Додж LH, 1936 г. |
Додж D100 Свептлаин, 1959 г. |
Додж D400, 1959 г. |
Додж Т900, 1959 г. |
Додж А100, 1966 г. |
Додж Биг Хорн CNT950, 1973 г. |
Додж Экспресс В200, 1976 г. |
Додж Рэм-2500, 2000 г. |
Основатели этой всемирно известной автомобильной компании братья Джон (John) и Гораций (или Хорейс) Додж (Horace Dodge) начинали в 1902 г. с изготовления автомобильных коробок передач. В 1914 г., основав в Детройте собственную фирму "Братья Додж" (Dodge Brothers), организовали выпуск легковых автомобилей. На следующий год, выпустив 45 тыс. машин, она стала третьим по объему производства изготовителем автомобилей в США. Первые успехи позволили взяться и за производство грузовиков. С 1916 г. фирма начала сборку первых фургонов и пикапов на базе легковых шасси "Додж". На следующий год появились небольшие капотные грузовики, а с 1919 г. для новых легковых и грузовых автомобилей использовали практически одинаковые шасси с 4-цилиндровым двигателем (24 л.с.) и колесной базой 2900 мм. Они стали основой для развозных, фермерских, пожарных и санитарных вариантов.
После войны положение фирмы пошатнулось. Положение усугубила смерть обоих братьев в 1920 г. Через год новый президент Фредерик Хэйнс (Frederick Haynes) заключил соглашение с фирмой братьев Грэхем (Graham) о сотрудничестве, по которому она фактически становилась отделением компании "Додж". Это позволяло расширить гамму "Доджа" за счет моделей "Грэхем" грузоподъемностью 1,0-1,5 т. Полное подчинение фирмы "Грэхем" произошло в 1925 г. С этого времени она выпускала базовую 1,5-тонную модель "А".
В 1927 г. фирма "Додж" вошла в состав концерна "Крайслер" (Chrysler), руководство которого приняло решение о замене торговой марки "Грэхем" на "Додж". Теперь программа "Доджа" состояла из грузовых машин с полезной нагрузкой от 500 кг до 3 т, 4- или 6-цилиндровыми двигателями, 4-ступенчатыми коробками передач, главной передачей со спиральным зацеплением и тормозами на всех колесах с гидроприводом. Завершившаяся к 1930 г. полная реорганизация производства позволила "Доджу", изготовившему 15,5 тыс. грузовиков, занять по этому показателю четвертое место в США.
В 30-х гг. при постоянном техническом и стилевом влиянии легковых автомобилей концерна "Крайслер" грузовая программа "Доджа" существенно расширилась и была принята за базовую. Автомобили "Додж", предлагавшиеся под марками "Фарго" (Fargo), "Де Сото" (DeSoto) и "Плимут" (Plymouth), отличались лишь незначительными внешними элементами. Разработанные в США модели выпускали также филиалы в Канаде и Великобритании.
Новый этап развития грузовиков "Додж" начался в 1936 г. с внедрения обновленной гаммы, включавшей модели от пикапов "LC" (500 кг) до 3-тонных грузовиков "K63V" с тремя типами 6-цилиндровых нижнеклапанных двигателей (70-96 л.с.) и внешним видом в стиле легковых автомобилей. Тяжелые грузовики получили вакуумный усилитель в приводе тормозов. На следующий год программу расширили до 14 моделей (от пикапа "МС" до 4-тонного "G80"), а среди основных агрегатов появились рядный 8-ци-линдровый двигатель (6,3 л, 115 л.с.), новая 5-сгупенчатая коробка передач и 2-ступенчатая главная передача. В том же 1937 г. "Додж" представил свою первую бескапотную 1,5-тонную модель. Ежегодный объем производства грузовиков "Додж" достиг 65 тыс., в основном поступавших в армию. В1938 г. заработал новый завод в Уоррене, выпускавший прежде всего грузовики. К своему 25-летнему юбилею (1939 г.) фирма вновь модернизировала всю свою грузовую гамму и кардинально изменила ее внешний вид. В 1940 г. появился первый бескапотный седельный тягач "VLA" с двигателем в 95 л.с. и кабиной со спальным местом. Затем на "Додже" создали легкий развозной фургон "Рут Вэн" (Route Van) с тем же мотором, но с февраля 1942 г. фирма полностью переключилась на армейские модели, ставшие хорошо известными и в Красной Армии. Помимо военизированных стандартных грузовиков в США выпускали три серии армейских полноприводных грузопассажирских машин: легкую "Т207/Т211/Т215" (4x4) с полезной нагрузкой 500 кг; самую известную и массовую "Т214" (4x4), включавшую многочисленные варианты (от "WC51" до "WC64") грузоподъемностью 750 кг, и 1,5-тонную серию "Т223" (6x6). В Канаде на основе гражданских машин собирали 3-тонные армейские грузовики серии "Т110". При внешнем разнообразии все они были максимально унифицированы и оснащались практически одинаковыми бензиновыми 6-цилинд-ровыми двигателями мощностью 92~95 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач.
