В настоящее время Tayota является крупнейшим в мире изготовителем автомобилей. Их выпуск она начала в 1936 г., хотя в действительности была основана лишь в 1937 г. Первой моделью стал прототип «АА» с 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 3389 см3, за образец для которого был взят автомобиль Chrysler Airflow («Крайслер Эйрфлоу»). Первые годы ее истории не было и намека на блестящее будущее, поскольку в ее программе преобладала военная продукция, а после войны восстановление экономики Японии задерживалось. В 1950 г. была предпринята попытка начать сотрудничество с Ford («Форд»), чтобы сократить технологическое отставание, но из этого ничего не получилось. Тогда же Toyota открыла свои экспортные подразделения в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и на Карибских островах. Первым признаком, что компания должна занять видное место в мировом автомобилестроении стал тот факт, что в 1956 г. два журналиста преодолели на автомобиле Toyota Crown («Тойота Краун») путь в 48 тыс. км между Лондоном и Токио за 8 месяцев.
Через два года модель Crown Deluxe («Краун Делюкс») стала первым японским автомобилем, принявшим участие в международном соревновании -«Ралли вокруг Австралии». В этом марафоне протяженностью 16 тыс. км она заняла третье место среди иностранных машин. Так была заложена основа массового экспорта. Начавшийся в конце 50-х гг. ввоз автомобилей Toyota в США был прекращен уже в 1960 г., поскольку японские изделия не соответствовали американским требованиям. Усвоив этот бесценный опыт, компания вернулась на этот рынок в 1965 г. с намного более подходящими моделями, и с тех пор США стали для нее самым крупным потребителем. В 1962 г. был изготовлен миллионный автомобиль Toyota и появилась заднеприводная модель Corolla («Королла»), миллионный экземпляр которой появился уже в 1969 г.
Первый зарубежный филиал Toyota, исследовательский центр в Ньюпорт Бич, открылся в 1973 г., а в мае 1986 г. компания начала производство на своем первом американском заводе в Джорджтауне, шт. Кентукки. В 1965 г. начался экспорт в Великобританию, а в 1970-71 гг. - в Германию, Италию и Францию. К этому времени Toyota уже создала свой первый спортивный автомобиль Sports 800, показанном на Токийском автосалоне 1964 г. Эта машина имела 2-цилиндровый двигатель рабочим объемом 790 см3 мощностью 45 л.с. Затем в 1967 г. появилась модель «2000GT» с 6-цилиндровым двигателем с двумя распредвалами (2 л, 150 л.с.). Это был первый японский суперавтомобиль, но хоть на нем в США и выступал Кэролл Шэлби (Carroll Shelby), продажи его были невелики.
После «2000GT» компания сосредоточилась на практичных семейных автомобилях, хотя в конце 70-х гг. такие модели как Celica («Селика») подтвердили возможности компании в спорте. По управляемости машины не уступали европейским конкурентам. Это не остановило неумолимый рост Toyota, которая представила удачные поколения модели Corolla, ставшей очень популярной в мире.
Проект «2000GT» был начат в 1963 г. группой специалистов под руководством главного инженера Дзиро Кавано (Jiro Kawano). Toyota решила доказать, что способна создать спортивный автомобиль.
На нем был использован первый 6-цилиндровый двигатель Toyota с двумя распредвалами на основе мотора седана Crown с новой двухвальной головкой блока, которую изготовила компания Yamaha («Ямаха»). Этот 2-литровый двигатель развивал мощность 150 л.с. Он был установлен на хребтовую раму, что говорило о пристальном изучении инженерами Toyota английской модели Lotus Elan («Лотус Элан»).
Подвеска всех колес - независимая на двойных рычагах, тормозные механизмы - дисковые. При впечатляющих характеристиках дизайн машины подвергся критике. Кузов отличался вычурностью, которая была характерна для восточных автомобилей начала 60-х гг., хотя в элегантности ему не откажешь. Машина обладала управляемостью, достойной ее показателей: максимальная скорость - 206 км/ч, разгон с места - до 96 км/ч за 10 с, до 161 км/ч - за 24 с.
