Вскоре после войны в Польше решили возродить национальную автомобильную промышленность, подписав новое соглашение с итальянским концерном ФИАТ (FIAT), кооперация с которым была начата еще в 1932 году. В варшавском пригороде Жерань началось возведение крупного предприятия, получившего название "Фабрика легковых автомобилей" (Fabryka Samochodow Osobowych), или сокращенно FSO. Вместо реализации соглашения с итальянцами в 1950 году подписали договор о помощи и сотрудничестве с СССР. В результате в ноябре 1951 года первым автомобилем, сошедшим с конвейера завода ФСО стала копия советской "Победы", названная "Варшава".
Первые образцы не отличались от взятого экземпляра, но потом машины получили измененную переднюю облицовку, мощность двигателя увеличили с 50 до 57 л.с., а сами моторы стали собирать целиком в Польше. Затем на автомобиль установили новый удлиненный трехобъемный кузов с обычным задним багажником, а на базе советского 4-цилиндрового нижнеклапанного мотора объемом 2120 см3 построили новый верхнеклапанный, развивавший большую мощность (на 20 л.с.), коробка передач стала 4-ступенчатой. Этот образец появился в 1964 году под маркой "Варшава-203". Через несколько лет его заменила модернизированная "Варшава-223", выпускавшаяся в многочисленных вариантах до 1973 года. Одновременно на ФСО разработали собственный очень простой переднеприводный автомобиль "Сирена", оснащенный 3-цилиндровым двухтактным мотором объемом 700-850 см3. Он выпускался в 4 вариантах с 1953 по 1975 год.
Избавиться от этих устаревших конструкций позволил новый договор, подписанный с ФИАТом в феврале 1966 года. По этому соглашению была построена вторая очередь ФСО, где в ноябре 1967 года началось серийное производство легкового автомобиля "Польски-ФИАТ-125Р" (Polski-FIAT) - аналога итальянского 4-дверного седана ФИАТ-125. Сначала он предлагался с 4-цилиндровым мотором объемом 1295 см3 мощностью 60 л.с. и 4-ступенчатой коробкой. С 1971 года на нем начали устанавливать 70-сильный двигатель объемом 1481 см3, разгонявший машину до скорости 155 км/ч. В 1975 году мощность обоих моторов увеличили соответственно до 65 и 75 л.с. Эти автомобили известны также под обозначениями "Польски-ФИАТ-1300" и "1500", а после окончания польско-итальянского соглашения они получили индексы ФСО-1300 и ФСО-1500.
На их базе создано несколько вариантов: 5-дверный грузопассажирский, такси, кабриолет, санитарный, фургон и пикап с полезной нагрузкой 400 кг. Для спортивных соревнований строились варианты с объемом мотора 1595 и 1756 см3 мощностью 98-108 л.с., удачно участвовавшие в международных ралли. На одном из них в 1973 году польские автогонщики установили несколько мировых рекордов на сверхдальние дистанции в 25000 и 50000 км, пройдя их со средней скоростью 138 км/ч. Ежегодное производство автомобилей серии "Польски-ФИАТ-125Р" достигало 100 тысяч штук. Их сборка осуществлялась также в Египте, а часть комплектующих поступала на ВАЗ. В это же время на ФСО из импортных узлов собирали другие автомобили ФИАТа серий "127", "128", "131", "132", "PHTMo"(Ritmo),a также югославские "Застава-1100" (Zastava). В 1973 году на юге Польши вступил в строй новый наиболее совершенный для своего времени автозавод ФСМ (FSM), где началась сборка итальянского микролитражного автомобиля ФИАТ-126, получившего обозначение "Польски-ФИАТ-126Р", но более известого как "Малюх" ("Малыш").
В 1978 году на ФСО началось производство нового легкового 5-дверного автомобиля "Полонез" (Polonez), базировавшегося на агрегатах серии "Польски-ФИАТ-125Р". Со временем он стал предлагаться в различных исполнениях с бензиновыми двигателями увеличенного объема и мощности, с дизелями французского или японского производства, с 3-дверным кузовом. В 1989-1991 годах произошло постепенное изменение внешности "Полонеза" в соответствии с современными требованиями эстетики, комфорта и безопасности. В программу были введены варианты с грузопассажирскими кузовами, вместительные фургоны, пикапы и санитарные машины. В настоящее время автомобиль выпускается в исполнениях "Каро" (Саго) и "Ату" (Atu) в 4 вариантах с двигателями 1,4-1,9 л мощностью 69-103 л. с. Несмотря на все улучшения, "Полонез" давно устарел и должен быть вскоре снят с производства. Наибольшим спросом из этой серии в Польше пользуются его грузовые исполнения.
С начала 90-х годов завод ФСО находился в критическом положении, не способный разработать самостоятельно новый конкурентоспособный автомобиль. Планомерные поиски выгодного сотрудничества привели его к подписанию в августе 1995 года соглашения с южнокорейской фирмой "Дэу" (Daewoo). Co вступлением договора в силу в марте 1996 года завод ФСО стал называться "Дэу-ФСО" и приступил к сборке машин этой компании, которые со временем вытеснят всю продукцию польской марки.