С 1946 г. в США возобновилось изготовление модернизированной грузовой гаммы, а самая популярная армейская серия "Т214" послужила основой для гражданских пикапов "Пауэр Вэгон" (Power Wagon). В 1947г. самым тяжелым автомобилем по-прежнему оставалась 3-тонная модель "WK" (128 л.с.). Через год в Сан-Леандро, штат Калифорния, был открыт новый сборочный завод "Додж", позволивший расширить производство и обновить грузовую программу. Одновременно началось создание шасси для различных кузовов, в том числе автобусных.
Пятидесятые годы начались с модернизации предыдущих моделей: появились двигатели мощностью 151 л.с. и синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач, улучшены форма и интерьер кабин. В 1954 г. устаревшие рядные моторы заменили на двигатели "Крайслер" V8 (133-153 л.с.) с полусферической формой камеры сгорания. Через год началось использование системы электрооборудования напряжением 12 В и бескамерных шин. В 1957 г. мощность 3-осных грузовиков и тягачей возросла до 232 л.с. Коренные изменения стиля и введение двойных фар в 1958-59 гг. позволили довести дизайн и комфорт грузовиков "Додж" до уровня легковых машин. Тогда же внедрили более информативную индексацию модельного ряда. Его возглавляли пикапы "D100 Свептсайд" (Sweptside) на 500~1000 кг с более обтекаемой кабиной, 6- или 8-цилиндровыми моторами, автоматической коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма. В 1959-65 гг. обновленная гамма носила марку "Свептлайн" (Sweptline). Упрощенные пикапы "Пауэр Вэгон" составили серию "W100/W200/ W300" (ее выпускали до 1968 г.), а стандартным капотным автомобилям малого и среднего классов присвоили индексы от "D100" до "D900" (с 1962 г. - "D1000").
На них устанавливали бензиновые двигатели V8 мощностью до 345 л.с., механические или 3-ступенчатые автоматические коробки передач "Лоудфлайт" (LoadFlite). Некоторые модели по заказу оборудовали электрической системой впрыска бензина. Среди моделей среднего класса были также бескапотные фургоны "РЗОО" и "Р400", а среди тяжелых - 2-и 3-осные седельные тягачи СТ700", "Т800", "Т900"). С1960 г. к ним добавилась бескапотная модель "С600" с двигателем в 125 л.с. и кабиной пониженного расположения "LCF". Впоследствии ее применяли и на тяжелых тягачах серий "900" и "1000" (6x4) для автопоездов полной массой до 24 т. Именно на них впервые стали широко использовать дизели. Это были моторы "Камминс" (Cummins) с турбонаддувом мощностью 228 л.с., работавшие с 2-дисковым сцеплением, 8- или 10-сгупен-чатой коробкой передач. На легких моделях появился верхнеклапанный 6-цилиндровый бензиновый агрегат "Слэнт Сикс" (Slant Six) мощностью 145 л.с., хотя прежние надежные нижнеклапанные моторы еще долгое время применяли на грузовиках среднего класса.
