В 1880 году братья Хендрик (Hendrik) и Якоб Спейкеры (Jacobus Spijker) основали фирму по производству конных экипажей. С 1895 года они продавали в Голландии автомобили "Бенц" (Benz). В 1900 году братья представили свой первый автомобиль "Спейкер" (Spijker) с 2-цилиндровым двигателем переднего расположения мощностью 5 л.с., 2-ступенчатой коробкой передач и карданной передачей на ведущие колеса, Чтобы привлечь зарубежных покупателей название фирмы изменили на Spyker ("Спикер" - по-голландски, "Спайкер" - по-английски). Впрочем, сбыт остался очень низким, хотя многие модели "Спикер" получили известность благодаря оригинальным техническим решениям.
В начале века фирма выпускала автомобили с 2- и 4-цилиндровыми моторами с одиночно отлитыми цилиндрами рабочим объемом 1885 и 3770 см3. В конце 1903 года появился "Спикер" с двигателем, у которого охлаждающая вода циркулировала по спиральным трубкам вокруг цилиндров и камер сгорания.
В 1903 году по проекту бельгийского инженера Жозефа Лявиолетта (Joseph Laviolette) "Спикер" построила необычную машину типа "50НР". Это был первый в мире гоночный автомобиль с приводом на все колеса. Кроме этого, все колеса оснащались барабанными тормозами. Еще один тормоз распо лагался на выходном валу коробки передач. На автомобиле стояла обычная 3-ступен-чатая коробка передач и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Однако конструкция оказалась ненадежной, и гонщики не смогли воспользоваться всеми достоинствами полноприводной схемы. Производство модели ограничилось несколькими экземплярами, да и то с 4-цилиндровым двигателем, не позволявшим машине реализовать все свои возможности.
В то же время "Спикер" выпустила еще две новые модели: "16НР" с 2-цилиндровым и "24НР" с 4-цилиндровым двигателем, которые не привлекли внимания покупателей, хотя отличались малошумной работой моторов. В 1904 году фирма представила машину, нижняя часть и кузов которой были выполнены таким образом, что пыль, поднимавшаяся при движении, не проникала в салон и моторный отсек. Автомобиль известен под названием "Дастлесс" (Dustless), буквально "Беспыльный". В том же году "Спикер" продемонстрировала еще одну новинку - "электрический" карбюратор. Водитель мог при движении под гору прекратить подачу бензина в поплавковую камеру карбюратора с помощью иглы, управляемой электромагнитом, что позволяло сократить расход топлива.
С 1905 года отличительной чертой всех "спикеров" стал овальный радиатор.
Братья Спейкер, планируя выпуск своих машин, всегда ориентировались на зарубежные рынки. В период с 1904 по 1906 год они добились большого успеха, продав в Англию большие партии автомобилей с 2- и 4-цилиндровыми двигателями. В 1906 году производственная программа фирмы включала 4 модели: "12/16НР", "15/24 HP", "20/30HP" и "30/40НР" с моторами рабочим объемом 2,5; 2,8; 4,6 и 8,0 л соответственно.
В 1907 году Хендрик Спейкер погиб в Северном море, когда затонул пароход "Берлин". Якобу пришлось взять на себя все бухгалтерские дела, которые вел старший брат. Семейная трагедия повлияла на дела фирмы. Якоб выставил серийный автомобиль "12/16НР" в сложнейшем пробеге Пекин-Париж. Это привело к огромным расходам, не принеся "Спикер" ни славы, ни дивидендов. По решению собрания акционеров Якоб Спейкер был отстранен от руководства, а в апреле 1908 года фирма объявила о своем банкротстве. Однако через несколько месяцев компания возродилась. "Спикер" вновь начала сборку автомобилей.
Модели 1908 года почти не отличались от предшествующих автомобилей. Единственной новинкой стал спортивный "40/80НР" с двигателем рабочим объемом 10603 см3, изготовленный лишь в нескольких экземплярах. В конце 1909 года Лявиолетт в очередной раз проявил изобретательность: он предложил двигатель с поперечно расположенными распределительными валами, которые приводились червячными передачами, способствующими бесшумной работе. На построенном 4-цилиндровом образце два распределительных вала располагались между двумя парами цилиндров и приводили сразу 4 клапана. Такой механизм установили на 4,8- и 7,3-литровых двигателях моделей "25НР" и "40НР". Одновременно "Спикер" предлажила модель "12НР", имевшую необычное расположение барабана трансмиссионного тормоза (между сцеплением и коробкой передач). Однако когда в коробке включалась нейтральная передача, тормоз оказывался бесполезным.
После войны фирма возобновила производство модели "25/ЗОНР", оборудованной 4-цилиндровым 3,6-литровым двигателем с боковыми клапанами. На ней ставили в основном кузова спортивного типа, напоминавшие фюзеляж самолета, почему вся серия и получила название "Аэрокок" (Aerocoque). Спустя некоторое время ее заменил представительский автомобиль модели "С-4" с двигателем рабочим объемом 5742 см3 немецкой фирмы "Майбах" (Maybach). После войны сбыт автомобилей катастрофически упал - за 6 лет продали всего 450 машин. Стремясь выйти из тяжелой ситуации, "Спикер" пыталась закрепиться в секторе малых автомобилей, выпустив по лицензии французский "Матис" (Mathis) с 1,2-литровым мотором. Одновременно собирали грузовые автомобили, комплектующие для которых поставлялись из США. Однако в 1925 году "Спикер" прекратила свою деятельность.
