Коммер RCW (слева) и ССН, 1912 г. |
Коммер G2, 1930 г. |
Коммер Рэйдер, 1932 г. |
Коммер Суперпойз 25 cwt, 1956 г. |
Коммер FC Mk III, 1959 г. |
Коммер QX, 1955 г. |
Коммер Максилоуд, 1971 г. |
Появление на свет грузовиков "Коммер" произошло не совсем обычно: первый автомобиль этой марки был построен "вокруг" коробки передач. Инженер Линдли (Lindley) в первые годы XX века разработал оригинальную планетарную коробку передач с предварительным выбором нужной ступени рычагом на рулевой колонке. Быстрое и почти бесшумное переключение происходило при нажатии на педаль сцепления. В 1905 г. в небольшой мастерской в лондонском квартале Лавендерхилл такую коробку испытали в действии, установив ее на прочной раме с колесами и простым мотором. После успешных испытаний был построен первый автомобиль и создана фирма "Коммершиэл Карз Ли-митед" (Commercial Cars Ltd.). Сокращение первого слова и стало маркой "Коммер" - одной из наиболее известных в Великобритании.
Для расширения производства в 1906 г. фирма переехала в Лутон и со следующего года развернула производство гаммы машин грузоподъемностью от 1 до 6 т. Среди первых был 2-тонный грузовик модели "RC" с рядным 4-цилиндровым двигателем, состоявшим из двух блоков и развивавшим 32 л.с. при 900 об/мин. В 1907 г. он завоевал серебряную медаль в Британском пробеге грузовых машин, что открыло ему дорогу на рынок. В 1912 г. во Всероссийском пробеге "Коммер" был единственным представителем Туманного Альбиона, выставив три машины грузоподъемностью 2, 3 и 4 т (модели "WP2", "RCW" и "ССН"). Все они казались копиями друг друга, отличаясь лишь размерами, мощностью моторов 32-40 л.с., 3- или 5-ступенчатыми коробками передач. Автомобили развивали скорость 35~40 км/ч. Во время первой мировой войны "Ком-мер" изготовил более 3 тыс. грузовых автомобилей популярной серии "RC".
По окончании войны общий спад британской экономики завел "Коммер" в полосу финансовых затруднений. В 1926 г. этим воспользовалась компания "Хамбер" (Number), создавшая вместе с фирмами "Коммер" и "Хиллман" (Hillman) основу автомобильного концерна "Руте" (Rootes Group). Неплохая финансовая база позволила выпустить несколько легких моделей, в том числе фургон грузоподъемностью 500 кг на базе легкового автомобиля "Хиллман Минкс" (Minx) с алюминиевым кузовом, носивший марку "Коммер". Затем в производство поступили капотные серии "G2", "G3" и "G4" грузоподъемностью 2, 3 и 4 т. С1932 г. новые 1,5-тонные машины получили название "Рэйдер" (Raider), a 2-тонные - "Центавр" (Centaur). Облегченную модель "GL4" предлагали в капотном и беска-потном вариантах, а в 1934 г. "Центавр" получил кабину над двигателем. На большинстве моделей использовались 6-цилиндровые бензиновые моторы "Хамбер" (3,1-3,5 л, 60-105 л.с.) и механические 4-ступенчатые коробки передач. В1934 г. концерн "Руте" приобрел еще одного изготовителя грузовиков - фирму "Кэрриер" (Karrier).
В 1935 г. "Коммер" выпустил удачную серию капотных шасси "N" для установки бортовых платформ и фургонов грузоподъемностью от 400 кг до 5 т. Накануне второй мировой войны она превратилась в известное семейство "Q" или "Супер-пойз" (Superpoise), состоявшее поначалу из пяти моделей грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. Во время войны бортовые модели и тягачи "Суперпойз" грузоподъемностью от 750 кг до 3 т (модели от "Q15" до "Q4") поступали в британскую армию. На них использовали 6-цилиндровые моторы "Хамбер" (1,9-4,1 л, 40~80 л.с.). Всего изготовили более 20 тыс. таких машин.
После войны в семейство "Суперпойз" добавили разработанный в 1944 г. бескапотный вариант "Q2" грузоподъемностью 1,25 т с бензиновым мотором (2270 см3, 50 л.с.), а также седельный тягач "Q4" (80 л.с.) для буксировки 8-тонного полуприцепа. В 1949 г. его сменило второе поколение "Суперпойз Mk II" с совершенно иным обликом с обтекаемыми крыльями, объединенными с облицовкой капота, и вмонтированными в них фарами. Они имели новые 6-цилиндровые верхнеклапанные двигатели рабочим объемом 4140 и 4750 см3 и мощностью 85 и 95 л.с. соответственно, а также гидравлический привод тормозов с вакуумным усилителем. С 1955 г. на модели "Q5" появился 6-цилиндровый 5-литровый дизель "Перкинс" (Perkins) мощностью 79 л.с. В 1956 г. серия "Суперпойз Mk III" получила более современную облицовку и выпускалась до последних дней существования "Коммера".
