3W.SU
Энциклопедия грузовиков

Энциклопедия грузовиков

ХЕНШЕЛЬ

  • HENSCHEL
  • Кассель
  • Германия
  • 1925-1968
Хеншель 3B1/5AL, 1927 г.
Хеншель 6J1, 1937 г.
Хеншель 36W3, 1936 г.
Хеншель Н5190S Бимот, 1950 г.
Хеншель HS140S, 1958 г.
Хеншель HS90U, 1957 г.
Хеншель HS200LN, 1955 г.
Хеншель HS165Т, 1956 г.
Хеншель HS16TL, 1967 г.

Автомобильная фирма "Хеншель" возникла на месте литейно-механической мастерской, основанной в 1785 г. в Касселе. В 1810 г. она приняла имя своего нового хозяина Георга Кристиана Карла Хеншеля (Georg Christian Carl Henschel). С середины XIX века фирма изготовляла паровозы, оборудование и металлоконструкции для железных дорог. По окончании первой мировой войны 22-летний владелец фирмы Оскар Роберт из шестого поколения династии Хеншелей основал машиностроительную компанию "Хеншель и сын" (Henschel und Sohn), при которой вскоре было образовано автомобильное отделение. 19 января 1925 г. главный конструктор Рихард Фихтнер (Richard Fichtner) представил первый образец 5-тонного грузовика "Рекс" (Rex), за основу которого был взят 50-сильный автомобиль швейцарской фирмы ФБВ (FBW). В 1927 г. появились первые 3-тонные грузовики "ЗА1/2" и "3B1/5AL" с двигателями мощностью 50" 60 л.с., полностью разработанные на "Хеншеле".

В конце 20-х гг. "Хеншель" выпускал машины грузоподъемностью 3~6 т, оборудованные собственными 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями в 60~100 л.с. Среди них были низкорамные 3-осные модели "ЗЗВ1/5ВГ, "34D1" и "6C3/6D3" (6x4) с одно- и двускатными задними колесами, в том числе первый дизельный 5-тонный вариант с 62-сильным мотором "Дойц"(0еи1г). Все они оснащались карданным приводом, червячными главными передачами и впервые получили эмблему "Хеншеля" в форме шестиконечной звезды.

Очень скоро фирма завоевала авторитет одного из крупнейших германских производителей высококачественных грузовых машин средней и большой грузоподъемности. К самым интересным моделями начала 30-х гг. можно отнести 8,5-тонный 3-осный капотный автомобиль с двумя 6-цилиндровыми моторами общей мощностью 250 л.с., оригинальный 120-сильный паровой грузовик с кабиной вагонного типа, серию дизельных машин с моторами системы "Акро" (Асго) мощностью 65-100 л.с., имевшими довольно редкий для того времени непосредственный впрыск топлива и конусную камеру сгорания в днище поршня. Инженер Франц Ланг (Franz Lang) усовершенствовал эту идею путем установки вспомогательной воздушной камеры и новых форсунок "Бош" (Bosch). Эта система, получившая наименование "Панова" (Lanova), была взята "Хеншелем" на вооружение. С1932 г. там началось самостоятельное изготовление таких двигателей, отличавшихся высокой экономичностью, быстроходностью и мягкостью работы. Это были 4- и 6-цилиндровые моторы с рабочим объемом 9,1 и 11,8 л мощностью 110-135 л.с., которые устанавливались на модели "5G2", "5D2", "6J1" и "35F3" грузоподъемностью 5,0~ 8,5 т. С1933 г. почти все грузовики оснащались 6-цилиндровыми дизелями, под которые была создана серия унифицированных типовых шасси грузоподъемностью 4-5 т (серии "4LG", "45G", "5D", "5G"). В 1936 г. впервые в практике грузового автомобилестроения на 8,5-тонной машине "36W3" (6x4) начали использовать рядный 8-цилиндровый дизель (15708 см , 175 л.с.). При работе с прицепом полная масса автопоезда достигала 40,5 т. Используя почти вековой опыт строительства паровозов, на "Хеншеле" собирали также небольшие партии паровых грузовиков с полезной нагрузкой до 9 т.

