускали семейство "104" из трех вариантов с полезной нагрузкой 1,0-1,2 т, двигателем 1,7 л, 4-ступенчатой коробкой передач, тормозами и фрикционными амортизаторами на всех колесах. С1931 г. им на смену пришла серия "120" с 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем (2151 см3, 32 л.с.) со съемным блоком цилиндров и смазкой под давлением. Впоследствии эта серия автомобилей получила развитие в моделях "122", "124", "134" и "144" грузоподъемностью 800-1000 кг.
В начале 30-х гг. началась широкая программа обновления и унификации. В 1933 г. появился на свет самый популярный в свое время грузовик марки "Делаэ" - 4-тонная капотная модель "103" с рядным 6-цилиндровым мотором (3227 см3, 60 л.с.) и рядом интересных для грузовиков новинок: стальная сварная рама, фрикционные амортизаторы в передней рессорной подвеске, все колеса имели барабанные тормоза с гидроприводом,а на выходном валу коробки передач находился дополнительный колодочный тормоз. Грузовик развивал скорость 62 км/ч, его предлагали с колесной базой 4460 мм. До 1940 г. на основе этой модели выпускали пожарные автонасосы "103АР", автобусы и спецмашины. С 1935 г. началось производство усиленного варианта "119" полной массой 9 т с 6-цилиндровым двигателем (6125см3, 90л.с), 3-сгупенчатой основной коробкой передач и с 2-сгупенчатой дополнительной. Его предлагали с пятью размерами колесной базы, с правым и левым расположением органов управления, с одним или двумя задними ведущими мостами. Седельный тягач "Делаэ-119" мог работать в составе автопоезда полной массой до 18 т.
В 1932 г. началось производство еще одной популярной модели "140" грузоподъемностью 1,5-2,0 т. На ней стоял 4-цилин-дровый двигатель автомобилей серии "120", мощность которого увеличили до 42 л.с. Вариант "140/103" с полезной нагрузкой 3 т представлял собой усиленное шасси "140" с 6-цилиндровым двигателем автомобилей "103". Базовая модель "140" имела два размера колесной базы (3350 и 3850 мм) и развивала скорость до 73 км/ч. Пожарное шасси "140С" выпускали до конца 1941 г.
В середине 30-х гг. на фирме "Делаэ" решили закупить лицензию у английской компании "Гарднер" (Gardner) на б-ци-линдровый дизель (8354 см3, 80 л.с.). В 1937 г. он появился на самом тяжелом шасси "129D" грузоподъемностью 8,0~8,5 т, снабженном 1-дисковым сухим сцеплением и коробкой передач, обеспечивавшей 6 ступеней для движения вперед и 2 назад. Машину выпускали до 1939 г. в пяти исполнениях, включая первые варианты с кабиной над двигателем. В конце 30-х гг. на "Делаэ" разработали собственный 4-цилиндровый дизель (5,7 л, 80 л.с.) и установили его на 5-тонную модель "163D". Вторая мировая война прервала эти работы, а затем положение фирмы в корне изменилось.
По окончании оккупации страны правительственными органами было принято решение о перераспределении обязанностей среди временно национализированных французских автомобилестроителей. "Делаэ" была включена в промышленную группу GFA, где специализацией для нее выбрали изготовление легковых автомобилей. В результате после войны был возобновлен выпуск только бескапотных грузовиков модернизированной серии "163" с дизелем в 5,7 л или новым верхнеклапанным 6-цилиндровым бензиновым двигателем рабочим объемом 3558 см3 - оба мощностью 60 л.с.
На Парижском салоне 1949 г. был представлен последний грузовой автомобиль марки "Делаэ" - 1-тонный пикап модели "171" (4x4), предназначенный в основном для экспорта в страны Африки и выпускавшийся в небольших количествах в 1950-54 гг. На нем использовали двигатель рабочим объемом 3,6 л от автомобилей серии "163", мощность которого возросла до 100 л.с. Но на этом деятельность фирмы в автомобильной области вовсе не прекратилась. Ей было поручено серийное производство "французского джипа", известного под обозначением VLR. Затраты на его разработку оказались слишком большими, а машина получилась тяжелее и сложнее американского образца. Отказ армии от крупных закупок продукции "Делаэ" поставил фирму на грань разорения. В 1954 г. ее присоединила к себе автомобильная компания "Гочкисс" (Hotchkiss), и некоторое время их общая продукция носила марку Точкисс-Делаэ", но через пару лет вторая ее составляющая была исключена из названия.
3W.SU ©® 2015