"Кэлбле" относится к катего-рии небольших производителей, известных своими выпускавшимися по заказам машинами специального назначения. В 1907 г. Готфрид Кэлбле приобрел основанную в 1884 г. моторо- и машиностроительную компанию из городка Бакнанг и наладил производство дорожных катков, пилорам и камнедробилок на самоходных шасси. Они оснащались бензиновым 6-сильным мотором "Бенц" (Benz) и цепным приводом задних колес. На одном из них в 1907 г. установили деревянный кузов, превратив его в первый 1,2-тонный грузовик марки "Кэлбле". Со следующего года всеми делами стал заниматься Карл Кэлбле (1877-1957), сын Готфрида, а фирма получила наименование "Моторо- и машиностроительная фабрика Карла Кэлбле" (Carl Kaelble Motor- und Maschinenfabrik). До первой мировой войны она изготовляла дорожные тягачи с двигателями мощностью от 8 до 56 л.с., ставшие ее специализацией до последних дней.
В 1922 г. "Кэлбле" начала выпускать промышленные предкамерные дизельные двигатели конструкции Ф. В. Хазельвандера (F. W. Haselwander), которые с 1925 г. стали использовать на дорожных тягачах. С 1930 г. фирма предлагала семейство тягачей "Экспресс" (Express) с 3- или 6-цилиндровыми дизелями (35-80 л.с). В 1933 г. была принята долгосрочная программа производства таких машин, которые по заказу германских железных дорог собирала локомотивостроительная компания "Гмайндер" (Gmeinder) в Мос-бахе. Среди них был первый немецкий капотный тягач "Z6R1" (6x4) с мотором мощностью 100 л.с., на массивных шинах для маневровых работ на железнодорожных станциях. В 1938 г. фирма построила тяжелый бескапотный тягач "Z6R3A" (6x4/6x6) с 6-цилиндровым 200-сильным дизелем центрального расположения. Во время второй мировой войны "Кэлбле" выпускала капотные аэродромные тягачи "Z6V2" (130 л.с.), бульдозеры, скреперы, электрогенераторы, моторы для легких судов.
В 1945 г. американские оккупационные власти заняли завод "Кэлбле", но в связи с огромной нехваткой грузового автотранспорта фирме было разрешено разработать программу производства тяжелых грузовиков. За основу было принято довоенное шасси "S6GN125", на котором в 1946 г. начался выпуск 6,5-тонного автомобиля "K625L" с 6-цилиндровым предкамер-ным дизелем (13253 см3, 135 л.с.) и 5-ступенчатой коробкой передач. В1948 г. американские войска освободили завод, и фирма расширила сферу деятельности. Через год удалось наладить изготовление легкого тягача "K410Z" (70 л.с.) и самого мощного тогда в Германии 7-тонного грузовика "K630L" с новым 6-цилиндровым дизелем (14330 см3, 150 л.с.), сухим 2-дисковым сцеплением и 5-ступенчатой коробкой передач, которые применялись впоследствии на многих машинах "Кэлбле". В 1950 г. эти агрегаты использовались для семейства "К631", состоявшего из 2- и 3-осных 8,5-тонных капотных бортовых грузовиков "K631L", самосвалов "К631К", седельных "K631S" и балластных тягачей "K631Z". Вариант с кабиной над двигателем имел индекс "K631LF". На его усиленном шасси выпускался самосвал "KDV631KF" (6x4). С1951 г. к ним присоединился 9-тонный беска-потный грузовик "K832LF" с новым низкооборотным дизелем "G0130" V8 (19104 см3, 200 л.с. при 1400 об/мин), 6-ступенчатой коробкой передач и сварной рамой повышенной прочности, способный развивать скорость 65 км/ч. На его базе собирали 16-тонный самосвал "KDV832" (6x4/6x6).
В середине 50-х гг., когда на "Кэлбле" трудилось 2500 человек, основу программы составляли бортовые автомобили, самосвалы и седельные тягачи ка-потной или бескапотной компоновки серий "К612", "К645", "К650" и "К680" грузоподъемностью 6,5~8,2 т с 6-цилиндро-выми моторами мощностью 120-180 л.с. С1955 г. выпускался легкий тягач "K415Z" (90 л.с.), а два года спустя серия "KDV832" была преобразована в две тяжелые гаммы, включавшие седельный тягач "KDV833S" (6x4/6x6) и самосвалы - 22-тонный "KDV833E" (4x2) и 30-тонный "KDV836E" (6x4/6x6).
