|
|
||||
|
|
Автомобильный завод из города Ельч (Jelczariskie Zaklady Samochodowe), сокращенно JZS, долгое время являлся единственным польским изготовителем тяжелых грузовиков. В1959 г. в цехах бывшего немецкого артиллерийского завода, после многолетних испытаний и доводки опытных образцов, началось изготовление первого польского 8-тонного автомобиля "Жубр" (Zubr). Он оказался столь ненадежными, что перед заводом сразу же встала проблема его полной замены. Для этого в середине 60-х гг. у английской фирмы "Лейланд" (Leyland) была закуплена лицензия на б-цилиндровый дизельный двигатель "0.680", выпуск которого наладили на "Заводе транспортного машиностроения" в городе Мелец, а в городке Тчев началось производство коробок передач по лицензии фирмы ЦФ (ZF). В 1968 г. появился 8-тонный грузовик "Ельч-315М" полной массой 15,4 т, ставший родоначальником нового поколения "300". В отличие от предшественника, он, наоборот, получился прочным, надежным и неприхотливым. На нем использовались лицензионные мотор "SW680" (11100 см3, 200 л.с.) и 5-ступенчатая коробка передач, венгерские мосты "Раба" (Raba) и гидроусилитель рулевого механизма "Чепель" (Csepel), американская тормозная система WABCO. Собственными были рама и кабина над двигателем. На его базе предлагались 10-тонный бортовой "Ельч-316" (6x2), самосвал "3W-317" с 3-сторонней разгрузкой и седельный тягач "317" для работы в составе автопоездов полной массой 32 т. Одновременно завод начал выпуск пожарных автомобилей, ремонтных мастерских и автобусов.
Ориентация польской экономики на использование иностранных лицензий позволила заводу в 1972 г. приобрести лицензию у австрийской фирмы "Штайр" (Steyr) на сборку семейства "1490". Единственным результатом этого договора стала серия "Ельч-640" (6x4). Она включала седельный тягач "С640" для 38-тонного автопоезда и 18-тонные самосвалы "W640" с задней и "3W640" с 3-сторонней разгрузкой, оснащенные дизелем "Штайр WD815" V8 с турбонаддувом мощностью 320 л.с., 9-ступен-чатой коробкой передач и удлиненной 3-местной откидывающейся кабиной модели "134" собственной конструкции. В 1975 г. было подписано второе соглашение на серию "Штайр 1491", но экономический кризис в Польше заставил свернуть реализацию всех контрактов с фирмой "Штайр".
С конца 70-х гг. завод "Ельч" перешел на использование комплектующих изделий польского производства. В результате на последующих машинах пришлось вернуться к мотору "SW680" мощностью 240 л.с. и 6-ступенчатой коробке передач. С1980 г. они устанавливались на новом поколении серии "300", состоявшей из бортовых моделей "325" (4x2) и "326" (6x2), а также седельного тягача "327". С1978 г. этими агрегатами комплектовались новые 8-тонные машины "Ельч 5420" и самосвалы "3W420" грузоподъемностью 10,5 т. Путем комбинации старых узлов, шасси и кабин в 1982~ 84 гг. удалось внедрить новую гамму, состоявшую из двух базовых бортовых грузовиков "S415" (4x2) и "S416" (6x2), седельных тягачей "С417" (4x2), "С620" (6x2) и "С642" (6x4), 18-тонных самосвалов. К началу 90-х гг. все автомобили "Ельч" стали неконкурентоспособными, и потому с 1993 г. завод параллельно начал сборку грузовых автомобилей "Вольво" (Volvo) с американскими агрегатами.
3W.SU ©® 2015