Всемирно известная фирма "Шевроле" обязана своим названием швейцарскому гонщику и механику Луи Шевроле (Louis Chevrolet). В 1909 г. на его способности обратил внимание американский предприниматель Уильям Крапо Дюрант (William Crapo Durant), объединивший к тому времени несколько мелких автомобильных фирм в группу "Дженерал Моторс Компани" (General Motors Company), сокращенно "Джи-Эм-Си" (GMC). При участии Луи Шевроле в 1911 г. был разработан первый легковой автомобиль его имени, а вскоре компания "Шевроле" наладила их массовое изготовление. В 1916 г. Дюрант образовал концерн "Дженерал Моторс Корпорэйшн" (General Motors Corporation), в состав которого 2 мая 1918 г. вошла компания "Шевроле". С этого момента параллельно с легковыми машинами под маркой "Шевроле" выпускалось обширное семейство автомобилей для перевозки грузов. С самого начала на долю "Шевроле" приходилось производство наиболее легких моделей на легковых шасси, а средние и тяжелые машины создавались впоследствии в кооперации с грузовым отделением "Дженерал Моторс Трак Компани" (General Motors Truck Company), продукция которого также носила аббревиатуру "Джи-Эм-Си".
Первыми грузовыми машинами "Шевроле" были пикапы и фургоны на 350-500 кг груза, построенные на шасси популярной легковой модели "490". Для 1-тонного варианта использовались собственный верхнеклапанный 4-цилиндровый 3,7-литровый двигатель, 3-ступенча-тая коробка передач, червячная главная передача, пневматические шины и электрическое освещение. В 1924 г, преодолев послевоенный кризис, фирма выпустила легкий грузовик модели "Н" и его 3-осный вариант 6x2, а затем - первый цельнометаллический фургон "R". В 1925 г. на легковом шасси "Супериор" (Superior) началось массовое производство развозных машин грузоподъемностью 500-1000 кг. К концу 20-х гг. было собрано 500 тыс. грузовых машин, причем некоторые оставались в производстве до 1942 г. В1929 г. "Шевроле" начала изготовление серий "АС" и "LP" грузоподъемностью 500 кг и 1,5 т с новым 6-цилиндровым двигателем (3177 см3, 26 л.с.), передними гидроамортизаторами и стеклоочистителем с вакуумным приводом. На более поздних вариантах "AD", "AE", "LQ" и других мощность возросла до 46 л.с., появились задние барабанные тормоза и сдвоенные шины. Уже в 1930 г. удалось продать 188 тыс. грузовиков "Шевроле". Серийные легковые шасси служили основой для создания цельнометаллических развозных фургонов "Делюкс Седан Деливери" (Deluxe Sedan Delivery) и "Лайт Деливери" (Light Delivery), получивших все технические особенности, присущие их базовым вариантам.
С 1935 г. началась более тесная кооперация с грузовым отделением "Джи-Эм-Си", что очень скоро привело к расширению гаммы "Шевроле" за счет машин повышенной грузоподъемности. В программе "Шевроле" на 1936 г. значились только три базовые модели "FB", "RA" и "RB" грузоподъемностью 500 кг и 1,5 т с одним 6-цилиндровым мотором (3,4 л, 72 л.с.). Через два года она уже включала 11 моделей грузоподъемностью до 2,5 т с принципиально измененной внешностью, V-образным лобовым стеклом и более массивной облицовкой радиатора. Все они комплектовались одинаковыми 6-цилиндровыми 3,5-литровыми двигателями мощностью 78 л.с. К новинкам 1938 г. следует отнести 1,5-тонные экспортные полукапотные варианты "VE" и "VG", а также первую дизельную модель "TD155" с 77-сильным мотором "Геркулес" (Hercules). К началу 40-х гг. компания "Шевроле" стала признанным изготовителем разнообразных легких и средних грузовиков. Это были многочисленные ежегодно изменявшиеся пикапы (модели от "АК" до "BN"), развозные фургоны, в том числе вагонной компоновки, легкие и средние ка-потные и бескапотные 2- и 3-ос-ные машины грузоподъемностью 1,5-3,0 т. Они по-прежнему предлагались с базовым 3,5-литровым мотором, мощность которого повысили до 90 л.с., а их главные передачи стали гипоидными. К концу 30-х гг. грузовые автомобили "Шевроле" собирались не только на главном предприятии во Флинте, штат Мичиган, но и на 9 других заводах в США и Канаде, а также в Великобритании, где носили марку "Бедфорд" (Bedford).
Во время второй мировой войны "Шевроле" изготовляла 1,5-тонные автомобили серии "G7100" (4x4) с 3,85-литровым мотором мощностью 83 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач, а также бронеавтомобили и танки. Канадское отделение выпускало обширную гамму армейских полноприводных грузовиков (модели от "С8" до "С60") 4x4 грузоподъемностью от 500 кг до 3 т.
