Фирме "Бюссинг" неизменно сопутствовала слава крупнейшего германского производителя тяжелых грузовиков, отличавшихся высоким качеством и прогрессивными техническими решениями. Эмблема "Бюс-синга" с рычащим львом и сегодня красуется на всех автомобилях фирмы МАН (MAN), к которым по наследству перешли лучшие традиции и высокий авторитет некогда известной немецкой марки.
В 1903 г. в Брауншвейге появилась "Специализированная фабрика грузовых автомобилей, автобусов и моторов Генриха Бюссинга" (Heinrich Bussing, Specialfabrik fur Motor-lastwagen, Motoromnibusse und Motoren). Сам Генрих Бюссинг (1843-1929) по профессии был инженером-механиком литейного производства и занимался изготовлением железнодорожных сигнальных устройств. Только в начале XX века Бюссинг построил свой первый автомобиль - 10-местный автобус с ременной трансмиссией, развивавший скорость 50 км/ч.
За ним в 1903 г. Бюссинг вместе с сыновьями создал первый 2,5-тонный грузовик с мотором в 9 л.с., на деревянных колесах с железными ободами. Его 2-ци-линдровый двигатель рабочим объемом 2,25 л имел верхние клапаны и распределительный вал, что было редкостью в те времена даже на лучших легковых машинах. На следующий год мощность двигателя повысили до 12 л.с., построили 3-тонный грузовик, 12-местный автобус на его базе и автомобиль грузоподъемностью 3,5 т. Новые модели оснащали 4-цилиндро-выми двигателями рабочим объемом 4,5 и 4,8 л мощностью 20 и 25 л.с. До 1907 г. все они были модернизированы с увеличением мощности до 30 л.с. В 1909 г. программа "Бюссинга" состояла из пяти моделей грузоподъемностью 3,5-6,0 т и мощностью двигателей 35~40 л.с, включая первые варианты с местом водителя над двигателем. Тогда же специально для военных нужд началось производство 6-цилиндрового двигателя рабочим объемом 19237 см3 мощностью 90 л.с.
Его установили на опытный грузовик и бронеавтомобиль со всеми четырьмя ведущими и управляемыми колесами большого диаметра. Через год появились три тяжелые ка-потные машины с двигателями рабочим объемом 7,9-10,2 л (50-60 л.с.). С 1912 г. вводится характерное для "Бюссинга" обозначение моделей по грузоподъемности: самая легкая 2,5-тонная гамма с моторами в 25 л.с. получила обозначение "Тип II", автомобили грузоподъемностью 3,5, 4 и 5 т (32, 35, 40 л.с.) - соответственно "Тип III", "Тип IV" и "Тип V". В том же году два 5-тонных грузовика участвовали во Всероссийском военном пробеге. Благодаря особой конструкции карбюраторов Бюссинга они могли устойчиво работать на низкосортном топливе. К этому времени относится период первого расцвета фирмы "Бюссинг": она вышла в мировые лидеры по производству тяжелых машин, а количество занятых увеличилось до 2 тыс. человек. Лицензии на ее автомобили приобрели фирмы Австрии, Великобритании и Венгрии, были созданы торговые представительства во многих странах мира, включая Россию и США.
Во время первой мировой войны фирма, не прекращая производства всей гаммы гражданских машин, выпускала в больших количествах специальные шасси, автомобили и тягачи для армии с бензиновыми двигателями или гибридными (бензоэлектрическими) силовыми установками, цепным или карданным приводом колес.
