|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
Марка "СОМЮА" является аббревиатурой полного наименования фирмы "Сосьете д'Утийяж Меканик э д'Юзинаж д'Артиллери" (Societe d'Outillage Mecanique et d'Usinage d'Artil-lerie, SOMUA), которое переводится как "Компания по производству механического оборудования для изготовления артиллерийских орудий". В 1914 г. военно-промышленный концерн "Шнейдер" (Schneider) основал СОМЮА как группу из нескольких предприятий для производства оружия и оборудования для его изготовления. Деятельность СОМЮА в автомобильной области началась в 1917 г. с того, что "Шнейдер" передал на завод в Сэн-Куане часть производства своих грузовиков и автобусов, разработанных на обанкротившейся фирме "Брийе" (Brillie). После войны предприятия СОМЮА переключились на изготовление станков, полиграфического, гидравлического и сельскохозяйственного оборудования, параллельно разрабатывая оружие. Краткосрочное соглашение о совместном производстве тяжелых грузовиков было заключено с фирмой "Лаффли" (Laffly). Уже к концу 20-х гг. СОМЮА имел все шансы стать лидером в этой области, но через несколько лет крупные военные заказы заставили фирму сократить автомобильное производство. Вплоть до начала второй мировой войны основным оставалось изготовление армейских полугусеничных тягачей и танков "S35".
В 30-е гг. производство гражданских грузовиков являлось для СОМЮА второстепенным, хотя фирма достигла неплохих результатов. В 1932 г. на машинах этой марки начали устанавливать дизельные двигатели с головкой блока "Панова" (Lanova) со вспомогательными воздушными камерами для более полного сгорания топлива. В1934 г. появилась серия грузовиков "VX" для дальних перевозок, оснащенных 9-литровым бензиновым мотором в 100 л.с. С 1937 г. на тяжелых машинах "MF" использовался 4-цилиндРазработка послевоенных гражданских машин началась еще в 1944 г. За основу были взяты предвоенная бескапотная модель и лицензия Хессельмана. Этот шведский конструктор предлагал модернизировать свой мотор для работы на разных видах топлива, но до войны на СОМЮА использовался только его 85-сильный дизельный вариант. Французы самостоятельно разработали бенРазработка послевоенных гражданских машин началась еще в 1944 г. За основу были взяты предвоенная бескапотная модель и лицензия Хессельмана. Этот шведский конструктор предлагал модернизировать свой мотор для работы на разных видах топлива, но до войны на СОМЮА использовался только его 85-сильный дизельный вариант. Французы самостоятельно разработали бензиновое исполнение "MFH4" мощностью 105 л.с., способное работать также на спирте. В марте 1946 г. появился 7-тонный грузовик "JL12" полной массой 13,5 т, который предлагался как в бензиновом варианте "JL12E", так и в дизельном "JL12H". На машинах использовались стальные сварные рамы, сухое 2-дисковое сцепление, 5-ступенчатая коробка передач, 2-ступенчатые главные передачи и гидропневматическая тормозная система. Цельнометаллическая кабина округлой формы со специфической решеткой радиатора придавала им легко узнаваемую внешность. Эта серия выпускалась до 1950 г.
В 1946 г. по решению французского правительства СОМЮА вместе с фирмами "Панар" (Panhard) и "Биллем" (Willeme) вошла в состав Французского автомобильного союза UFA. Это сблизило ее с "Панаром", передавшим СОМЮА производство своего рядного 6-цилиндрового дизеля "6HL" с головкой блока "Панова". На СОМЮА его доработали и стали выпускать под обозначением "D610". При рабочем объеме 8,6 л он развивал мощность 120 л.с. при 2000 об/мин и считался в свое время "лучшим французским дизелем". В 1947 г. его начали устанавливать на модель "JL15" полной массой 17 т, которая предлагалась в 2- и 3-осных исполнениях ("JL15V") с двумя размерами базы и как автобусное шасси. Одновременно на модели "JL12D" использовался 4-цилиндровый 100-сильный дизель "Панар4НL".
В 1951 г. развитием 15-й серии стала наиболее популярная модель "JL17", которую выпускали в вариантах полной массой 18 т, а в составе автопоезда - до 26 т. Кроме стандартных, в программу входили удлиненные исполнения "JL17LA", седельные тягачи "JL17CT", 3-осные грузовики "JL17V/VA" (6x2) и автобусные шасси "JL17LOB" с базой 5,45 м, служившие основой для вместительных фургонов. Многие машины снабжались необычными по форме кабинами фирм "Пельпель" (Pelpel), "Коттар" (Cottard) и "Фасель Вега" (Facel Vega). Главной технической новинкой этой серии стал дизель "D615H", у которого за счет увеличения диаметра цилиндров со 110 до 115 мм рабочий объем возрос до 9350 см3, а мощность - до 150 л.с.
Несмотря на высокое качество и надежность, грузовики СОМЮА никогда не имели широкого распространения. Если в 1946 г. было собрано всего 3 машины, то в 1948 и 1949 гг. - соответственно 168 и 197 экземпляров. В 1953 г. военные заказы прекратились, и потому на следующий год под маркой СОМЮА появилось рекордное количество автомобилей - 489. В это время на четырех заводах группы СОМЮА трудилось 3 тыс. человек, выпускавших также станки и промышленное оборудование. Начало 50-х гг. считается наиболее плодотворным периодом деятельности СОМЮА. В 1951-53 гг. фирма изготовляла хорошо известные французам многоместные городские автобусы "ОР-3", троллейбусы, а также карьерные самосвалы - 2-осные "МТР" и 3-осные "MTPV" (6x4) грузоподъемностью 12~17 т с дизелями мощностью 150 и 180 л.с. и 9-ступенчатыми коробками передач, приспособленные для работы в песках Сахары Основным событием 1955 г. стал выпуск серии 2- и 3-осных вариантов "JL19" полной массой соответственно 19 и 26 т (в составе автопоезда - до 35 т). Прежний мотор получил объемный нагнетатель, обозначение "D615HS" и развивал мощность 180 л.с. Одновременно была изготовлена небольшая партия седельных тягачей "ML17T" капотной компоновки с колесной базой 3650 мм. Бортовые исполнения этой серии позволяли довести полезную длину грузовой платформы до 7,5 м, но так и не выпускались.
Постепенно концерн "Шнейдер" потерял интерес к малорентабельному мелкосерийному производству грузовых машин на СОМЮА, и в конце1955 г. продал ее компании "Рено" (Renault). Вместе с фирмой "Латиль" (Latil) они образовали группу САВИЭМ (SAVIEM). При этом продукция СОМЮА заняла важнейшее место в программе объединения и послужила основой для новых тяжелых грузовиков, выпускавшихся до начала 70-х гг.
3W.SU ©® 2015