В 1962 г. началось производство пикапов и фургонов нового поколения "Рэм" (Ram), в том числе с двигателем V8 мощностью до 428 л.с., а для сдерживания натиска со стороны компании "Форд" (Ford) был создан фургон "Хэндивэн" (Handyvan), получивший с 1965 г. автоматическую коробку передач. С той же целью в 1964 г. был выпущен компактный фургон "А100" вагонной компоновки класса 1 т. В 1971 г. появились еще два новых фургона "Спортсмен" (Sportsmen) и "Трэйдзмен" (Tradesman), известные под экспортным наименованием "Экспресс" (Express). В середине семидесятых их предлагали в исполнениях "В200" и "ВЗОО" полной массой 2,8~3,5 т с 6-цилиндровым двигателем (105 л.с.), коробкой "Лоудфлайт" и передними дисковыми тормозами.
Параллельно этому, в 1964 г. "Додж" взял курс на расширение гаммы тяжелых грузовиков и короткое время выпускал на основе серии "1000" магистральные тягачи. Первым из них стал бескапотный автомобиль "LNT1000" с вместительной прямоугольной откидываемой кабиной, бензиновыми двигателями или дизелями "Камминс" V6 или V8. В небольших количествах его выпускали до 1975 г. В 1970 г. появился вариант "LN100" с дизелями "Камминс" или "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) V8 с турбонаддувом (318-335 л.с.). Через год последовали капотные модели "CN900", "CN950", "D9000" (6x4) серии "Биг Хорн" (Big Horn) и магистральные седельные тягачи "CNT900", "CNT950", "CNT9000". Тогда же "Додж" выпускал специальные тягачи 8x4 для 80-тонных автопоездов и строительные шасси 10x4 полной массой 32 т. Появление всех этих автомобилей совпало с периодом энергетических и экономических кризисов. Успев построить всего лишь 261 автомобиль "Биг Хорн", "Додж" в 1975 г. свернул всю программу тяжелых машин. Но за счет легких и средних моделей общий объем производства грузовиков удалось поднять к 1977 г. с 320 до 469 тыс. штук. Правда, в том же 1977 г. "Додж" прекратил выпуск и грузовиков среднего класса. Помогло сотрудничество с японской фирмой "Мицубиси" (Mitsubishi), начатое еще в 1971 г. Воплотилось оно в продаже в США японских пикапов под маркой "Додж". В 80-е гг. из Японии поставляли также полноприводные пикапы "Рэм-50" и "Рэйдер" (Raider). Первой переднеприводной грузовой моделью "Додж" стал в 1984 г. фургон "Кольт Виста" (Colt Vista) - тоже японского производства.
Участвовала фирма и во внедрении концерном "Крайслер" в 1984 г. гаммы универсальных однообъемных автомобилей серии "Вояджер" (Voyager). "Додж" выпускал их под маркой "Караван" (Caravan) и с 1988 г. предлагал как фургоны, а с 1991 г. - в исполнении 4x4. Основным 1-тонным пикапом с 1986 г. стала модель "Дакота" (Dakota) 4x2 или 4x4 (120-240 л.с.) с механической 5-ступенчатой или автоматической коробкой передач. Более тяжелые полноразмерные пикапы "Рэм" (в том числе и с двускатной ошиновкой задних колес) имеют полную массу 2,8-5,0 т и многочисленные исполнения с разными двигателями (3,9-8,0 л, 178-304 л.с.). В начале 90-х гг. серия фургонов "Рэм Вэн" (Ram Van) включала модели "В150", "В250" и "В350". В конце 90-х их переименовали в "В1500/В2500/В3500" полной массой 2,7-4,1 т и грузоподъемностью до 2 т. Эти автомобили комплектуют двигателями мощностью 177-228 л.с. и автоматической коробкой передач. В 1998 г. на заводах "Додж" в США и Канаде было изготовлено чуть более 1 млн. различных грузовиков.
3W.SU ©® 2015