Фирма "Тойода Аутомэтик Лум Уоркс" (Toyoda Automatic Loom Works) с конца прошлого века выпускала ткацкие станки. В 1935 году она построила опытный 5-местный автомобиль "Тойода А-1" после чего руководство приняло решение о серийном производстве легковых машин. В августе 1937 года была основана фирма "Тойота Мотор Компани" (Toyota Motor Company). Фирма начала с выпуска модели "АА", которая напоминала американский автомобиль "Эйрфлоу" (Airflow) концерна "Крайслер" (Chrysler) 1934 года. Первая "Тойота" предлагалась с рядным 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 3389 см3 мощностью 65 л.с., аналогичным мотору "Шевроле Сикс" (Chevrolet Six) 1933 года выпуска. Модель производилась до 1943 года.
Первой послевоенной машиной (1947 год) стала легкая "Тойопет-SA" (Toyopet) с 27-сильным двигателем рабочим объемом 995 см3 и двухдверным кузовом седан. Однако ее серийное производство началось только осенью 1949 года, когда американские оккупационные власти окончательно отменили запрет на выпуск легковых автомобилей для индивидуального пользования. В 1951 году началось производство универсального полноприводного автомобиля "Ленд Крузер" (Land Cruiser). В 1955 году, когда с конвейеров "Тойоты" сходило ежегодно около 10 тысяч автомобилей, появился седан "Краун" (Crown) с мотором рабочим объемом 1453 см3. В 1957 году родилась известная и популярная модель "Корона" (Corona) с двигателями рабочим объемом 995-1453 см3. В 1960 году выпустили небольшую серию машин "Краун Спорт" (Crown Sport) с 1,5-литровым 72-сильным двигателем и кузовом из стеклопластика. Через год появилась малогабаритная модель "Паблика" (Publica) с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения в 697 см3.
В 1962 году "Тойота" отметила выпуск миллионного автомобиля. Проделанный путь занял 25 лет, однако 2-миллионный автомобиль был собран уже через 3 года. Самая популярная и известная модель "Королла" (Corolla) появилась в 1966-м. Она имела 2-дверный кузов седан длиной 3845 мм и оснащалась 4-цилиндровым мотором в 1087 см3 мощностью 60 л.с. Одновременно поступил в продажу спортивный автомобиль "2000GT" с 6-цилиндровым мотором в 1988 см3. На следующий год выпустили модель высшего класса "Сенчури" (Century) с 3,0-литровым двигателем V8. В течение трех последующих лет "Короллу" оборудовали 4-цилиндровы-ми двигателями рабочим объемом 1166; 1407 и 1588 см3, "Корона-И" получила мотор в 1858 см3, а "Краун" продавали с двигателем V8 рабочим объемом 2599 см3. В 1969 году появился миллионный автомобиль популярной марки "Корона".
В декабре 1970 года выпустили купе "Селика-GT" (Celica) с мотором рабочим объемом 1588 см3 и седан "Карина" (Carina) с двигателями в 1407 и 1588 см3. В 1972 году "Тойота" отметила выпуск 10-миллионного автомобиля (доля "Короллы" составляла 3 млн. штук). Одновременно появился седан среднего класса "Крессида" (Cressida) с 4- и 6-цилиндровыми моторами в 1968 и 2563 см3.
На следующий год на базе "Короллы" выпустили малогабаритные "Старлет" (Starlet) с кузовами седан и купе. "Старлет" стал наследником серии "Паблика". В 1979 году гамма "Тойоты" включала купе "Старлет" (1166 и 1290 см3) и "Селика" (1588 и 1968 см3), седаны "Терсел" (Tercel), "Карина" (1588 и 1968 см3) и "Крессида" (1968 см3). На вершине программы стояла "Краун" класса "люкс" с 6-цилиндровым бензиновым мотором рабочим объемом 2563 см3 или 4-цилиндровым дизелем в 2188 см3.