К концу 30-х гг. программа состояла из полутора десятков моделей от 2,5-тонного развозного грузовика "25Т1" с мотором в 60 л. с. до 3-осной 6-тонной 150-сильной машины "6U2". Последним гражданским грузовиком в 1939 г. стал 4,5-тонный "Меркур 4500" (Merkur) с 6-цилиндровым 125-сильным двигателем. В годы войны заводы "Хеншеля" активно выпускали продукцию для вермахта: стандартные армейские дизельные грузовики 6x6, танки всех типов, самолеты и авиационные моторы. Во время бомбардировок автомобильный завод оказался практически целиком разрушен. В 1945 г. одиозное название фирмы было заменено на ничего не говорящее "Гессенское промышленное и торговое общество" (Hessische Industrie- und Handels GmbH) с мало известной аббревиатурой "Хессия" (Hessia). В этот период фирма занималась разработкой и выпуском новых экономичных дизельных моторов мощностью 75~95 л. с., выполненных по американским стандартам. Прежнее название фирме возвратили в 1948 г.

Первый послевоенный 6-тонный грузовик "HS6" был создан в 1949 г. На нем установили быстроходный 6-цилиндровый дизель "513DC" (8553 см3, 140 л.с.) системы "Панова". В 1950 г. он стал основой базового 6,5-тонного грузовика "HS140" со специфичной округлой облицовкой радиатора, 4- или 6-ступен-чатой коробкой передач. Его постоянно модернизировали и выпускали более 10 лет, что было выдающимся достижением европейского грузового автомобилестроения. В том же году "Хеншель" представил необычный 3-осный автомобиль "HS190S Бимот" (Bimot) с односкатными колесами, объемной кабиной с выдвинутой вперед выпуклой передней панелью, под которой поперечно один за другим располагались два 6-цилиндровых мотора общей мощностью 190 л.с. Между их маховиками, вращавшимися в разные стороны, был помещен редуктор, от которого крутящий момент подавался на червячные главные передачи обоих задних мостов. Было изготовлено всего несколько фургонов "Бимот" и два седельных тягача для буксировки 2-осного полуприцепа-цистерны на 21 тыс. л горючего.

В 1951 г. семейство грузовиков пополнилось 4,5-тонной машиной "HS100" со 100-сильным мотором и 5-ступенчатой коробкой с повышающей передачей и двумя синхронизированными ступенями. Задний мост получил механизм блокировки дифференциала. В1959 г. мощность двигателя увеличили до 132 л.с., сохранив прежнюю маркировку. В 1952 г. в программу вошел 8-тонный вариант "HS150", у которого мощность 8,6-литрового дизеля увеличили до 150 л.с. 1953 г. принес сразу несколько вариантов базовых шасси "HS115" и "HS170" грузоподъемностью 5,2-8,7 т, получивших новые 6-цилиндровые дизели (6126 и 11045 см3). Главными достижениями стали первые бескапотный вариант "HS140T" и 3-осное многоцелевое шасси "HS 3-170" (6x4/6x6) грузоподъемностью до 20 т.

В середине 50-х гг. "Хеншель" выпускал одну из крупнейших в стране гамму дизельных грузовых машин с двигателями мощностью от 90 до 200 л.с. Для самой легкой 4,5-тонной модели "HS90U" был разработан горизонтальный 4-цилиндровый мотор (4080 см3, 90 л.с.), располагавшийся под грузовой платформой. Наиболее мощной машиной в 1955 г. стал транспортер "HS200LN" для перевозки длинномерных грузов и стального проката с открытой грузовой платформой и 1-местной кабиной, установленной спереди на продольной оси автомобиля. Основой для него послужило автобусное шасси "Кэссборер" (Kassbohrer) с 6-цилиндровым горизонтальным двигателем (13312 см3, 200 л.с.), расположенным под рамой в пределах колесной базы. Вместо обычного сцепления использовалась гидравлическая муфта. Основу же программы составляли более прозаические капотные и бескапотные серии "HS120", "HS145", "HS165" и "HS 3~125" грузоподъемностью 6-9 т в многочисленных вариантах. В 1956 г. объемный нагнетатель "Руте" (Roots) впервые был установлен на 8-тонный самосвал "HS145T" с 11-литровым мотором. На старом 11-литровом моторе для модели "HS140" отказались от собственного достижения - воздушной камеры, применив новую систему непосредственного впрыска топлива. В 1959 г. на седельном тягаче "HS120TS" была впервые установлена задняя пневматическая подвеска. К 1960 г. гамма "Хеншеля" состояла из полутора десятков базовых моделей - от компактного 5-тонного развозного грузовика "HS95" с "подпольным" мотором до 3-осного 20-тонного бескапотного самосвала "HS3-180TAK" (6x6). Тяжелые машины получили гидравлический усилитель рулевого механизма ЦФ (ZF), пневматический привод 2-дискового сухого сцепления и 6-ступенчатой синхронизированной коробки передач, электропневматическую блокировку всех дифференциалов.

