Уильям Моррис (William Morris), продававший велосипеды и легковые машины в Оксфорде, построил первый собственный автомобиль "Оксфорд" (Oxford) в 1913 году. Это была компактная двухместная модель с двигателем "Уайт энд Попп" (White and Poppe) рабочим объемом 1017 см3. Использовались основные агрегаты других фирм: оси от "Ригли" (Wrigley), колеса от "Санки" (Sankey), рама от "Рейуорт" (Raworth). Это не помешало "Оксфорду" стать одним из лучших автомобилей своего времени в малом классе.
В 1915 году в продажу поступил автомобиль "Каули" (Cowley) с 1,5-литровым мотором. Двигатель и ряд других узлов и деталей поступали от американской фирмы "Континентал" (Continental) и других поставщиков. Обе машины оказались столь популярными, что Моррис продолжал их выпуск еще в течение года после объявления войны. Когда в 1916 году Англия запретила ввоз из США легковых автомобилей и их узлов, "Моррис" начала выпускать "Каули" в варианте легкого грузовичка и, таким образом, предотвратила остановку производства. После перемирия выпуск легковых автомобилей был возобновлен. Они известны под прозвищем "Bullnose" ("Бычий нос"), полученным из-за скругленной верхней части облицовки радиатора.
Когда "Континентал" прекратила производство моторов "Ред-Сил" (Red-Seal), Моррис обратился за помощью к французской фирме Точкисс" (Hotchkiss). Чтобы справиться с послевоенным падением спроса, "Моррис" в 1921 году заметно снизила цены, благодаря чему "Оксфорд" и "Каули" стали самыми популярными английскими автомобилями 20-х годов. В 1924 году 1,8-литровый двигатель, который незадолго до этого стали устанавливать на "Оксфорде", получил полное признание. Он применялся на всех моделях до 1926 года.
Чтобы найти клиентов за рубежом, "Моррис" построила солидную машину "Эмпайр Оксфорд" (Empire Oxford) с 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 2513 см3, свидетельствовавшую о наличии у фирмы большого технического потенциала. К сожалению, "Эмпайр Оксфорд" не имел ожидаемого успеха. После покупки французского завода "Леон Болле" (Leon Bollee) в Ле Мане Моррис надеялся выгодно использовать близость к европейскому автомобильному рынку. Построенные во Франции машины "Моррис-Леон Болле" сильно отличались от продукции из Оксфорда. Продавались они плохо, и в 1931 году предприятие в Ле Мане было ликвидировано.
В 1927 году "Моррис" приобрела фирму "Уолсли" (Wolseley), где началось производство рядного 6-цилиндрового 2,5-литрового двигателя с верхним распределительным валом. В 1929 году состоялся дебют особо дешевой малолитражной модели "Минор" (Minor) с двигателем рабочим объемом 847 см3 с верхним распределительным валом, который вскоре заменили на более дешевый нижнеклапанный мотор. В 1930 году "Моррис" стала использовать гидравлический привод тормозов фирмы "Локхид" (Lockheed). Эта новинка сначала использовалась только на дорогих моделях, но через год вошла в стандартную комплектацию всех машин.
В начале 30-х годов дела "Моррис" обстояли не лучшим образом, несмотря на выпуск в 1933 году популярной модели "10/4" с мотором в 1292 см3. Положение немного улучшилось к 1935 году, когда длинный список из 32 выпускаемых моделей пополнился очень удачным автомобилем типа "8 HP", или "Эйт" (Eight). Эта малолитражка с мотором в 918 см3 выпускалась до 1938 года и стала самой покупаемой английской машиной своего времени. В 1939 году "Эйт" первого поколения был заменен на модель серии "Е" с новым кузовом, но со старым нижнеклапанным мотором. В программу входили еще 4 модели, которые оснащались более современными верхнеклапанными двигателями. Самая маленькая модель гаммы называлась "10НР", или "Тен" (Теп), а самая большая с 6-цилиндровым 3,5-литровым мотором - "25НР". В том же году "Моррис" разработала новую модель "Тен" серии "М" с мотором в 1141 см3 и несущим кузовом.
