|
Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) был основан в Риге в 1869 г. как филиал германской компании "Ван дер Зипен унд Шарлье" (Van der Zypen und Charlier) и поначалу изготовлял только железнодорожные вагоны. С 1874 г. он стал самостоятельным и вскоре превратился в крупный машиностроительный комбинат, выпускавший стационарные двигатели, орудийные передки, молотилки, авиамоторы и аэропланы, в том числе самый большой в мире "Илья Муромец". В 1909 г. РБВЗ приступил к производству автомобилей, носивших марку "Русско-Балтийский", сокращенную в обиходе до известного сочетания "Руссо-Балт". Первой стала легковая модель "С24/30", основой которой послужила машина бельгийской фирмы "Фондю" (Fondu). Среди ее вариантов были 1-тонные грузовики, фургоны, кареты скорой помощи, оснащенные рядным 4-цилиндровым мотором (4501 см3, 30-40 л.с.) и механической 3- или 4-сгупенча-той коробкой передач. С 1912 г. на РБВЗ началось производство 1-тонных 35-сильных грузовых шасси "Д24/35" с колесной базой 3375 мм, унифицированных с легковыми машинами "С24/35". Они отличались усиленной рамой, удлиненными рессорами и пневматическими шинами. Их 40-сильные варианты обозначались "Д24/40". На таких шасси строили почтовые, санитарные и пожарные машины.
В декабре 1910 г. Военное ведомство выдало РБВЗ заказ на разработку грузовых автомобилей. Первый 1,5-тонный образец появился на следующий год. Производство более тяжелых грузовиков началось только в конце 1912 г., когда на РБВЗ пришел новый главный инженер Эрнст Валентин (Ernst Valentin, 1874-1950). Благодаря ему все "русско-балтийские" грузовики получили 4-цилиндровые двигатели из двух раздельных блоков с отлитыми заодно головками, алюминиевыми картерами, механическими 4-ступенчатыми коробками, размещенными отдельно от двигателя, барабанными колесными тормозами с механическим приводом от рычага. Они имели цепной привод задних колес, ацетиленовые фонари, несъемные колеса со спицами из дуба и литыми шинами. Первой стала 3-тонная модель "М24/35" с 35-сильным двигателем от серии "С" и новой коробкой передач, объединенной с дифференциалом. Она получилась очень тяжелой и развивала скорость всего 20 км/ч. Через год мощность двигателя увеличили до40л.с. Есть сведения о сборке 1,5-тонной модели "L24/35".
Самыми тяжелыми русскими грузовиками стали 5-тонные машины "Т40/65" с 4-цилиндровым мотором (7850см3,65 л.с.), выпускавшиеся в 1913-15 гг. Они отличались прогрессивной для своего времени конструкцией и высокой надежностью. Клапаны мотора располагались по обе стороны от блока цилиндров, зажигание было двойным от магнето и аккумуляторной батареи с двумя свечами в каждом цилиндре. В системе смазки использовались два поршневых насоса. Картер коробки передач сделали из алюминия, балки обоих мостов были коваными двутаврового сечения, дубовые колеса вращались в бронзовых втулках. Оба трансмиссионных тормоза имели водяное охлаждение. Колесная база грузовика "Т40/65" составляла 3650 мм. Емкость топливного бака, расположенного под сиденьем водителя, достигала 100 л. Автомобиль развивал скорость 10-12 км/ч и расходовал 56 л бензина на 100 км. На его шасси был построен армейский тягач с широкими стальными колесами и лебедкой. С началом первой мировой войны на шасси "М24/40" и "Т40/65" с бронированными кабинами устанавливали зенитные пушки Пути-ловского завода, а Ижорский завод строил на их базе бронеавтомобили.
По имеющимся данным, в 1912-15 гг. РБВЗ изготовил всего 66 грузовых машин, в том числе по сериям "Д", "М" и "Т" - 27,19 и 20 штук соответственно. С началом первой мировой войны Э. Валентин покинул Россию, что привело к остановке производства большинства моделей. В сентябре 1915 г. оборудование РБВЗ эвакуировали в разные города России. До конца 1918 г. отделение в Петрограде продолжало собирать из оставшихся частей шасси "С24/40", но в январе следующего года было закрыто. Есть сведения, что последние два грузовика были собраны в Москве в 1923 г. из поступивших туда деталей.
3W.SU ©® 2015