Чтобы утвердить свои ведущие позиции в Японии и на мировом рынке, а общий объем производства всех автомобилей "Тойота" в 1980-м превысил 3 млн. штук, компания значительно расширила производственную программу, введя в нее несколько новых серий моделей и модернизировав ряд уже ставших популярными семейств: "Терсел", "Корса" (Corsa), "Старлет", "Королла", "Спринтер" (Sprinter), "Карина" и "Краун". В 1982 году появилась новая переднеприводная модель среднего класса "Камри" (Camry), предлагавшаяся с рядными 4-цилиндровыми двигателями и мотором V6 рабочим объемом 2506 см3. В 1984 году "Тойота" стала третьим в мире производителем легковых автомобилей после американских концернов "Дженерал Моторс" (General Motors) и "Форд" (Ford). В том же году появилось компактное спортивное купе "MR2" заднемоторной компоновки. На следующий год была показана новая переднеприводная спортивная серия "Селика" с высокофорсированными моторами рабочим объемом 1,6-2,0 л. В 1988 году "Селика Турбо" была представлена в полноприводном варианте с турбонаддувным мотором в 185 л.с. Вскоре появился универсал повышенной вместимости "Превия" (Previa). К концу 80-х годов вся программа "Тойоты" была модернизирована.
Начало 90-х ознаменовалось выпуском 70-миллионного автомобиля. В 1991 году появились новые поколения переднеприводных семейств "Терсел" и "Камри", а также 4-местное купе "Пасео" (Paseo) с 4-цилиндровым двигателем в 1497 см3, обновленное в 1996 году. В 1992 году последовала коренная модернизация наиболее массовой серии "Королла", которая предлагалась с 2-, 3-, 4- и 5-двер-ными кузовами, а также разными двигателями рабочим объемом от 1332 до 1975 см3. В 1993 году увидело свет новое поколение спортивных купе "Селика", оснащенных двигателями переднего поперечного расположения в 1762-1998 см3. С этого же времени предлагается обновленная унифицированная серия "Карина" и "Корона" с 4- и 5-дверными кузовами, а также 3-дверное купе "Супра" (Supra) с 3-литровым турбо-наддувным мотором мощностью 330 л.с.
В 1996 году обновлена серия "Камри", а также выпущен 5-дверный 6-местный универсал повышенной вместимости (УПВ) "Пикник" (Picnic), который комплектуется двигателем рабочим объемом 1998 см3 мощностью 128 л.с. На базе "Терсел", обновленной в 1995 году, производится новый седан "Солуна" (Soluna). Гамму грузопассажирских минивэнов замыкает 8-местная "Превия", с рядным 4-цилиндровым 2,4-литровым мотором мощностью 132 л.с., расположенным горизонтально в центральной части шасси. В начале 1998 года "Тойота" представила новый автомобиль среднего класса "Авенсис" (Avensis), рассчитанный на европейский рынок (выпускается в Англии).
Большую роль в программе "Тойоты" играют полноприводные грузопассажирские автомобили. Основной является серия "Ленд Крузер", предлагаемая в различных исполнениях с 3- и 5-дверными кузовами на 5-8 человек с двигателями объемом от 2694 до 4477 см3 мощностью до 215 л.с. Серия "Фор-Раннер" (4-Runner), созданная на базе полноприводного пикапа, с 1995 года продается с двигателями в 2694-3378 см3, развивающими 125-185 л.с. С 1994 года выпускается компактный полноприводный прогулочный RAV-4 для отдыха на природе. Он оснащается 3-и 5-дверными кузовами и 2-литровым мотором в 129 или 165 л.с. Сегодня "Тойота" является одной из крупнейших и эффективно работающих автомобильных компаний мира.
Производственная программа выпускаемой продукции охватывает практически все классы и типы автомобилей и насчитывает более 30 семейств моделей - от компактного "Старлет" до представительского автомобиля "Сенчури". В их числе 4 серии моделей спортивного характера, 5 серий УПВ (минивэнов) и 5 серий полноприводных многоцелевых машин. В период с 1997 года до марта 1998 года освоено производство еще девяти моделей (семейств). Это УПВ "Спасио" (Spacio), "Сиена" (Sienna) и "Раум" (Raum), полноприводные многоцелевые "Ленд Крузер" серии "100" и "Харриер" (Harrier), легковые семейства европейских моделей "Королла" и "Авенсис", а также автомобиль представительского класса "Сенчури" с 5-литровым мотором V12. Особо отмечен "Приус" (Prius) - первый в мире серийный легковой автомобиль малого класса с очень сложным силовым агрегатом, включающим электромотор-генератор мощностью 41 л.с., бензиновый мотор в 58 л.с. и универсальную планетарную передачу, связывающую двигатели с ведущими колесами. В качестве накопителя энергии для оперативных целей и ускоренного разгона служит батарея из 40 никельметаллогидридных аккумуляторов. "Приус" отличается очень низкой токсичностью отработавших газов и высокой топливной экономичностью.