Модернизированные гражданские грузовые автомобили гаммы 1942 г. выпускались во второй половине 40-х гг. с новой облицовкой, 4,2-литровым двигателем мощностью 105 л.с. и новой цифровой индексацией. Главные события в развитии "Шевроле" произошли только в 1954 г., когда вся гамма грузовиков получила новую соответствовавшую моде того времени более массивную и агрессивную внешнюю отделку. Пикапы и легкие грузовики 1955-59 гг. составили гамму "Таек Форс" (Task Force) полной массой до 8,2 т. Обычно их комплектовали рядным 6-цилиндровым бензиновым мотором (4279см3,123 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач и бескамерными шинами. Для повышения привлекательности их внешность была подчеркнуто вычурной, с многочисленными хромированными накладками, надписями и причудливыми выштамповками. В1958 г. пикапы получили двойные фары, а на моделях 1960-61 гг. приборы световой сигнализации вынесли в два экстравагантных миндалевидных блока над передней облицовкой. На базе пикапов выпускались грузопассажирские варианты "Сабурбэн"(Suburban) с закрытыми цельнометаллическими кузовами. Грузовики среднего и тяжелого классов "Таскмастер" (Taskmaster) и "Лоудмасгер" (Loadmaster) выделялись массивными аллигаторными капотами, широкой горизонтальной "балкой" облицовки радиатора, панорамным лобовым стеклом, козырьками над фарами. Они комплектовались в основном бензиновыми верхнеклапанными двигателями V8 (145-250 л.с.), механической синхронизированной 5-ступенчатой или автоматической 4-ступенча-той коробкой передач "Хайдра-матик" (Hydramatic), двойной главной передачей, пневмогид-равлической тормозной системой, с 1958 г. - двойными фарами. Ряд тягачей предлагался с 2-тактными дизелями "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V6 мощностью 195 л.с. Выпустив в 1955 г. 393 тыс. грузовых автомобилей, компания "Шевроле" стала крупнейш им их изготовителем в США. На ее долю приходилось 31,5% рынка.
В конце 50-х и начале 60-х гг. обозначился интерес "Шевроле" к созданию новых легких машин, способных потеснить на рынке более популярную продукцию главного конкурента - компании "Форд" (Ford). Начало было положено в 1959 г. Тогда на основе серийных легковых автомобилей выпустили импозантный пикап "Эль Камино" (EI Camino) с усиленной Х-образ-ной рамой и элементами внешней отделки от модели "Бискейн" (Biscayne). Первые образцы получили двигатели V8 мощностью 185~335 л.с., автоматическую 3- или 4-сгупенчатую коробку передач. При установке самого мощного мотора "Супер Турбо Траст Спешиэл" (Super Turbo Thrust Special) рабочим объемом 5692 см3 с тремя карбюраторами пикап, весивший 1750 кг, мог разогнаться с места до скорости 96 км/ч всего за 8,7 с. С ежегодными новыми модификациями "Эль Камино" выпускался в течение 8 лет. Впоследствии на серийных легковых шасси предлагались более скромные пикапы "Флитсайд" (Fleetside), "Степсайд" (Step-side) и "Лонгхорн" (Longhorn). Другой новинкой в 1961 г. стал развозной фургон "Корвэйр-95" (Corvair) вагонной компоновки с несущим кузовом, созданный на основе одноименного задне-моторного легкового автомобиля с колесной базой 95 дюймов (2415 мм). Его вариантами были фургон "Корвэн" (Corvan) стремя боковыми распашными дверями, пикапы "Лоудсайд" (Load-side) и "Рэмпсайд" (Rampside) с боковой загрузкой и наклонной рампой. Их особенностями являлись задний оппозитный 6-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения (2295 см3, 80 л.с., с 1963 г. - 102 л.с), автоматическая 3-ступенчатая коробка "Пауэрглайд" (Power-glide) и независимая подвеска всех колес. Они выпускались всего 5 лет, оказались дорогими, непрактичными и не смогли оказать никакого сопротивления экспорту в США немецких фургонов "Фольксваген" (Volkswagen). В 1962 г. был продан 8-миллионный грузовик "Шевроле", а в 1965 г. представлен магистральный тягач "Турбо Титан III" (Turbo Titan) с газотурбинной силовой установкой, автоматической коробкой передач, откидывающейся кабиной, стереофонической аудиосистемой, убирающимися фарами и электрическими боковыми стеклоподъемниками.
1969 г. стал поворотным в истории грузового автомобилестроения концерна "Дженерал Моторс". Его отделения "Шевроле" и "Джи-Эм-Си" полностью унифицировали свои программы и приступили к созданию новой гаммы машин разной грузоподъемности, выпускавшихся на двух заводах во Флинте и Понтиаке и продававшихся параллельно под двумя марками. Модели различались внешней отделкой, уровнем комфорта и комплектацией. Первыми увидели свет грузопассажирский автомобиль "Блэйзер" (Blazer) и пикап "КТО" (4x4) на его базе, копией которых через год стали "Джи-Эм-Си Джимми" (Jimmy). В 1969 г. появился также бескапотный тягач "Титан-90" (Titan) для автопоездов полной массой 30~59 т. Он предлагался в вариантах 4x2 и 6x4 с дизелями "Детройт Дизель" или "Камминс" (Cummins) V6, V8 или V12 мощностью 265~405 л. с., 2-дисковым сцеплением, 10- или 13 -ступенчатой коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, пневмоприводом тормозов, задней пневматической подвеской, вместительной кабиной на алюминиевом каркасе с пластмассовой облицовкой. С 1979 г. выпускался самый мощный в программе "Шевроле" тягач "Титан-SS" с 420-сильным мотором "Детройт Дизель" и кабиной повышенной комфортабельности. Фирма "Джи-Эм-Си" выпускала эти машины под маркой "Астро" (Astro).
С 1976 г. предлагался капотный тягач "Бизон" (Bison) для работы в составе автопоездов массой 36~40 т. Он получил алюминиевую кабину, пластмассовые капот, крылья и спальный отсек. В комплектацию входили также различные дизели мощностью 292-498 л.с. и автоматическая 5-сгупенчатая коробка передач. В гамме "Джи-Эм-Си" он назывался "Дженерал" (General). В 1978 г. появились два более скромных капотных тягача для местных перевозок. Тяжелый вариант "Бруин" (Bruin) в вариантах "8000" (4x2) и "9500" (6x4) со стальной кабиной, известный как "Джи-Эм-Си Бригадир" (Brigadier), был рассчитан на автопоезда полной массой до 59 т. Его комплектовали как бензиновым мотором "Шевроле" V8, так и дизелями "Детройт Дизель", "Камминс" и "Катерпил-лар" (Caterpillar) с турбонадду-вом мощностью 270-335 л.с., 2-дисковым сцеплением, 18 типами коробок с числом передач от 4 до 13 и параболическими рессорами. "Легкий" вариант "Кодьяк" (Kodiak), выпускавшийся на "Джи-Эм-Си" как "Топ Кик" (Top Kick), получил единый стеклопластиковый блок капоткрылья с огромной плоской облицовкой радиатора. Он оснащался дизелями разных фирм мощностью 160-212 л.с. и в единичных экземплярах выпускался до 1985 г., включая фургоны дальнего следования с интегрированным спальным отсеком. Параллельно изготовлялись простые развозные капотные машины "HY80/85" и "JY80/85" среднего класса со 175-сильным дизелем "Катерпиллар" V8.
70-е гг. были в истории "Шевроле" временем модернизации всей гаммы двигателей с целью повышения их экономичности и снижения токсичности. Все моторы были приспособлены для работы на неэтилированном бензине, на ряде малых двигателей были внедрены системы поглощения паров бензина, а на агрегатах рабочим объемом более 5 л - системы рециркуляции отработавших газов.
Подписание концерном "Дженерал Моторс" в 1971 г. соглашения с компанией "Исудзу" (Isuzu) открыло путь японским автомобилям на американский рынок. Первым там появился пикап "Исудзу TF", переименованный в "Шевроле LUV", а с 1981 г. в США началась их сборка. За ними последовали средние бескапотные грузовики, отсутствовавшие в программе "Дженерал Моторс". Так в середине 80-х гг. в США появились развозные автомобили "Шевроле W4", "W5" и "W7", выпускавшиеся под маркой "Исудзу" сначала в Японии, а затем филиалами концерна в США, странах Азии и Африки. Наибольшую популярность получили пикапы "Исудзу" с 4-цилиндровым 2,5-литровым дизелем, собиравшиеся филиалами "Дженерал Моторс" в Таиланде и Египте и носившие марку "Шевроле 2500D" или "Фастер" (Faster).
Жесткая конкуренция, большие затраты на решение технических и технологических проблем уже в 1980 г. заставили "Шевроле", а вместе с ним и отделение "Джи-Эм-Си", свернуть работы над тяжелыми грузовиками. С 1981 г. концерн "Дженерал Моторс" начал подыскивать своим грузовым отделениям достойного партнера или покупателя, которым в конце концов оказалась шведская корпорация "Вольво" (Volvo). В январе 1988 г. была создана совместная компания "Вольво-Джи-Эм Хэви Трак Корпорэйшн" (VolvoGM Heavy Truck Corporation), состоявшая из группы "Вольво Уайт" (Volvo White) и обоих грузовых отделений "Дженерал Моторс". Из всего семейства автомобилей "Шевроле" в производстве в течение одного года оставался лишь грузовик "Бруин", носивший марку "Уайт-Джи-Эм-Си" (WhiteGMC). В конце 1988 г. он стал основой новой серии тягачей "WG", выпускавшихся затем под маркой "Вольво".