Мощность их 19-литрового дизеля с одним или двумя турбонагнетателями возросла соответственно до 240 и 300 л.с. В 1957 г. 6,5-тонный бескапот-ный грузовик "K650LF" получил новый высокооборотный 6-ци-линдровый предкамерный дизель (8102 см3, 150 л.с. при 2400 об/мин) и синхронизированную 6-сгупенчатую коробку передач с пневматическим управлением. За ним последовали седельный тягач "K645SF" и первый 12,5-тонный самосвал с трехсторонним опрокидыванием "KDV12E6" (4x4) - оба с вариантом этого мотора с турбо-наддувом (192 л.с.) и гидроусилителем рулевого механизма.
К началу 60-х гг. фирма "Кэлбле" начала постепенно отходить от изготовления обычных грузовых автомобилей, становясь одним из ведущих в Германии изготовителей специальных тягачей и карьерных самосвалов, все агрегаты к которым она выпускала самостоятельно. Единственным грузовиком в 1960 г. оставался 9-тонный бескапотный "K652LF" (192 л.с.) с 12-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой главной передачей. Его просторная кабина со спальным местом была использована для новых чехословацких грузовиков "Шкода" (Skoda). Основу программы "Кэлбле" начала 60-х гг. составляли 2- и 3-осные самосвалы с б- и 8-цилиндровыми дизелями рабочим объемом от 8,1 до 19,1 л, снабженными одним или двумя турбонагнетателями, механическими или автоматическими коробками передач. Самым мощным из них в 1960 г. стал 30-тонный автомобиль "MD140a" (4x2), получивший новый высокооборотный дизель "MD140T" V8 (18472 см3, 340 л.с.) с непосредственным впрыском топлива и двумя турбонагнетателями. В 1962 г. была представлена новая унифицированная гамма тягачей и самосвалов грузоподъемностью 20~32 т (6 моделей от "К20Е" до "KDV32E") с двигателями рабочим объемом 11,9 и 19,1 л мощностью 180-300 л.с.
Ухудшившееся с середины 60-х гг. экономическое положение и возросшая конкуренция со стороны американских и японских компаний привели к падению спроса на дорогую продукцию "Кэлбле" индивидуального изготовления. В 1965-68 гг. единственной новинкой в ряду самосвалов стала 34-тонная модель "KVW34", у которой мощность 18,5-литрового мотора V8 довели до 425 л.с. Гамму балластных тягачей составляли капот -ная модель "KDV24Z" и две новые машины "KDV400Z" и "KDVW400Z" (6x4/6x6) полука-потной компоновки с новой 7-местной кабиной прямоугольной формы. Первый тягач имел 19,1-литровый 300-сильный мотор, два других - 18,5-литровый дизель мощностью 400 или 425 л.с. Оба оснащались 2-дис-ковым сцеплением с керамическими фрикционными накладками, механической 6-ступен-чатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной, 2-кон-турным пневматическим приводом тормозов, рулевым механизмом с гидроусилителем, одной или двумя лебедками с тяговым усилием по 8 тс. На первой передаче они могли буксировать автопоезда полной массой 900-1100 т со скоростью 2,8-4,9 км/ч (при скорости 25 км/ч - до 250 т). Изготовление каждой машины носило индивидуальный характер, поэтому за 35 лет производства балластных тягачей (с 1933 по 1968 г.) их сделали всего 600 штук. В 1969 г. в СССР были поставлены две уникальные пожарные лестницы "Метц" (Metz) длиной 60 м на 400-сильном шасси "KDV400Z" (6x4). В то же время "Кэлбле" изготовил несколько аэродромных пожарных машин "FLF66" на шасси "KV600F" (4x4) мощностью 600 л.с., развивавших скорость 110 км/ч и разгонявшихся с места до 80 км/ч за 32 с.