После войны "Моррис" выпускала две довоенные модели "Эйт" и "Тен". В конце 1948 года появился новый "Минор" с тем же двигателем в 919 см3, как и на "Эйт" серии "Е", но с передней независимой подвеской на торсионных упругих элементах, реечным рулевым управлением и колесами диаметром 14 дюймов. В 1953 году "Минор" оснастили 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем в 803 см3 от автомобиля "Остин А-30" (Austin). Его рабочий объем постепенно увеличился до 1098 см3. "Минор" оставался в производстве до 1971 года, став первым английским автомобилем, объем выпуска которого перешагнул за миллион экземпляров. Современниками "Минора" были "Оксфорд" серии "МО" с нижнеклапанным мотором в 1476 см3 и "Моррис Сикс" серии "MS" с 6-цилиндровым двигателем в 2215 см3.
В 1952 году, в результате объединения фирм "Моррис" и "Остин", был создан концерн "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation), сокращенно ВМС. В результате произошла унификация моделей обеих фирм. Началась она в 1954 году, когда на "Каули" и "Оксфорде" появился 4-цилиндровый верхнеклапанный двигатель "Остин". Со временем автомобили обоих производителей становились все более похожими и в конце концов стали отличаться только названием и цветом кузова. Популярный переднеприводный "Мини Минор" с мотором в 848 см3 появился в 1959 году и стал высшим достижением фирмы за всю ее историю. За ним в 1963 году последовала серия "1100", которая вначале продавалась под маркой "Моррис", а потом - "Остин". Когда в 1968 году фирма "Лейланд" (Leyland) выкупила ВМС, появился новый концерн "Бритиш Лейланд". Первый "Моррис Марина" (Marina), увидевший свет после объединения в 1971 году, был седаном классической компоновки с мотором в 1275 см3. Через год появилась не очень удачная переднеприводная серия "2200", а после 1979 года выпускалось только семейство "Марина". Через два года с помощью итальянской фирмы "Итал Дизайн" (Ital Design) модель "Марина" обрела эффектный кузов, но это не привлекло покупателей. В 1983 году марка "Моррис" прекратила свое существование.
Момент, когда Уильям Моррис принял решение выпустить на рынок более солидную, чем простенький "Оксфорд", 4-местную модель, был выбран удачно. Фирма "Континентал" выгодно предлагала свои 1,5-литровые моторы типа "Ред-Сил", уже не пользовались спросом на американском рынке. Оси и узлы ходовой части "Каули" также изготавливались американскими фирмами, поэтому, несмотря на войну, "Моррис" смогла продолжать разработку новых машин.
В апреле 1915 года состоялось официальное представление первой модели "Каули", а в сентябре она пошла в серийное производство. В 1916 году ее выпуск пришлось прервать, так как английское правительство запретило импорт двигателей, не предназначенных для военных целей. Сразу же после войны производство"Каули" было восстановлено. Когда "Континентал" в 1919 году заявила о прекращении изготовления двигателей "Ред-Сил", Моррис быстро заменил их на моторы фирмы Точкисс".
Вначале "Каули" продавался неплохо, но экономическая катастрофа, разразившаяся вскоре после окончания войны, сделала неплатежеспособной большую часть потенциальных покупателей. В 1921 году "Моррис" была вынуждена резко снизить цены, на что рынок отреагировал быстрым ростом заказов на "Каули".
Моррис Каули (1923) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 69,5 х 102 мм |
Рабочий объем: | 1548 см3 |
Мощность: | 26 л.с. |
Коробка передач: | механическая 3-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | передняя неразрезная ось на полуэллиптических, цельная балка заднего моста - на четвертьэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные на задних колесах |
Кузов: | 2- или 4-местный открытый, купе или седан |
Максимальная скорость: | 80 км/ч |
"Моррис Мини Kyпep-S"(Cooper) 1970 года внешне практически не отличался от первого "Мини" 1959 года. Однако его двигатель был вдвое мощнее базового мотора серии "А" в 848 см3. Модель "Купер" оснащалась гидропневматической подвеской колес. Миниатюрный автомобиль с двигателем и коробкой передач в едином блоке успешно выступал во многих спортивных соревнованиях.
