|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
В 1864 г. Йозеф Верндль (Josef Werndl) основал в небольшом горном городке Штайр "Австрийскую оружейную фабрику" - "Остеррайхише Ваффенфабрикс-Гезелльшафт" (Osterreichische Waffenfabriks-Gesellschaft), вскоре превратившуюся в одно из крупнейших предприятий Австро-Венгрии. До 1918 г. там выпускали легкое огнестрельное оружие, но когда поток военных заказов иссяк, руководству завода пришлось всерьез задуматься о своем будущем. Правда, еще в 1916 г. генеральный директор Альфред Шик (Alfred Schick) планировал создать на фабрике автомобильное отделение. Для разработки автомобилей был приглашен известный конструктор Ганс Ледвинка (Hans Ledwinka). В 1920 г. началось производство легковых и грузовых машин марки "Штайр", получивших шутливое название "Ваффенауто" (Waffenauto) - "Огнестрельный автомобиль".
В то время все грузовики создавались на легковых шасси, в том числе и самый первый 2,5-тонный "Штайр III" или "12/34PS" с 6-цилиндровым бензиновым мотором в 35 л.с. В последующие годы основой машин для перевозки грузов послужили шасси практически всех легковых моделей от "II" до "VII" с моторами мощностью до 40 л.с. Все они отличались простой и прочной конструкцией, в которой широко использовались редкие в то время шариковые подшипники. С1926 г. фирма, переименованная в "Штайр", стала выпускать легкие автобусы, поставлявшиеся даже в Москву, с 1927 г. -1-тонные грузовики "Штайр XII" (30 л.с), а с 1928 г. - 3-тонные "Штайр XVII" (60 л.с.). В 1920-28 гг. было изготовлено только 800 автомобилей "Штайр" всех видов.
Приход на "Штайр" в 1929 г. известного конструктора Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche) не способствовал повышению интереса фирмы к грузовым машинам. Одним из немногих грузовиков этого периода был 1,5-тонный "Штайр-40N", выпускавшийся с конца 20-х гг. на легковом шасси "8/40PS". Его развитием в 1932 г. стал 2-тонный автомобиль "Штайр-140". Толчок развитию производства новой техники дало создание в мае 1935 г. новой промышленной группы "Штайр-Даймлер-Пух" (Steyr-Daimler-Puch), объединившей практически всех крупных австрийских изготовителей автомобилей с заводами в Вене и Граце. Получив достаточно совершенную производственную базу фирмы "Аустро-Даймлер" (Austro-Daimler) в Вене, "Штайр-Даймлер-Пух" продолжил разработку армейских грузовиков повышенной проходимости и бронированной техники. Среди них были 150-сильный автомобиль-тягач "ADAZ" (6x4), 4-осный бронеавтомобиль "ADGZ" (8x4) и ряд специальных колесных и полугусеничных военных машин. С использованием опыта фирмы "Аустро-Дайм-лер" с 1937 г. началось производство грузовиков двойного назначения "Штайр-740" (4x2) и "Штайр-640" (6x4) грузоподъемностью 1,5-1,8 т с 6-цилиндровым мотором (2259 см3, 55 л.с.). Тем временем, на шасси легковых машин "Штайр" продолжали строить легкие грузовики. Всего в 1931-39 гг. было изготовлено лишь 1267 грузовых машин. В годы войны "Штайр" был активным поставщиком военной техники для вермахта, выпуская грузовые полноприводные автомобили "Штайр-270" (4x4), гусеничные тягачи RSO, танки и самоходные артиллерийские установки.
В сентябре 1945 г. завод в Граце перешел под управление американских оккупационных войск, что позволило заняться новыми разработками. На этот раз главной продукцией стали 3-тонные грузовые автомобили "Штайр-370" с 80-сильным бензиновым мотором. Параллельно проводилась работа по созданию семейства 4-тактных предкамерных дизельных двигателей с диаметром цилиндров 100 мм, ходом поршня 140 мм и числом цилиндров от одного до четырех. Первый из них, 2-цилиндровый мотор, в 1947 г. установили на трактор, а со следующего года началось производство 3,5-тонного автомобиля "Штайр-380" с 4-цилиндровым дизелем "WD413" (5322 см3, 85 л.с.) с блоком из алюминиевого сплава, 5-ступенчатой коробкой передач, гидравлическим приводом тормозов, блокировкой дифференциала и цельнометаллической кабиной. Лицензию на него продали в Венгрию, где он выпускался как "Чепель D350" (Csepel). С1949 г. началось расширение этой гаммы, включавшей новые 95-сильные капотные модели "480", "486" и "580", а также машины "680" с кабиной над двигателем грузоподъемностью 4~12 т. Всего до 1964 г. было выпущено 36 тыс. автомобилей серии "380". С 1962 г. к ним добавились модели "586", "680М" и "780" с 6-цилиндровым дизелем "WD609" (5975 см3, 120 л.с.). Через 5 лет появились 9-тонные бескапотные модели "880", а в 1968 г. на 3-осной машине "680МЗ" (6x4) впервые был использован турбонаддув, позволивший увеличить мощность до 150 л.с. К этому времени "Штайр" полностью сконцентрировался на грузовиках, передав производство автобусов австрийскому отделению фирмы "Заурер" (Saurer).