Для США и некоторых других рынков, где слово "Тойота" ассоциируется с массовой и дешевой продукцией, производятся автомобили более высокого класса под маркой "Ле-ксус" (Lexus). Причем во многих странах обе марки продаются отдельно. Первая модель "Лексус", которая в 1988 году появилась в США, - комфортабельный седан "LS400" с 4-литровым мотором V8, однотипный с моделью "Цельсиор" (Celsior). В 1997-м появился обновленный "LS400" второго поколения с более мощным двигателем в 294 л.с.
Все модели "Лексус" представляют собой комфортабельные исполнения своих аналогов, более известных под маркой "Тойота". Например, наиболее дешевая "ES300" в программе "Лексус" является вариантом "Камри" с 3-литровым мотором V6 и передними ведущими колесами. Модели "GS300" и "GS400" (новинка 1997 года) с 3- и 4-литровыми двигателями являются аналогами "Тойота Аристо" (Aristo). Купе "SC300" и "SC400" - однотипны "Тойота Соарер" (Soarer).
Полноприводные многоцелевые универсалы моделей "RX300" и "LX470" (новинки 1997 года) незначительно отличаются от моделей "Харриер" и "Ленд Крузер" серии "100". Первый оснащен 3-литровым двигателем V6 мощностью 223 л.с., а второй - 4,7-литровой "восьмеркой" в 234 л.с.
Это спортивное купе было запущено в производство в 1966 году. Модель выделялась подчеркнуто аэродинамическими формами кузова. Дизайн разработали с учетом вкусов европейских покупателей машин такого класса. Автомобиль оборудовали 6-цилиндровым 2-литровым двигателем с верхними распределительными валами, идентичным по конструкции 1,6-литровому мотору от легковой серии "Селика", 5-ступенчатой коробкой передач и спортивными колесами со спицами.
Тойота-2000 GT (1966) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 6-цилиндровый с двумя верхними распределительными валами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 75 х 75 мм |
Рабочий объем: | 1988 см3 |
Коробка передач: | механическая 5-ступенчатая |
Мощность: | 150 л.с. при 6600 об/мин |
Подвеска: | независимая рычажно-пружинная всех колес |
Тормоза: | дисковые всех колес |
Кузов: | 2-местное купе несущего типа |
Максимальная скорость: | 220 км/ч |
Спортивное купе "MR2" представили в 1984 году. Машина имела привычную для европейских покупателей внешность и компоновку с центральным расположением двигателя и приводом на задние колеса. На первых вариантах "MR2" использовался 4-цилиндровый 1,6-литровый мотор от легковой "Короллы" с двумя верхними распределительными валами, развивавший достаточно высокую мощность. Благодаря ему машина обладала хорошими скоростными качествами, с места до 100 км/ч разгонялась за 8 с. Появившееся в 1989 году второе поколение получило не только более просторный кузов со скругленными формами, напоминавший "Феррари" (Ferrari), но и новый двигатель рабочим объемом 2164 см3 мощностью 132 л.с. В 1990 году выпустили вариант с 2-литровым мотором, оснащенным турбонагнетателем, мощностью 225 л.с.
В 1997 году "Тойота MR2" предлагается с 4-цилиндровым мотором объемом 1998 см3, мощность которого с турбонагнетателем повышена до 245 л.с. Автомобиль оснащается обычной механической или автоматической коробкой передач и развивает максимальную скорость 240 км/ч.
Тойота MR2 (1985) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый 16-клапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 81х77 мм |
Рабочий объем: | 1587 см3 |
Коробка передач: | механическая 5-ступенчатая |
Мощность: | 122 л.с. |
Подвеска: | независимая, передняя типа "Макферсон", задняя рычажно-пружинная |
Тормоза: | дисковые всех колес |
Кузов: | несущее 2-местное купе |
Максимальная скорость: | 195 км/ч |
Первая"Королла" родилась в 1966 году. Скромный автомобиль классической компоновки имел двухдверный кузов, рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 1077см3. С технической точки зрения конструкция "Короллы" не представляла особого интереса, однако низкая цена и хорошее качество быстро повлияли на рост ее популярности. Уже к концу 1966 года ежемесячно выпускалось до 30 тысяч машин, что для того времени было невероятно высоким показателем. В конце 60-х годов семейство "Короллы" пополнилось 4-дверными седанами и купе с моторами рабочим объемом до 1588 см3. Со временем двигатели совершенствовались, их объем возрос до 1840 см3. С 1972 года "Королла" предлагалась с механической 5-ступенчатой коробкой передач. С 1983 года модель выпускается с передними ведущими колесами. В 80-е годы она предлагалась с разными бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объемом 1,3-1,8 л мощностью до 165 л.с. В 1983 году завод покинула уже 10-миллионная "Королла", заслужив титул одной из самых продаваемых моделей мира. В середине 1997 года общее количество автомобилей "Королла", выпущенных с 1966 года в 14 странах мира, превысило 23 млн. экземпляров.
В 1991-м началось производство 7 поколения модели "Королла". Предлагались машины с 5 вариантами кузовов (купе, 3- и 5-дверный хэтчбек, седан и 5-дверный универсал), которые оснащались бензиновыми и дизельным моторами рабочим объемом 1,3-2,0 л мощностью 72-170 л.с.
В настоящее время обширное семейство этих машин выпускается в двух параллельных j сериях: "Королла" и более простая "Королла II". Последняя появилась в 1982-м и имела чуть меньшие размеры. Восьмое поколение "короля" производится с 1995 года, а , пятое поколение "Короллы II" - с 1994 года. Типаж моделей восьмого поколения мало чем отличается от седьмого. В свою очередь, семейство "Королла II" с уменьшенной на 85 мм колесной базой имеет три варианта кузовов (купе, 3-дверный хэтчбек и 4-дверный седан) и оборудуется бензиновым и дизельным моторами рабочим объемом 1,3-1,5 л j мощностью 67-94 л.с.
В мае 1997 года специально для Европы производится еще одно семейство "королл" с 3-, 4- и 5-дверными кузовами (хэтчбеки, седан и универсал) с двигателями в 1,3-2,0 л мощностью 72-110 л.с. Модели "Компакт G-6" (Compact) с кузовами 3-дверный хэтчбек комплектуются 6-ступенчаты-ми механическими коробками передач.
Тойота Королла 1.6 (1993) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый 16-клапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 81х77 мм |
Рабочий объем: | 1587 см3 |
Мощность: | 114 л.с. при 6000 об/мин |
Коробка передач: | механическая 5-ступенчатая или 4-ступенчатая автоматическая |
Подвеска: | независимая рычажно-пружинная всех колес |
Тормоза: | дисковые всех колес |
Кузов: | 3-дверный хэтчбэк несущего типа |
Максимальная скорость: | 195 км/ч |
Тойота Королла Компакт 1.3 G-6 (1998) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый 16-клапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 74,0 х 77,4 мм |
Рабочий объем: | 1332 см3 |
Мощность: | 86 л.с. при 5400 об/мин |
Коробка передач: | механическая 6-ступенчатая |
Подвеска: | независимая рычажно-пружинная всех колес |
Тормоза: | дисковые всех колес |
Кузов: | 3-дверный хэтчбек несущего типа |
Максимальная скорость: | 175 км/ч |
Модель "GS-300" появилась в 1993 году, спустя два года после премьеры своего аналога "Тойота Аристо". Обе машины имеют классическую компоновку, рядный 6-цилиндровый 3-литровый мотор, просторный кузов седан разработки известного итальянского дизайнера Д. Джуджаро (Giugiaro).
В 1997-м на Франкфуртском автосалоне состоялась мировая премьера обновленной модели "GS-300". Внешне она отличается от предшественника четырьмя овальными фарами вместо блоков фар. Автомобиль рекламируется, как комфортабельный седан спортивного типа.
Увеличена мощность двигателя, который теперь оснащен системой регулирования фаз газораспределения. Автомобиль оборудуется 5-ступенчатой автоматической коробкой передач, сложной системой контроля "стабильности движения при поворотах", бортовым компьютером, совмещенным с навигационной системой, автоматической системой кондиционирования воздуха в салоне и другим оснащением, повышающем комфортабельность движения. Применена новая многорычажная подвеска задних колес. Динамические качества автомобиля достаточно высоки, а время разгона с места до 100 км/ч составляет 8,2 с.
Лексус GS-300 (1997) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 6-цилиндровый 24-клапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 86,0 х 86,0 мм |
Рабочий объем: | 2997 см3 |
Мощность: | 228 л.с. при 5800 об/мин |
Коробка передач: | автоматическая 5-ступенчатая |
Подвеска: | независимая рычажно-пружинная всех колес |
Тормоза: | дисковые всех колес |
Кузов: | несущий 5-местный седан |
Максимальная скорость: | 230 км/ч |
3W.SU ©® 2015