Оставшись после войны без армейских заказов, "Бюссинг" на некоторое время прекратил производство. В 1920 г. фирму реорганизовали в акционерное общество (председатель наблюдательного совета - Генрих Бюссинг). В 1922 г. она направила своих специалистов в США для изучения организации поточного производства. В результате весь технологический процесс на "Бюссинге" был изменен, автомобили стали собирать на конвейере, и фирма стала успешно развиваться. В1923 г. технический директор "Бюссинга" Вилли Станевич (Willy Stanie-wicz) разработал один из первых в мире 3-осных грузовиков "VI G1" (6x4) грузоподъемностью 6 т с 4-цилиндровым двигателем (7850 см3, 55 л.с.). Для привода колес с широкопрофильными односкатными пневматическими шинами на обоих задних мостах он применил два независимых карданных вала. На следующий год появился 7,5-тонный вариант "VI G1 Бюрглёве" (Burgluwe) с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 8,5 л мощностью сначала 72, затем - 80 л.с. С 1926 г. начался выпуск наиболее известного 3-осного грузовика "VI GL" с 6-цилиндровым двигателем (11775 см3,100 л.с.). Эти модели принесли фирме известность и получили широкое распространение: в 1929 г. они составляли 50% мирового парка автомобилей такого класса, а в Германии удерживали 95% рынка. Кроме них в 1924~30 гг. на "Бюссинге" изготовляли семейство 2-осных грузовиков серий "III", "IV", "V" и "VI" грузоподъемностью от 2,5 до 7,5 т и мощностью 40-110 л.с. К 1927 г. на фирме уже работало 2,4 тыс. человек и ежемесячно из ее ворот выходило по 250 автомобилей.
В 1929 г. в возрасте 86 лет скончался Генрих Бюссинг, автор 90 патентов в автомобильной области, доктор технических наук. Его дела принял сын Макс Бюссинг, унаследовавший от отца его организаторский талант. С началом экономического кризиса "Бюссинг" приобрел две небольшие фирмы "Маннесманн-Мулаг" (Mannesmann-Mulag) и "Ком-ник" (Komnick) вместе с их патентами на грузовики. В 1931 г. компания присоединила к себе берлинскую фирму "НАГ-Про-тос" (N.A.G.-Protos), также известную своими грузовыми машинами. С тех пор она стала называться "Бюссинг-НАГ", и вся продукция носила новую торговую марку вплоть до 1950 г., когда фирма вернула прежнее название "Бюссинг". К этому времени на ней трудилось 4,1 тыс. человек, собиравших по 200 автомобилей в месяц. Гамма грузовиков состояла из четырех базовых капотных машин грузоподъемностью 5~8 т и их бескапотных вариантов с рядными 6-цилиндровыми предкамерными дизелями. Руководство компании решило отметить это событие выпуском необычного 3-осного 12-тонного автомобиля "12000U13" (6x4) полной массой 24 т с бескапотной кабиной и горизонтальным двигателем рабочим объемом 13539 см3 мощностью 175-180 л.с. (с 1954 г. - 15025 см3, 200 л.с.).
Впервые для автомобилей такого типа его разместили под рамой в пределах колесной базы. Коробка обеспечивала 10 передач и была снабжена пневматическим управлением, полуэллиптические рессоры крепились на резиновых опорах, а стиль оформления кабины стал типичным для всех моделей "Бюссинга" вплоть до последней. В 1952-54 гг. капотную серию расширили за счет вариантов "6000S", "6500S", "7500S" и "8000S13" грузоподъемностью 6-8 т. Самым популярным в ней был 7,5-тонный "Бюссинг-7500S" полной массой 14 т с 6-цилиндровым дизелем (9842 см3 , 150 л.с.), 5- или 6-ступенчатой коробкой передач и колесной базой 4000-5600 мм. Он развивал скорость 65-72 км/ч и расходовал 21 л топлива на 100 км.
В 1953 г. появилась пользовавшаяся успехом бескапотная 4,5-тонная модель "4000" с дизелем рабочим объемом 5,4 л мощностью 100 л.с. при 2600 об/мин. В нем были использованы новые разработки "Бюссинга": "мокрые" гильзы цилиндров, поршни из легкого сплава и 7-опорный коленчатый вал. Одновременно выпускали грузовики "7500U" и "8000U" с горизонтальными двигателями (150 и 180 л.с.).