Накануне 34-й годовщины Октябрьской революции с конвейера автозавода ФСО сошла первая легковая машина, получившая марку "Варшава". Она была полностью аналогична советскому автомобилю ГАЗ-М20 "Победа", выпускавшемуся с 1946 года, только на эмблеме вместо ГАЗ было указано FSO. До конца 1951 года собрали 75 машин "Варшава М-20". На них был установлен нижнеклапанный двигатель объемом 2120 см3 мощностью 50 л. с. и 3-ступенчатая коробка передач. На следующий год изготовили 1 600 таких машин. В 1953 году двигатели для "Варшавы" стали полностью собирать в ПНР, а с 1956-го она выпускалась целиком из польских узлов и деталей. Первым вариантом стал санитарный "М-20С" (1956 год), а через год появились еще две модификации - пикап и фургон.
В мае 1957 года началось производство "Варшавы-200" с новой облицовкой радиатора и повышенной мощностью мотора (52 л.с.). Через 3 года на "Варшаве-201" установили переднюю подвеску с телескопическими гидроамортизаторами. Все эти годы на ФСО под руководством инженера Кароля Пионера велись работы по замене нижнеклапанного мотора на верхнеклапанный. Вариант "S-21" появился в 1957 году и имел тот же рабочий объем, но развивал 70 л.с. С 1962 года его начали устанавливать на "Варшаве-202", оснастив ее также 4-ступенчатой коробкой передач. При сотрудничестве с итальянской фирмой "Гиа" (Ghia) был создан новый кузов с выступающим задним багажником. Впервые обновленная "Варшава-203" появилась на Познаньской ярмарке 1964 года. Кроме нового кузова у нее была изменена облицовка радиатора, длина возросла на 75 мм, а максимальная скорость -на 25 км/ч. С незначительными изменениями она пошла в серийное производство под маркой "Варшава-223". В течение многих лет она предлагалась в нескольких вариантах: грузопассажирский 5-дверный "223К", санитарный "223А", такси с внутренней перегородкой "223Т". Параллельно выпускалась "Варшава-224" со старым нижнеклапанным мотором мощностью 57 л.с., а также ее модификации - такси и пикап.
Если советская "Победа" выпускалась в течение 12 лет, то польская "Варшава" продержалась в производстве 22 года. За это время выпустили 9 базовых вариантов и десятки их модификаций. Всего в Польше было изготовлено 255 тысяч автомобилей этой марки.
ФСО Варшава-223 (1967) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 82 х 100 мм |
Рабочий объем: | 2120 см3 |
Мощность: | 70 л.с. при 4000 об/мин |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Подвеска: | передняя независимая рычажно-пружинная, задняя на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | несущий 5-местный седан |
Максимальная скорость: | 130 км/ч |
"Полонез" в 1978 году стал гордостью польской автомобильной промышленности. Его разработали полностью в Народной Польше и изготовляли целиком из отечественных деталей. Это был 5-местный автомобиль с модным для своего времени 5-дверным кузовом хэтчбек, хотя немного угловатым и массивным. Польский покупатель встретил его как революционную новинку и верх совершенства. Долгое время "Полонез" предлагался с двигателями объемом 1295 и 1481 см3 мощностью соответственно 65 и 75 л.с., позволявшими ему развивать скорость 140-150 км/ч. По заказу мощность второго мотора увеличивали до 81 л.с.
В 1980 году появился 3-дверный "Полонез", а через два года его облицовка была немного изменена и появились прямоугольные фары. Мощность мотора довели до 82 л.с., а коробка передач стала 5-ступенчатой. В последующие годы небольшими сериями выпускались длиннобазные "полонезы", варианты с бензиновым 2-литровым мотором с впрыском топлива, с дизелями "Пежо" (Peugeot) или "Исудзу" (Isuzu), специальные исполнения для ралли. В 1989-1991 годах на "Полонезе" постепенно изменяли детали кузова и отделки. В результате появился 5-дверный "Полонез Каро" с более обтекаемыми формами и дополнительными окнами в задних стойках, а затем 4-дверный седан "Ату".
В трудные 90-е годы на ФСО с огромными усилиями пытались удержаться на плаву, модернизируя "Полонез" всеми доступными средствами, в основном, широко используя иностранные агрегаты. В результате на стандартном 1,5-литровом моторе появился впрыск топлива с электронным управлением, а на его базе (путем расточки диаметра цилиндров с 77 до 80 мм) выпустили мотор объемом 1598 см3 мощностью 77 л.с. На самом мощном "Полонезе" теперь устанавливается английский 16-клапанный двигатель "Ровер" (Rover) объемом 1396 см3, а на дизельном "Каро" стоит 1,9-литровый мотор "Пежо" в 69 л.с. На базе "Полонеза" выпускаются пикап и фургон, пользующиеся постоянным спросом в Польше.
ФСО Полонез-1500 (1978) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 77 х 79,5 мм |
Рабочий объем: | 1481 см3 |
Мощность: | 75 л.с. при 5200 об/мин |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Подвеска: | передняя независимая рычажно-пружинная, задняя на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | передние дисковые, задние барабанные |
Кузов: | несущий 5-местный 5-дверный хэтчбек |
Максимальная скорость: | 155 км/ч |
3W.SU ©® 2015