В 1916 году на окраине Москвы началось строительство завода АМО ("Автомобильное Московское Общество"), его производственная программа предусматривала выпуск как грузовых автомобилей по чертежам компании ФИАТ (FIAT), так и штабных легковых по лицензии французской фирмы Точкисс" (Hotchkiss). Грузовики АМО-Ф-15 по образцу ФИАТа завод изготовлял в 1924-1931 годах. После реконструкции с осени 1931 года АМО был переименован в "Завод имени Сталина" (ЗИС) и выпускал грузовые автомобили и автобусы. Свое наименование предприятие еще раз изменило летом 1956 года - оно стало называться "Завод имени Лихачева" (ЗИЛ), в честь Ивана Алексеевича Лихачева, который два с половиной десятилетия был его директором.
К легковым автомобилям ЗИС обратился в 1936 году. Первым стал представительский лимузин ЗИС-101, конструкция которого базировалась на американской модели "Бьюик Эйт" (Buick Eight) серии "90". Технологически сложная машина выпускалась вплоть до 1941 года. За пять лет было сделано 8752 автомобиля.
После окончания второй мировой войны ЗИС вернулся к изготовлению представительских машин, но в более скромных масштабах. Автомобиль ЗИС-110 был разработан на основе американских моделей "Паккард-180" (Packard) образца 1941 года и "Бьюик Лимитед-90" (Buick Limited). В период с 1945 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук, включая модификации кабриолет, фаэтон, такси и машина скорой помощи. Надо также отметить, что для высшего руководства страны завод выпустил бронированный вариант ЗИС-110, который назывался ЗИС-115. Всего было выпущено около 30 экземпляров этой модели. По сравнению с ЗИС-110 он весил не более 5000 кг.
Конструкции ЗИС-101 и ЗИС-110 разрабатывались с оглядкой на американскую инженерную школу. Эти машины первыми в советском автомобилестроении комплектовались рядными 8-цилиндровыми двигателями, синхронизаторами в коробке передач, гипоидными главными передачами. Их оборудование включало радиоприемник, отопитель, гидравлические стеклоподъемники, стеклянную перегородку за передним сиденьем. Нужно отметить, что обе модели выпускались достаточно крупными сериями и использовались не только как служебные, но и в качестве такси, санитарных машин, а также (в очень небольших количествах) находились в руках индивидуальных владельцев.
Последующие представительские модели завода были ориентированы исключительно на обслуживание верховных государственных учреждений и членов правительства. Масштабы выпуска стали определяться потребностями заказчиков: 10-25 машин в год. Что касается конструкции, то она вновь следовала тенденциям американского автомобилестроения: V-образные 8-цилиндровые двигатели большого литража, гидромеханические коробки передач, многокамерные карбюраторы, гидравлические толкатели клапанов, лонжеронные рамы и широкий набор устройств, направленных на повышение комфорта. Большое внимание уделялось повышению надежности и безопасности. В частности, дублировались системы зажигания, подачи топлива. Наибольшая часть машин оснащалась кузовами лимузин, хотя мелкими партиями выпускались модификации с кузовами кабриолет, седан и даже универсал медицинского назначения.
После ЗИС-110 завод изготовлял ЗИЛ-111 (1958-1961 гг.), ЗИЛ-111Г (1963-1967 гг.), ЗИЛ-114 (1967-1977 гг.) и ЗИЛ-115 (с 1977 года). ЗИЛ-111 стал первым советским автомобилем с кнопочным управлением коробкой передач, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером. На ЗИЛ-111Г впервые в СССР появилась четырехфарная система освещения, на ЗИЛ-114 - торсионная подвеска передних колес, дисковые тормоза, регулируемое по углу наклона рулевое колесо. Он оснащался центральной блокировкой дверных замков, атермальными стеклами, дистанционным управлением радиоприемника. На его базе выпускался укороченный вариант ЗИЛ-117 с кузовом седан.
Дальнейшим шагом вперед в техническом отношении стал ЗИЛ-4104, который в различных модификациях выпускается и поныне. Завод за последние годы создал также опытные образцы новой зад-неприводной представительской машины, но дальше постройки нескольких вариантов дело не пошло.
Первый советский представительский автомобиль проектировала бригада конструкторов под руководством Евгения Важинского. Его опытные образцы демонстрировали И.В. Сталину весной 1936 года, а серийный выпуск начался в ноябре 1936 года.