С начала 80-х гг. компания "Шевроле" полностью посвятила себя созданию пикапов, легких грузовиков, фургонов, грузопассажирских автомобилей и шасси для развозных машин. С 1981 г. выпускался известный пикап "S10" (4x2/4x4) грузоподъемностью 425~700 кг, который в новых поколениях предлагался с разными двигателями мощностью 121~193 л.с , коробками передач и кабинами В1985 г. началось производство легкого фургона "Астро" с двигателем V6 и колесной базой 2820 мм, в 1990 г. он получил привод 4x4, а затем предлагался в нескольких вариантах по базе, мощности мотора и вместимости кузова. Параллельно на легковых шасси выпускались фургоны "Лумина Карго" (Lumina Cargo) полной массой 2,3 т со стандартным 3-литровым мотором и 3-ступенчатой автоматической коробкой передач.
На базе однообъемного универсала "Венчур" (Venture) предлагался фургон вместимостью 4,8 м3 с полезной нагрузкой 700 кг. Полноразмерные пи капы "Шевроле", аналогичные серии "Джи-Эм-Си Сьерра" (Sierra), в середине 90-х гг. производились в 7 исполнениях"С" (4x2) и "К" (4x4) грузоподъемностью от 625 кг до 3 т и полной массой до 5,5 т (модели "С1500", "С2500", "С3500"). Они оснащались бензиновыми 4,3-литровым мотором V6 и 5,7-литровым V8 мощностью до 294 л.с. и 5-ступенчатой механической коробкой передач. На их основе выпускались полноразмерные фургоны серии "G" (модели "G1500", "G2500", "G3500") грузоподъемностью от 650 кг до 1,9 т, которые назывались "Шеви" (Chevy), "Карго Вэн" (Cargo Van) и "Экспресс" (Express) и комплектовались 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Шасси серии "Р" для бескапотных фургонов полной массой до 6,3 т предлагались с 4 размерами базы, 4,3-литровым двигателем V6 и 4-ступенчатой коробкой передач. С 1999 г. шасси "С/К1500" и "С/К2500" предлагаются как пикапы "Сильверадо" (Silverado) с двигателями в 203-304 л.с.
Легкие грузовики "Шевроле" параллельно с аналогичными машинами марки "Джи-Эм-Си" выпускаются на 9 заводах в США, а также на предприятиях в Канаде, Бразилии и Венесуэле. Выпуск более крупных автомобилей "Шевроле" с 1987 г. сосредоточен на заводе в Джейнс-вилле (США), где собираются также и их аналоги марки "Джи-Эм-Си". Сначала производство замыкалось на японских грузовиках "Исудзу FVR", получивших в программе "Шевроле" индекс "W7R". Развитием сотрудничества с "Исудзу" в 90-е гг. стали две бескапотные гаммы: средняя "W" (4 модели от "W3500" до "W5500") и тяжелая "Т" (от "Т5500" до "Т8500") полной массой 5,0~24,7т- аналоги новых японских серий "N" и "F". С конца 90-х гг. серия "Т" предлагалась в вариантах "Т6В" и "Т7В". Все они комплектуются японскими дизелями с турбо-наддувом (144-304 л.с.), механическими или автоматическими коробками предач. В 1990 г. совместно с отделением "Джи-Эм-Си" началась медленная реанимация гаммы тяжелых грузовиков. Сохранившийся в распоряжении "Шевроле" автомобиль "Кодьяк" был оборудован новыми 6- и 7-литровыми бензиновыми и дизельными двигателями "Катерпиллар" V8 и предлагался под индексами "С60" и "С70". В 1995 г. они образовали новую гамму "С", состоявшую из средних и тяжелых моделей "5500", "6500", "7500" (4x2) и "8500" (6x4), преобразованных к 2000 г. в базовые серии "С6Н" и "С7Н" (4x2 и 6x4) полной массой 9,4"27,7 т. На них применяются разные бензиновые и дизельные моторы с турбонаддувом в 172-304 л.с. и механические коробки с числом передач 4-10.
В конце 90-х гг. предприятия концерна "Дженерал Моторс" выпускали около 3 млн. различных грузовых машин и автобусов (второе место в мире после компании "Форд"). Из них на долю отделения "Шевроле" приходилось свыше 1,5 млн. автомобилей.
3W.SU ©® 2015