Двигатель | |
---|---|
Расположение: | переднее поперечное |
Конструкция: | рядный 4-цилиндровый жидкостного охлаждения, чугунные блок цилиндров и головка блока, 3 коренных подшипника коленчатого вала |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 70,7x81,3 мм |
Рабочий объем: | 1275 см3 |
Степень сжатия: | 9,75 |
Система газораспределения: | 2 клапана на цилиндр с приводом от бокового распределительного вала толкателями и коромыслами |
Система питания: | 2 карбюратора SU-HS |
Система зажигания: | с механическим прерывателем |
Максимальная скорость: | 76 л.с. при 5900 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 107 Н*м при 3000 об/мин | Трансмиссия |
Сцепление: | сухое однодисковое |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая, передаточные числа: 3,2; 1,916; 1,375; 1,0; задний ход - 3,2 |
Главная передача: | цилиндрическая шестеренчатая, передаточное число - 3,765 | Подвеска |
Передняя: | на поперечных рычагах |
Задняя: | на продольных рычагах |
Рулевое управление: | реечное |
Тормоза: | передние дисковые, задние барабанные | Колеса и шины |
Колеса: | стальные штампованные |
Шины: | радиальные размером 145R10 | Кузов и рама |
Кузов: | 3-дверный 4-местный несущего типа | Размеры и масса |
Длина: | 3054 мм |
Ширина: | 1410 мм |
База: | 2036 мм |
Колея: | передняя и задняя 1207/1176 мм |
Масса: | 661 кг |
Максимальная скорость: | 165 км/ч |
Средний расход топлива: | 8,5 л на 100 км |
Кузов автомобиля "Моррис-8НР", или просто "Эйт", появившегося в 1934 году, был точной копией британского "Форд-Y" (Ford). Однако механическая часть "Морриса" имела отличия - продольные полуэллиптические рессоры и гидравлическую тормозную систему. Позднее шасси оснащались кузовами различных типов как традиционной, так и оригинальной внешности. Например, кузова моделей II серии 1935 года с верхнеклапанным двигателем имели новые оригинальные стилистические решения и выделялись хромированным радиатором. Выпущенная в ноябре 1938 года серия "Е" получила 4-ступенчатую коробку передач, а ее кузов приобрел округлые формы, встроенные в крылья фары, укрепленные у кромки лобового стекла петли капота. Модель оставалась в производстве до 1948 года.
Моррис Эйт (1934) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 57 х 90 мм |
Рабочий объем: | 918 см3 |
Мощность: | 23,5 л.с. |
Коробка передач: | механическая 3-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | 2- или 4-местный седан |
Максимальная скорость: | 97 км/ч |
Этот представленный в 1948 году очень удачный малолитражный 4-местный автомобиль классической компоновки был выполнен по проекту Алека Иссигониса (Alec Issigonis). Он имел тот же 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель, что и модель "Эйт" серии "Е", Новинками, заслуживающими упоминания, были независимая подвеска передних колес и несущая конструкция кузова.
После слияния фирм "Моррис" и "Остин" в 1952 году нижнеклапанный двигатель был заменен на верхнеклапанный меньшего объема (803 см3) от легкового "Остина А-30". В 1956 году появилась обновленная модель "Минор-1000" с более мощным мотором (за счет увеличения до 948 см3 его рабочего объема). В последней серии, выпускавшейся до 1971 года, объем двигателя возрос до 1098 см3.
"Моррис Минор", суммарный объем выпуска которого составил 1,5 млн. штук, стал одним из самых популярных английских легковых автомобилей, созданных после второй мировой войны. В Италии модель "Минор" несколько лет выпускалась по лицензии фирмой "Инноченти" (Innocenti).
Моррис Минор (1948) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 57 х 90 мм |
Рабочий объем: | 919 см3 |
Мощность: | 27,5 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Подвеска: | передняя независимая на поперечных рычагах иторсионах, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | седан, кабриолет, грузопассажирский |
Максимальная скорость: | 100 км/ч |
3W.SU ©® 2015