С 1955 г. все базовые модели были объединены в новое семейство, выпускавшееся пять лет и состоявшее из многих вариантов капотных "LS/N" и бескапотных грузовиков "LSF" грузоподъемностью 5,0-7,5 т с вертикальными дизелями. Бескапотные варианты с горизонтальными двигателями мощностью 110-170 л.с. имели обозначение "Ш". Наиболее популярными стали модели среднего класса "LS/LU7" и "LS/LU11" с моторами в 130 и 170 л.с. и синхронизированной 6-ступенчатой коробкой передач. С1958 г. 7-тонную гамму заменили серии "LS/LU75" (110-115 л.с.) и "LS/LU77" с увеличенной до 145 л.с. мощностью двигателя. Самыми легкими послевоенными грузовиками "Бюссинг" были "LS/LU55" грузоподъемностью 4,0-4,8 т. Ими можно было управлять, имея водительские права для легковых автомобилей.
В 1960 г. "Бюссинг" стал акционерным обществом, а через год купил один из заводов разорившейся фирмы "Боргвард" (Borgward). Начиная с 1959 г. "Бюссинг" модернизирует свои многочисленные модели, не меняя в их конструкции практически ничего и присваивает им собственное имя. Серия "LS/LU5" получает название "Бюрглёве", "LS/LU7" - "Суперкарго" (Supercargo), a "LS/LU11" - "Коммодор" (Commodore). Наиболее популярными стали легкая гамма "Бюрглёве" грузоподъемностью 5,0-6,5 т и тяжелая "Коммодор", предлагавшиеся в исполнениях от городского развозного автомобиля до магистрального седельного тягача. Самым крупным автомобилем с вертикальным двигателем был в 1962 г. 3-осный "Коммодор LS11/18F3" с двигателем в 192 л.с. (позднее 200 л.с.), предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой 32 т.
Его развитием стала капотная модель "LS13N" (204 л.с.) с кабиной со спальным местом. В 1965 г. началось производство гаммы оригинальных автомобилей с рядными горизонтальными 6-цилиндровыми дизелями. Самым маленьким был 5-тонный городской развозной грузовик "Бюрглёве 09~110" с кабиной пониженного расположения и 6-литровым дизелем мощностью 110 л.с. под грузовой платформой. Для автопоездов полной массой до 40 т были созданы низкорамные седельные тягачи "Суперкарго 14~185" и "Коммодор S16-210" с двигателями в 185 и 210 л.с. в передне свесе. Самой необычной ста) опытная модель "Коммодс 22-150" (6x2) грузоподъемн стью 14,5 т с двумя передник управляемыми мостами. Ее двигатель (7,4 л, 150 л.с.) размещен под рамой, а грузовая платформа - над всеми агрегатами и к биной. В этот период на дорогах машин с горизонтальными двигателями приходилось до 80 общего объема произведет фирмы.
В 1967 г. на новом заво, в Зальцгиттере "Бюссинг" пр ступил к производству более с вершенной серии "BS". Всего оставшиеся четыре года бь создано 55 базовых модег грузоподъемностью от 2,0 22,3 т, оснащенных в основн кабиной над двигателем. В висимости от величины поли массы (от 11 до 32 т) они полу ли обозначения "BS11", "BS1 "BS16" и так далее до "BS32". Автомобили получили современые и удобные кабины улучшеного дизайна с кондиции рами. В 1969 г. на двигате] рабочим объемом 11,6 и 12, появился турбонагнетате повысивший мощность со и 240 л.с. до 217 и 310 л.с. со ветственно. Одновременно двигателе 11,6 л стали использовать систему непосредствен впрыска топлива по лицеи: МАИ. Пытаясь расширить ее программу за счет более хо, вых моделей, "Бюссинг" с 196 приступил к выпуску итальянских грузовиков "ОМ" грузоподъемностью 2,0-4,5 т, носивших обозначение "BS-OM". Вместе с тем, ориентация на устаревшие предкамерные дизели и преимущественное использование компоновки с горизонтальным двигателем привела фирму к застою.
В результате в 1970 г. фирма МАИ приобрела 50% акций "Бюссинга", остальные купило ее дочернее предприятие GHH. С1971 г. все тяжелые модели серии "BS" получили 5- и 6-цилиндровые дизели МАИ, с турбо-наддувом или без него мощностью до 320 л.с. На этом фактически и закончилась история фирмы "Бюссинг". В 1972 г. большинство ее моделей сняли с производства, но еще до 1979 г. грузовики обеих фирм собирали в Зальцгиттере под маркой "МАН-Бюссинг".
3W.SU ©® 2015