В 1968 г. была создана новая серия "Плюс" (Plus) с откидывающейся кабиной над двигателем, разработанной французской кузовной фирмой "Шоссон" (Chausson). Эта гамма состояла из нескольких моделей полной массой 14-19 т с двигателями в 130-230 л.с. В 1978 г. она была преобразована в обширное семейство "Плюс 91" модульной конструкции, состоявшее сначала из двух моделей "791" и "891" полной массой 13-15 т. Затем появились многочисленные варианты 2- и 3-осных машин "991", "1291", "1491" и "1891" полной массой до 32 т. На них применялись рядные 6-цилиндровые дизели "WD612" (6595 см3) и "WD615" (9726 см3), а также "WD815" (11970 см3) V8 мощностью 160-370 л.с., включая варианты с турбонад-дувом. Коробки передач "Фул-лер" (Fuller) имели 13 ступеней, причем ряд машин комплектовался дополнительной 2-сту-пенчатой коробкой. В 80-е гг. лицензия на серию "91" была продана в Китай, где эти автомобили выпускались сразу на нескольких заводах. Тогда же "Штайр" начал тесную кооперацию с компанией "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz) и швейцарским "Заурером", разработал семейство тактических армейских грузовиков, выпускавшихся позднее американской компанией "Стюарт энд Стивенсон" (Stewart & Stevenson).
Активность фирмы "Штайр" привлекла внимание немецкой компании МАИ (MAN), давно считавшей Австрию сферой своих прямых интересов. В январе 1990 г. она выкупила 85% акций предприятия "Штайр", которое переименовали в завод по производству грузовых автомобилей "Штайр Нутцфарцойг" (Steyr Nutzfahrzeuge). Несмотря на сильное техническое и дизайнерское влияние со стороны МАНа, в начале 90-х гг. "Штайру" удавалось сохранять свой имидж, марку и относительную свободу: большинство автомобилей снабжалось собственными двигателями и кабинами в прежнем стиле, ведущими историю от серии "Плюс". Фирма предлагала около 100 вариантов грузовиков полной массой 6,5-40 т с колесной формулой от 4x2 до 8x4, на которых используется чуть измененная индексация продукции МАНа. К прежним дизелям серии "WD" мощностью 140~420 л.с. добавились 4- и 6-цилиндровые моторы МАИ в 102-220 л.с. Остальные агрегаты в основном закупались у специализированных фирм: многоступенчатые коробки ЦФ (ZF) или "Итон" (Eaton), мосты "Итон" или "Рокуэлл" (Rockwell), кабины МАИ. Постепенно уделом "Штайра" стало изготовление собственных рам, некоторых моделей двигателей и своих прежних кабин. К середине 90-х гг.объем производства грузовиков сократился до 3 тыс. в год.
С этого времени началось окончательное подчинение "Штайра" компании МАИ, организовавшей в Австрии сборку 12 моделей грузовиков "F2000", а затем ~ выпуск кабин для автомобилей МАИ серий "L" и "М". В 1994-97 гг. "Штайр" был полностью перепрофилирован под сборку еще двух серий МАНа -"L2000" и "М2000", которые для продажи в Австрии сохранили марку "Штайр" и прежнюю отделку кабины. В 2001 г. к ним добавились модели нового семейства "МАИ TG-A" со специфичной передней облицовкой кабины. В 1999-2000 производственном году "Штайр", численность персонала которого выросла до 2500 человек, изготовил 17 тыс грузовиков и 19 тыс. кабин, причем 95% моделей поступило на экспорт под маркой "МАИ". Доля грузовиков "Штайр" полной массой более 6 т на местном рынке составила 23%.
3W.SU ©® 2015