Несмотря на неоспоримые достижения, в 1957 г. автомобильное отделение "Хеншель" оказалось на грани банкротства. Нельзя забывать, что все это время основные доходы компании "Хеншель" приносил выпуск паровых локомотивов. Резкое падение спроса на них ввергло фирму в жестокий кризис. Из семейного предприятия "Хеншель" превратилась в акционерное общество и стала называться "Хеншель-Верке" (Henschel-Werke), а затем получила кредиты федерального и земельного правительств ФРГ и военные заказы.

В 1961 г. "Хеншель" представил новую гамму, состоявшую из трех базовых моделей "HS14", "HS16" и "HS34TAK" грузоподъемностью 8,5~16,0 т и полной массой 14-34 т с прежним 11-литровым дизелем мощностью 168 и 192 л.с. На них появились новая облицовка капотных моделей и откидывающаяся кабина над двигателем угловатой формы с широкой практически плоской и немного наклоненной вперед передней панелью с горизонтальной гофрировкой. Ее разработал французский дизайнер Луи Лепуа (Louis Lepoix), работавший на немецкой кузовной фирме "Карманн" (Каrmann). В 60-е гг. эта серия уже состояла из нескольких десятков базовых 2- и 3-осных шасси с новой индексацией (от "HS12" до "HS34") и двумя моторами (6126 и 11045 см, 132-210 л.с.). Самые мощные 240-сильные модели "HS16TL" и "HS22TL", получившие в 1966 г. турбонагне-^татель, предназначались для работы в составе магистральных автопоездов полной массой 36 т. В 1960 г. "Хеншель" "заключил соглашение о кооперации с французской фирмой САВИЭМ (SAVIEM) сроком на 25 лет, но уже через 3 года французы отказались от сотрудничества, обратившись к компании МАИ (MAN) с более устойчивым финансовым положением и широким выбором совершенных моторов.

В 1964 г. большинство акций "Хеншеля" приобрел металлургический и машиностроительный концерн "Райншталь" (Rheinstahl), и через год ее переименовали в "Райншталь-Хеншель". В состав концерна уже входила автомобильная фирма "Ганомаг" (Hanomag), выпускавшая грузовики малого и среднего класса. Результатом стало тесное сотрудничество обеих фирм. Уже в 1967 г. "Хеншель" позаимствовал кабину над двигателем "Ганомаг" для своих 6-тонных моделей "F111/112".

Единственным новым двигателем был 5-цилиндровый 6,5-литровый дизель в 130 л.с. для легкой серии "F111L/H111K". Тяжелая гамма (модели от "F112L/H112K" до "F320AK") грузоподъемностью 6~19 т получила прежние модернизированные моторы (7790 и 11943 см3, 160-255 л.с.). Наиболее оригинальным был 230-сильный седельный тягач "F221S-2A" (6x2) с двумя передними управляемыми мостами на независимой подвеске. В1968 г. на "Хеншеле" трудилось 3800 человек, которые собрали 4021 шасси.

Перспектива создания целой серии грузовых машин разных классов побудила руководство концерна "Райншталь" объединить оба своих автомобильных отделения в одну компанию. С конца декабря 1968 г. новая фирма и вся ее продукция получили наименование Таномаг-Хеншель", а через несколько лет самые надежные полноприводные шасси "Хеншеля" стали базой для новых самосвалов марки "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz). Всего же с 1949 г. под маркой "Хеншель" было изготовлено 86 тыс. грузовых автомобилей.

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru