Фирма по производству конных колясок "Понтиак Багги Компани" (Pontiac Buggy Company) была основана в 1893 году Эдуардом М. Мэрфи (Edward M. Murfy) в городе Понтиак, штат Мичиган. С 1907 года она выпускала легковые автомобили "Окленд" (Oakland), а первые машины марки "Понтиак" появились лишь на Нью-Йоркском автосалоне в 1926 году. На их фирменной эмблеме под изображением индейца стояла хвастливая надпись: "Chief of the Sixes" ("Король шестерок"), что вполне соответствовало истине. "Понтиаки" с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 3065 см3 оказались настолько удачными, что в 1932 году производство однотипных и более дорогих моделей "Окленд" пришлось прекратить.
В 1930 году первый 6-цилиндровый двигатель с боковыми клапанами заменили новым верхнеклапанным рабочим объемом 3277 см3. С 1932 года последнюю модель "Окленд" с мотором V8 рабочим объемом 4104 см3 стали предлагать уже под маркой "Понтиак". В том же году представили модель с рядным 8-цилиндровым двигателем в 3654 см3 по низкой цене - менее 600 долларов. Благодаря высокому спросу они заметно потеснили 6-цилиндровые модели, а "Понтиак" по объему производства автомобилей заняла пятое место. В 1933 году по распоряжению нового генерального директора Гарри Дж. Клингера (Harry J. Klinger) был начат выпуск обновленных моделей с 6-цилиндровыми моторами. Особенностями автомобилей "Понтиак" тех лет были передняя независимая подвеска и хорошо продуманная система вентиляции салона, не вызывающая сквозняков. В 1935 году представили элегантный "Сильвер Стрик" (Silver Streak), пользовавшийся таким спросом, что до 1941 года он выпускался с минимальными изменениями. В том же году появилась новая серия "Торпедо" (Torpedo), самые комфортабельные модели которой "Стримлайнер" (Streamliner) и "Чифтен Стримлайнер" (Chieftain Streamliner) пo окончании второй мировой войны вновь были запущены в производство.
В 1949 году на "Стримлайнере" стали устанавливать кузов с плавно спадающей крышей до самой крышки багажника, названный фастбэк (fastback). Выпускавшиеся в то время в Канаде автомобили "Понтиак" были на самом деле копиями моделей "Шевроле" (Chevrolet). В 1950 году "Понтиак" стала продавать модель "Каталина" (Catalina), на которой 2 года спустя установили автоматическую коробку передач "Хайдрамэтик" (Hydramatic). В 1953 году "Понтиак" представила свои первые машины с кузовами хардтоп, у которых боковые стойки опускались вместе со стеклами дверей. В том же году появилось рулевое управление с гидроусилителем. С 1955 года устаревший 8-цилиндровый нижнеклапанный двигатель был заменен новым верхнеклапанным агрегатом V8 рабочим объемом 4703 см3. Чтобы придать автомобилям более динамичный облик, новый 43-летний генеральный директор Банки Кнудсен (Bunkie Knudsen) решил начать производство автомобиля "Сафари-3700" (Safari) и 5-дверного универсала "Стейшн Вэгон" (Station Wagon) спортивного стиля. По его инициативе "Понтиак" в 1958 году начала опытное производство двигателя с механической системой впрыска топлива. В 1959 году "Понтиак", вслед за остальными отделениями концерна "Дженерал Моторс" (General Motors), оснастила свои модели новыми, более широкими и стальными кузовами с модными в то время задними стабил изаторами.
Спустя 2 года в продажу поступил относительно компактный "Темпест" (Tempest) с несущим кузовом и оригинальной схемой трансмиссии "трансэксл" (transaxle), где коробка передач блокировалась с картером главной передачи задних ведущих колес. Однако независимая подвеска задних колес "Темпеста" оказалась неудачной, и в 1964 году ее заменили обычной цельной балкой заднего моста.
Производственная программа моделей "Понтиак", которые по своему корпоративному статусу находились между "Шевроле" (Chevrolet] и "Олдсмобил" (Oldsmobile), в 1965 году включала 8 семейств моделей. Это были среднеразмерные автомобили "Темнеет", "Темнеет Кастам" (Custom), "Темнеет Ле Ман" (Le Mans) и "Темнеет GTO". Полноразмерные модели "Понтиак" включали семейства "Каталина", "Стар Чиф" (Star Chief), "Бонневиль" (Bonneville) и "Гран При" (Grand Prix). Покупателю предлагались 12 двигателей мощностью от 142 до 380 л.с., а также механические и автоматические коробки передач. Осенью 1965-го модели "СТО" выделились в отдельную серию, получив в качестве стандартного мотора 6,4-литровую "восьмерку" в 335 л.с.
В 1967-м появилась вторая спортивная модель "Файрберд" (Firebird), однотипная с "Шевроле Камаро" (Camaro). Обе они составляли конкуренцию бестселлеру тех лет, автомобилю "Форд Мустанг" (Ford Mustang). В базовом варианте "Файрберд" оснащался 6-цилиндровым двигателем, а в комплектациях "Формула" (Formula) и "Транс Ам" (Trans Am) - мотором V8.
В 1971-м появилась компактная модель "Вентура" (Ventura), а через год - мощный "Гранд AM" (Grand Am) с двигателем V8 рабочим объемом 6,56 л.
С 1974 года все модели "Понтиак" получили передние дисковые тормоза. Топливный кризис 70-х годов, введение жестких нормативов на токсичность отработавших газов, повышенное налогообложение автомобилей с плохой топливной экономичностью коренным образом изменили типаж и структуру американских легковых автомобилей. Уже в начале 80-х годов производственная программа "Понтиак" включала автомобили разных классов - от малогабаритной машины серии "1000" с 1,8-литровым дизелем фирмы "Исудзу" (Isuzu) мощностью всего 52 л.с. до большого седана классической компоновки "Паризьен" (Parisienne) с 5-литровым мотором V8 в 152 л.с.
В 90-х годах произошел полный переход на новые модели переднеприводной компоновки. В 1997 году покупателям предлагались небольшие "Санфайр" (Sunfire) и "Гранд Ам", которые впервые увидели свет соответственно в 1995 и 1996 годах. Они оснащаются 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2,2-3,1 л мощностью 122-162 л.с. Более просторные и мощные "Гран При" и "Бонневиль" приводятся силовыми агрегатами только с 3,1-3,8-литровыми двигателями V6 мощностью 162-243 л.с. (последний - с объемным нагнетателем). Для спортивных автомобилей "Файберд"сохранена классическая компоновка с задними ведущими колесами. Последнее поколение "огненных птиц" выпускается с 1992 года. В базовом исполнении машины оборудуются 3,8-литровыми моторами V6 в 202 л.с. Исполнение "Транс Ам" 1998 года имеет двигатель V8 в 5665 см3 мощностью 309 л.с. и в варианте с 6-ступенчатой механической коробкой передач развивает скорость 256 км/ч. Время разгона с места до 96 км/ч составляет 5,3 с.
Однообъемный универсал повышенной вместимости (УПВ) "Понтиак Транс Спорт" (Trans Sport), представленный в 1989 году, привлек к себе большое внимание благодаря необычной форме кузова. В 1996 году появилось второе поколение этих машин с более заурядной внешностью и новым 3,4-литровым мотором V6 мощностью 182 л.с.
Представленный в 1935 году "Сильвер Стрик" имел решетку радиатора, которая напоминала маску фехтовальщика. Это был первый "Понтиак" с передней независимой подвеской, оборудованный 6- и 8-цилиндровыми двигателями. Его мотор крепился на раме с эластичными подушками, снижавшими передачу вибраций на раму и кузов. "Сильвер Стрик" оказался настолько удачным, что в 1935-1936 годах для расширения его выпуска было создано дополнительное сборочное производство.
Понтиак Сильвер Стрик (1935) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 8-цилиндровый нижнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 82,6 х 88,9 мм |
Рабочий объем: | 3801 см3 |
Мощность: | 85 л.с. |
Коробка передач: | механическая 3-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | купе, седан |
Максимальная скорость: | 130 км/ч |
Эта модель поступила на рынок в начале 1964 года. Аббревиатура "GTO" (Grand Turismo Omologata) заимствована у одной из спортивных моделей "Феррари" (Ferrari). Первоначально "GTO" являлся специальным вариантом автомобиля "Темпест Ле Ман". С 1966 модельного года он "получил самостоятельность". Благодаря хорошим скоростным качествам и умеренной цене автомобиль пользовался заслуженной популярностью у покупателей: только в 1966 году было продано 95 тысяч "GTO". Однако модель имела характерные недостатки, присущие типичной ходовой части стандартного американского легкового автомобиля тех лет, - посредственную управляемость и недостаточно эффективные тормоза, не соответствующие применению мощных моторов. Первые варианты "GTO" оборудовали самым большим двигателем "Понтиак" V8 рабочим объемом 6374 см3, развивавшим 335 и 360 л.с. в зависимости от применяемых карбюраторов. Появился новый мотор в 6555 см3, мощностью 335 л.с. в базовой комплектации.
Понтиак GTO (1967) | |
---|---|
Двигатель: | V8 верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 104,65 х 95,25 мм |
Рабочий объем: | 6555 см3 |
Мощность: | 335 л.с. при 5000 об/мин |
Коробка передач: | механическая 3-ступенчатая |
Рама: | из лонжеронов коробчатого сечения |
Подвеска: | передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на продольных рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | кабриолет, 2-дверный седан |
Максимальная скорость: | 210 км/ч |
Первая спортивная модель "Файрберд" появилась в 1967 году. Она являлась двойником "Шевроле Камаро" (Chevrolet Camaro). С их помощью концерн "Дженерал Моторс" пытался удовлетворить огромный спрос на дешевые автомобили спортивного типа.
Второе поколение "Файрберд" увидело свет в начале 1970 года. От предыдущего семейства новые машины отличались более удлиненным 4-местным 2-дверным кузовом хардтоп и измененной подвеской, рассчитанной на скоростную езду. Например, по заказу машина оснащалась передними и задними стабилизаторами поперечной устойчивости. Передние колеса были оборудованы дисковыми тормозами.
В стандартную силовую установку входили рядный 6-цилиндровый 4,1-литровый двигатель мощностью 155 л.с. и 3-ступенчатая механическая коробка передач. Комплектация "Эсприт" (Esprit) оснащалась мотором V8. С механической коробкой передач предлагался 5,7-литровый агрегат в 255 л.с., а с автоматической - 6,55-литровый в 265 л.с. Скоростные "Формула-400" (Formula) и "Транс Ам" (Trans Am) оборудовались форсированными 6,55-литровыми двигателями в 330 и 345 л.с. В 1971-м "Дженерал Моторс" изменил способ определения мощности двигателей. Раньше она указывалась в "брутто" (мотор на стенде без глушителя, вентилятора и др.), теперь приводилась мощность двигателя в полной комплектации, т.е. в состоянии "нетто". В результате численные значения мощности резко упали. Например, мощность моторов "Файрберд" в 255 л.с. "брутто" стала соответствовать 170 л.с. "нетто", а самый мощный вариант в 345 л.с. "брутто" оказался 250-сильным "нетто".
В 1973-м появилась комплектация "Транс Ам", оснащенная 7,5-литровым форсированным мотором V8 типа "SD-455", развивавшим 314 л.с. "нетто" при 4000 об/мин. В комплектации с автоматической 3-ступенчатой коробкой передач автомобиль массой 1750 кг обладал хорошей приемистостью - время разгона с места до 96 км/ч составляло 5,4 с, а до 160 км/ч он разгонялся за 12,8 с. Максимальная скорость 212 км/ч достигалась с передаточным числом главной передачи 3,42 и была ограничена предельно допустимой частотой вращения коленчатого вала двигателя в 5700 об/мин. Эксплуатационный расход топлива автомобиля "Понтиак Файрберд Транс Ам" составлял 20-24 л/100 км.
Понтиак Файрберд Транс Ам (1973) | |
---|---|
Двигатель: | V8 верхнеклапанный карбюраторный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 105,4 х 106,93 мм |
Рабочий объем: | 7464 см3 |
Мощность: | 314 л.с. при 4000 об/мин |
Коробка передач: | автоматическая 3-ступенчатая или механическая 4-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на продольных рессорах |
Тормоза: | передние дисковые, задние барабанные |
Кузов: | 2-дверный хардтоп |
Максимальная скорость: | 212 км/ч |
В конце 1978 года руководство концерна "Дженерал Моторс" приняло решение о разработке серии двухместных "персонифицированных" спортивных автомобилей на шасси типа "Р". На них впервые применили компоновкус центральным расположением двигателя и коробки передач в одном блоке. С осени 1983 года началось производство двухместного спортивного купе "Фиеро" (Fiero), ставшего первым американским серийным автомобилем с кузовом, собранным из пластмассовых панелей на стальном каркасе. Подобный способ позволял легко изменять форму кузова путем установки различных по форме пластмассовых деталей. Поначалу "Фиеро" оснащался силовым агрегатом, состоящим из 4-цилиндрового 2,5-литрового двигателя мощностью 93 л.с. и механической 4-ступенчатой или автоматической 3-ступенчатой коробкой передач. Машина отличалась неплохими динамическими качествами и очень хорошей топливной экономичностью. Несмотря на то, что американские журналисты присудили "Фиеро" титул "Лучшего автомобиля США 1984года", спрос на него оказался невысоким, и через пять лет он был снят с производства.
Понтиак Фиеро (1984) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 101,6x76,2 мм |
Рабочий объем: | 2471 см3 |
Мощность: | 93 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая или автоматическая 3-ступенчатая |
Рама: | стальная платформа, склеенная при помощи полиэфирных смол |
Подвеска: | независимая рычажно-пружинная всех колес |
Тормоза: | дисковые всех колес |
Кузов: | 2-местное купе |
Максимальная скорость: | 156 км/ч |
Модель "Понтиак Бонневилль" (Bonneville) существует уже четыре десятилетия и остается одной из наиболее солидных и просторных среди машин отделения "Понтиак". История последней современной переднеприводной модели началась осенью 1986 года. Она была унифицирована по кузову и шасси с однотипными "Бьюик Ле Сейбр" (BuickLe Sabre) и "Олдсмобил 88" (Oldsmobile). С тех пор почти каждый год "Бонневиль" подвергался модернизации, а в 1991 году получил новый кузов длиной 5,13 м. Силовой агрегат модели 1995 года состоял из 3,8-литрового двигателя V6 и автоматической гидромеханической 4-ступенчатой коробки передач. Стандартный вариант мотора развивал 208, а с объемным клапанным нагнетателем - 243 л.с. Уровень комфорта модели "Бонневилль" соответствует принятым в США нормам для автомобилей такого класса. При собственной массе машины около 1650 кг с двигателем мощностью 243 л.с. время разгона с места до 96 км/ч составляет только 7,1 с, а максимальная скорость ограничена 202 км/ч.
Понтиак Бонневилль-SSEi (1995) | |
---|---|
Двигатель: | V6 с объемным нагнетателем |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 96,5 х 86,4 мм |
Рабочий объем: | 3791 см3 |
Мощность: | 243 л.с. при 5200 об/мин |
Коробка передач: | автоматическая 4-ступенчатая |
Подвеска: | независимая рычажно-пружинная всех колес |
Тормоза: | передние дисковые, задние барабанные с АБС |
Кузов: | 4-дверный 5-местный седан |
Максимальная скорость: | ограничена до 202 км/ч |
Однообъемный универсал повышенной вместимости (УПВ) "Транс Спорт" (Trans Sport) с трансформируемым 7-местным салоном впервые появился в 1989 году. Он имел достаточно смелую и революционную конструкцию. Его кузов уникальной по тем временам формы представлял собой стальной несущий каркас, облицованный стеклопластиковыми панелями. Характерной особенностью машины были затемненные стекла с металлизированным напылением, отражающие солнечные лучи и, тем самым, способствующие понижению температуры в салоне на 6-8 градусов при солнечной погоде. Поперечно расположенный силовой агрегат поначалу включал 3,1-литровый двигатель V6 мощностью 122 л.с. и автоматическую 3-ступенчатую коробку передач.
В 1997-м появилось второе поколение этих УПВ. На этот раз более просторный кузов выполнили в традиционном стиле. Он стал цельнометаллическим несущим с подрамниками на резиновых подушках. Кроме этого аналогичную конструкцию получили и другие однотипные модели "Дженерал Моторс" - "Шевроле Вентур" (Chevrolet Venture), "Олдс мобил Силуэт" (Oldsmobile Silhouette) и "Опель/Воксхолл Синтра" (Opel/Vauxhall Sintra). Последняя пока собирается в США и оснащается иными силовыми агрегатами.
Новый УПВ можно заказать с разными вариантами колесной базы (2845 и 3045 мм). В его салоне устанавливаются комфортабельные трансформируемые кресла, система кондиционирования воздуха и другое оборудование. Силовой агрегат включает двигатель V6 рабочим объемом 3,35 л мощностью 182 л.с. и автоматическую 4-ступенчатую коробку передач. Европейская комплектация "Шевроле Транс Спорт" имеет более мощный двигатель (186 л.с.). Разгон с места до 100 км/ч осуществляется за 11,2 с.
Понтиак Транс Спорт (1997) | |
---|---|
Двигатель: | V6 с системой впрыска и электронным управлением |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 92,0 х 84,0 мм |
Рабочий объем: | 3350 см3 |
Мощность: | 182 л.с. при 5200 об/мин |
Коробка передач: | автоматическая 4-ступенчатая |
Подвеска: | независимая, передняя типа "МакФерсон", задняя пружинно-торсионная |
Тормоза: | передние дисковые, задние барабанные |
Кузов: | 5-дверный 7-8-местный |
Максимальная скорость: | 180 км/ч |
3W.SU ©® 2015