"Спикер-50НР" - уникальный для своего времени полноприводный гоночный автомобиль. Его концепцию предложил Якоб Спейкер, а реализовал Жозеф Лявиолетт. Видимо, уже в первые годы XX века они понимали, что привод на все колеса увеличивает тяговую силу на дороге с любым качеством покрытия и повышает скорость прохождения поворотов. Для тех лет подобное решение было по-настоящему революционным.
Работа над машиной "50НР" началась в 1902 году, а через год ее решили выставить на гонку Париж-Мадрид. Однако доводка конструкции полноприводного шасси оказалась нелегким делом, и испытания машины нередко заканчивались серьезными поломками. Поэтому "Спикер-50НР" дебютировал не в гонке, а всего лишь на Парижском салоне осенью 1903 года.
"Спикер-50НР" стал первым в мире скоростным полноприводным автомобилем. В дополнение к обычной 3-ступенчатой коробке передач его трансмиссия оснащалась 2-ступенчатой раздаточной коробкой, что обеспечивало 6 передач вперед и 2 назад. Постоянные дефекты стали причиной того, что запланированное серийное производство модели "50НР" с 6-цилиндровым двигателем так никогда и не было осуществлено. Изготовили лишь несколько экземпляров автомобиля с более слабым 4-ци-линдровым мотором. Когда в 1925 году оборудование фирмы "Спикер" продали с аукциона, в одном из складских помещений обнаружили опытный экземпляр модели "50НР", построенный в 1903 году. Он попал в руки последнего директора фирмы, который решил его восстановить. Однако сохранившийся до наших дней образец во многом отличается от первоначальной конструкции.
Спикер-50НР (1903) | |
---|---|
Двигатель: | 6-цилиндровый |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 120 х 128 мм |
Рабочий объем: | 8686 см3 |
Мощность: | 50 л.с. |
Коробка передач: | механическая 3-ступенчатая в блоке с 2-ступенчатой раздаточной коробкой |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес и на трансмиссии |
Кузов: | 2-местный открытый |
Максимальная скорость: | 75 км/ч |
На рентген-схеме хорошо видна массивная рама со стальными лонжеронами. Кузов из панелей из алюминиевого сплава снабжен прочным каркасом из ясеня. Относительно небольшая масса автомобиля позволяет обеспечить хорошие динамические качества. "Жесткость передних и задних гидравлических амортизаторов автомобиля регулируется с места водителя и представляет отличную комбинацию с удлиненными продольными рессорами, обеспечивающую высокий комфорт и плавность движения," -писал английский журнал "Мотор" после проведенных испытаний. Что касается поведения автомобиля на виражах, то и здесь он заслужил самую высокую оценку.
Двигатель | |
---|---|
Расположение: | переднее продольное |
Конструкция: | рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный водяного охлаждения |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 82x110 мм |
Рабочий объем: | 3485 см3 |
Степень сжатия: | 7,0 |
Система газораспределения: | два клапана на цилиндр, приводимых от бокового распределительного вала штангами, толкателями и коромыслами |
Система питания: | два карбюратора SU |
Система зажигания: | механическая с катушкой зажигания и распределителем системы "Лукас" (Lucas) |
Максимальная скорость: | 125 л.с. при 4250 об/мин | Трансмиссия |
Сцепление: | однодисковое сухое диаметром 244 мм |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая, передаточные числа: 3,59; 2,11; 1,37; 1,0 |
Главная передача: | коническая, передаточное число - 3,78 | Подвеска |
Передняя: | неразрезная ось на полуэллиптических рессорах с креплением на раме при помощи втулок с подшипниками скольжения и регулируемыми амортизаторами, дополнительно установлены фрикционные амортизаторы |
Задняя: | цельная балка моста на полуэллиптических рессорах с регулируемыми гидравлическими амортизаторами |
Рулевое управление: | винт и гайка |
Тормоза: | барабанные на передних и задних колесах системы "Гирлинг" (Girling) | Колеса и шины |
Колеса: | со спицами и центральной крепежной гайкой, диаметр обода 457 мм |
Шины: | "Данлоп Спорте" (Dunlop Sports) размером 5,25 х 18 | Кузов и рама |
Кузов: | открытый 2-дверный 2-местный спортивный на деревянном каркасе |
Рама: | лонжеронная | Размеры и масса |
Длина: | 3672 мм |
Ширина: | 1575 мм |
База: | 2642 мм |
Колея: | 1372/1372 мм |
Масса: | 1168 кг |
Максимальная скорость: | 165 км/ч |
Разгон с места до 100 км/ч: | 11 с |
Средний расход топлива: | 14-15 л/100 км |
Во время первой мировой войны фирма "Спикер" занималась строительством самолетов, поэтому неудивительно, что представительский автомобиль типа "С-4" создал авиационный инженер Фритс Коолховен (Frits Koolhoven). Руководство фирмы поставило перед ним задачу воплотить в металл лозунг: "Гарантия на всю жизнь". "Спикер" успела построить только 150 экземпляров "С-4". В результате жесткой конкуренции она отказалась от дальнейшей борьбы за существование.
Спикер С-4 (1921) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 6-цилиндровый с боковыми клапанами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 95 х 135 мм |
Рабочий объем: | 5742 см3 |
Мощность: | 70 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | открытый 5-местный |
Максимальная скорость: | 120 км/ч |
3W.SU ©® 2015