С начала 70-х гг. фирма полностью переключилась на выпуск по заказам карьерных самосвалов, балластных тягачей и специальных шасси. В1970 г. началось производство последней комплектной гаммы автомобилей "Кэлбле" - 2-осных карьерных самосвалов грузоподъемностью 20~35 т. Первые две модели "KV25" и "KV35" были развитием предыдущих и имели прежние моторы (11,9 и 18,5 л, 280-325 л.с.). На самосвалы "К20В", "KV25B" и "KVW30" устанавливали дизели "Даймлер-Бенц" - рядный 6-цилиндровый "ОМ355" (11575 см3, 240 л.с.) и "ОМ403" V10 (15950 см3, 320 л.с.). На модели "KVW35" стоял 6-цилиндровый 450-сильный дизель МТУ (MTU) с двумя турбонагнетателями или новый мотор "Кэлбле" V12 (13960 см3, 435 л.с.). Все автомобили предлагались с колесными формула-, ми 4x2 или 4x4, сухим 1-дисковым сцеплением с гидроприводом выключения, механической б- или 8-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенча-той раздаточной.
В результате объединения в 1976 г. фирм "Кэлбле" и "Гмайндер" в небольшой концерн по выпуску техники для тяжелых промышленных и строительных работ, "Кэлбле" приступила к изготовлению специальных шасси. На базе полноприводного 240-сильного самосвала было построено самое крупное шасси "KVW20VF7" (4x4) для монтажа шнекороторных снегоуборочных машин, способных проделывать в глубоком снегу проходы шириной более 3 м. Для их привода за многоместной кабиной размещался второй мотор мощностью 700 л.с. Выпускалась также гамма низкорамных промышленных 2-, 3- и 4-осных транспортеров грузоподъемностью от 13 до 115 т (11 моделей от "KV13T" до "K4V115T"). Они состояли из 1- или 2-осной передней ведущей секции с 1-местной кабиной и 25-дюймовыми колесами с пневматическими шинами и жестко соединенной с нею тележки на небольших катках с литыми шинами диаметром 420-500 мм. В зависимости от назначения их количество колебалось от 4 до 24, а погрузочная высота тележки составляла 920-1100 мм. Такие машины оснащались двигателями в 110-300 л.с., автоматической коробкой передач, балансир-ной гидропневматической подвеской катков и служили на крупных металлургических заводах для перевозки тяжелых поковок, горячего шлака и расплавленного металла. В 1976 г. появился сочлененный 20-тонный самосвал "KVW20N" (4x4) с двигателем мощностью 240 л.с., состоявший из 1-осного тягача и опрокидывающейся назад тележки емкостью 13 м3, который затем был преобразован в низкопрофильный подземный вариант. В 1979 г. пришла очередь автомобиля-транспортера "KDV25K" (6x6) с вынесенной вперед 1-местной кабиной и опрокидывающимся в левую сторону огромным кузовом-поддоном шириной 6,3 м и вместимостью 100 м3. Он был рассчитан на вывоз крупных партий мусора на мусороперерабатываю-щие станции. Кроме того, на "Кэлбле" собирали гусеничные и колесные бульдозеры, погрузчики, дорожные катки, специальные многоосные шасси с моторами мощностью до 1100 л.с.
К концу 70-х гг. штат фирмы сократился до 350 человек. Производство всех машин осуществлялось только по заказам, поступавшим от крупных предприятий и африканских нефтедобывающих компаний. Для них на "Кэлбле" выпускали седельные тягачи "KDV30S" (4x2) и "KDVW400AS" (6x6) с кабиной над двигателем мощностью 320 и 425 л.с. для буксировки низкорамных полуприцепов полной массой до 300 т. В1984 г. был построен седельный тягач "KDVW422S" (6x6) с мотором "Даймлер-Бенц" V12 (20,9 л, 400 л.с.). Вскоре за ним последовал последний балластный тягач "K4VW615Z" (8x8) с двигателем мощностью 615 л.с., поставленный в Турцию. В 1987 г. фирма "Кэлбле" прекратила выпуск автомобилей, а производство некоторых тягачей перешло к немецкой фирме "Титан" (Titan).
3W.SU ©® 2015