Рядный верхнеклапанный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 5766 см3 и мощностью 90 л.с. отличали такие особенности, как поддерживающий необходимый температурный режим в системе охлаждения термостат, коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор с подогревом отработавшими газами. В состав трансмиссии входили двухдисковое сцепление и 3-ступенчатая коробка передач (вторая и третья передачи с синхронизаторами). Очень жесткая лонжеронная рама с Х-образной поперечиной в сочетании с мягкой зависимой подвеской колес на длинных рессорах с гидравлическими рычажными амортизаторами делали езду спокойной и комфортабельной. Для автомобиля полной массой почти 3 тонны требовались тормоза с высокой эффективностью. Это было достигнуто благодаря применению в гидроприводе вакуумного усилителя тормозов и ребристой наружной охлаждающей поверхности барабанов. Кузов имел деревянный (из бука) каркас, а сборка его являлась весьма ответственным делом - необходимо было исключить все источники скрипов, столь частых в соединениях деревянных деталей. С 1940 года кузов стали делать цельнометаллическим.
В 1940 году началось производство модернизированного ЗИС-101А. Наряду с измененным оформлением облицовки радиатора он получил одно-дисковое сцепление, новые карбюратор и распределительный вал двигателя. В результате мощность мотора возросла до 116 л.с., а максимальная скорость - до 125 км/ч. Его развитием стал фаэтон ЗИС-102, а незадолго перед войной разработали проект еще более совершенного автомобиля ЗИС-103.
ЗИС-101 (1937) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 8-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 85x127 мм |
Рабочий объем: | 5766 см3 |
Мощность: | 90 л.с. при 2800 об/мин |
Коробка передач: | механическая 3-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | на продольных рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | 4-дверный 7-местный лимузин |
Максимальная скорость: | 115 км/ч |
Представительская модель ЗИЛ-4104 ("115") заменила ЗИЛ-114 и выпускается малыми сериями уже более 20 лет. Ее проектированием руководил Евгений Гусев. Строгий по форме автомобиль существовал в различных модификациях: лимузин "4104" образца 1978 года, короткобазный "41041" с 5-местным кузовом седан, универсал "41042", оснащенный медицинским оборудованием, двухдверный кабриолет "41044" и лимузин "41047" образца 1985 года. Все они унифицированы по основным узлам. Автомобили ранних выпусков имели четыре круглые фары, более поздних - четыре прямоугольные и несколько иное оформление передней части кузова.
Двигатель V8 снабжен блоком цилиндров и головками блока из алюминиевого сплава. Впервые в практике завода распределительные валы установлены в каждой из головок блока. Гидравлические толкатели, транзисторная система зажигания, четырехкамерный карбюратор - вот основные особенности устройства мотора ЗИЛ-4104. В трансмиссии на смену 2-ступенчатой гидромеханической коробке передач пришла 3-ступенчатая. Тормоза - дисковые вентилируемые всех колес с двумя независимыми контурами привода и двумя гидровакуумными усилителями. Колеса с 16-дюймовыми шинами.
Семиместный кузов (два сидения среднего ряда откидные) установлен на лонжерон-ной раме. Сиденья заднего ряда имеют регулировку по длине и наклону спинки. Регулировка положения сидений, подъем и опускание стекол в дверях и перегородки за передним сиденьем - при помощи электродвигателей с кнопочным управлением. Автомобиль укомплектован двумя кондиционерами, стереофоническим радиоприемником и магнитофонной приставкой с 6 динамиками. ЗИЛ-41047 - один из самых длинных серийных автомобилей мира: его колесная база составляет 3880 мм, а длина от бампера до бампера 6330 мм. Под стать размерам и большая снаряженная масса - 3335 кг. На его агрегатах параллельно изготовляются единичные образцы коротко-базных 5-местных седанов ЗИЛ-41041. Их база - 3300 мм, длина - 5750 мм.
ЗИЛ-41047 (1985) | |
---|---|
Двигатель: | V8 с распределительными валами в головках блоков цилиндров |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 108 х 105 мм |
Рабочий объем: | 7694 см3 |
Мощность: | 315 л.с. при 4400 об/мин |
Коробка передач: | автоматическая 3-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | передняя независимая торсионная, цельная балка заднего моста на продольных рессорах |
Тормоза: | дисковые всех колес |
Кузов: | 4-дверный 7-местный |
Максимальная скорость: | 190 км/ч |
3W.SU ©® 2015