Вместе с тем славу "Коммеру" принесли бескапотные машины. В 1948 г. на Лондонском мотор-шоу фирма представила новую бескапотную серию "FC" грузоподъемностью 4-6 т с кабиной пониженного расположения. Этого удалось добиться установкой обычного рядного 6-цилиндрового бензинового двигателя (4750 см3,103 л.с.) под полом кабины в "полулежачем" положении - под углом 24° к горизонтали. В 1953 г. "Коммер" установил на 7-тонных моделях "QX" необычный горизонтальный оппозитный дизель "TS3" фирмы "Тиллинг Стивене" (Tilling Stevens), входившей в концерн "Руте". Необычность заключалась в том, что он работал по 2-тактному циклу, имел всего 3 цилиндра, непосредственный впрыск и механический нагнетатель. В каждом цилиндре перемещались два поршня, приводившие посредством кривошипно-рычажнои системы один коленчатый вал, расположенный в нижней части блока. При рабочем объеме 3261 см3 он развивал мощность 100 л.с. при 1200 об/мин (позднее - 109 л.с.) и отличался низким уровнем шума. Повышенная масса двигателя и излишняя сложность не помешали выпускать его до середины 70-х гг. С 1958 г. автомобили третьего поколения "Mk III" грузоподъемностью 10 т выпускали с колесной формулой 6x2/6x4. В 1962 г. появилось новое - четвертое ~ поколение бескапотных грузовиков "FC" среднего класса "Mk IV" полной массой до 16 т с более простой кабиной над двигателем.
С 1953 г. "Коммер" предлагал фургоны и пикапы "Экспресс" (Express) и "Коб" (Cob) на 400-500 кг, базировавшиеся на легковых шасси "Хиллман Минкс" (38-48 л.с.). В начале 50-х гг. к ним добавился фургон "3/4 Г или "Коммер-1500" с несущим кузовом вместимостью 5,66 м3 со сдвижными дверями, выделявшийся своими обтекаемыми, как бы надутыми, формами и прикрытыми щитками выпуклыми колесными арками. На нем использовались агрегаты от серийных легковых автомобилей, в том числе, 1,5-литровый двигатель от легковой серии "Mk VIIIA", синхронизированная 4-ступенчатая коробка передач, передняя независимая рычажно-пружинная подвеска, гидропривод барабанных тормозов.
В 1956 г. легкие модели серии "Суперпойз" превратились в новую гамму фургонов и пикапов "25 cwt" четвертого поколения грузоподъемностью 750~1500 кг, разработанных совместно с фирмой "Кэрриер". Это были капотные и бескапотные варианты с различными кузовами и базами, бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 50~53 л.с. В 1961 г. их заменил новый фургон полукапотной компоновки "Уоктру" (Walkthru) грузоподъемностью 1,5-3,0 т с вместительным кузовом с боковыми сдвижными дверями и дизелем мощностью 56 л.с. В начале 60-х гг. "Коммер" имел все технические предпосылки для того, чтобы стать лидером в области грузовых автомобилей малого и среднего классов, но в Великобритании разразился экономический кризис.
Сложившейся ситуацией воспользовался американский концерн "Крайслер" (Chrysler Corporation), начавший с 1964 г. скупать акции группы "Руте". В1967 г. он включил в ее состав свой английский филиал "Додж" (Dodge), который начал активно переименовывать автомобили "Коммер" в "Додж" и унифицировать продукцию всех трех фирм, включая "Кэрриер". Методичные усилия по захвату "Коммера" нарастали пропорционально доле выкупленных •*: акций. Вместе с тем, в 1967 г. "Коммер" представил свою последнюю серию "Максилоуд" (Maxiload) с новой кабиной над двигателем грузоподъемностью до 12 т, разработанную совместно с фирмой "Додж", но сохранившую верность известному мотору "TS3".
В 1970 г. "Крайслер" выкупил контрольный пакет акций группы "Руте", превратив ее в свой британский филиал. К 1973 г. практически все еще сохранившиеся в производстве "коммеры" превратились в "доджи". Последние автомобили марки "Коммер" увидели свет в 1976 г. "Крайслер" оказался не в состоянии удержать на плаву свое британское отделение. В 1979 г. оно было продано французской фирме "Пежо" (Peugeot), а затем перешло к компании "Рено" (Renault).
3W.SU ©® 2015