Задача улучшения «2000GT» была поручена Кэроллу Шэлби, создателю AC Cobra («Эй-Си Кобра») и Mustang GT350 и «GT500» («Мустанг»). Он установил амортизаторы Koni («Кони») и более жесткие пружины. Автомобиль «2000GT» занял второе место вслед за Porsche 911 («Порше») в чемпионате Клуба спортивных автомобилей США. Снимался «2000GT» и в одном из фильмов про Джеймса Бонда. Но все это так и не смогло привлечь покупателей. Продать удалось только 337 машин.
Характеристика (1967 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р6, два распредвала |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 75x75 мм |
Рабочий объем: | 1988 см3 |
Максимальная мощность: | 150 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая |
Шасси: | на стальной раме |
Подвеска: | независимая на винтовых пружинах |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 2-местное купе |
Максимальная скорость: | 206 км/ч |
До появления этого автомобиля на рынке предлагали лишь две серийные спортивные машины с приемлемой для многих ценой, с двигателем в пределах колесной базы - FIAT Х1/2 («ФИАТ») и Pontiac Fiero («Понтиак Фиеро»). Как и на этих моделях, на «MR2» использовался силовой блок переднеприводного автомобиля, размещенный за двухместным салоном и приводивший во вращение задние колеса. Преимущества японского варианта заключались в качестве двигателя, уровне дизайна и конструкции, на порядок превышавших подобные показатели небольшого и дешевого FIAT и маломощного Pontiac.
Первой ласточкой, указавшей на готовность Toyota представить машину такой компоновки, стала выставочная модель «SV-3», показанная на Токийском автосалоне 1983 г. Реакция на нее была положительной, и компания быстро подготовила серийный вариант «MR2». При разработке этой модели для группы конструкторов во главе с Сейичи Ямаучи (Seiichi Yamauchi) приобрели образцы всех представленных на рынке автомобилей такой компоновки, включая Ferrari 308GTBi. Полученные уроки были хорошо усвоены.
Компактный 4-цилиндровый двигатель с впрыском топлива, двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр при рабочем объеме 1587 см3 развивал мощность 122 л.с. при 6600 об/мин и максимальный крутящий момент 142 Н*м. Перед его создателями была поставлена задача, чтобы мотор набирал максимальную частоту вращения 7500 об/мин при разгоне с холостого хода (800 об/мин) не более чем за одну секунду. Цель была достигнута. Такой двигатель в сочетании с собственной массой машины всего 1044 кг обеспечивал ей в европейском исполнении максимальную скорость 193 км/ч и разгон с места до 96 км/ч за 8 с. Причиной, по которой была выбрана компоновка с двигателем в пределах базы, оказалось стремление обеспечить автомобилю прекрасную управляемость, чем он и выделялся. Другая задача состояла в обеспечении наилучших условий для водителя. Многие автомобилисты считали Toyota MR2 лучше, чем она была на самом деле. Примером тому, результаты сравнительных испытаний этого автомобиля и переднеприводного хэтчбека Corolla GTi с двигателем того же объема. По их окончании испытатели заявили, что «MR2» намного лучше. Результаты этого не подтвердили... Тем не менее, Toyota MR2 мгновенно стала классическим автомобилем.
К 1990 г. компания подготовила второе поколение автомобиля, поскольку его кузов с острыми гранями уже вышел из моды. Новая машина приобрела маловыразительные скругленные формы и стала похожа на большинство современных ей моделей. Компоновка сохранилась, но размеры были увеличены: габаритная длина возросла на 25 см, колесная база - на 8 см, а колея - почти на 3 см. Увеличилась на 90 кг и собственная масса автомобиля.
Компенсировал это 2-литровый двигатель мощностью 158 л.с. при 6000 об/мин при максимальном крутящем моменте 190 Н*м при 4400 об/мин. Максимальная скорость - около 225 км/ч, разгон с места до 96 км/ч занимал 7,2 с. С двигателем с турбонаддувом мощностью 225 л.с. при 6000 об/мин максимальная скорость достигала 241 км/ч.
Характеристика (1984 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р4, два распредвала |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 81x77 мм |
Рабочий объем: | 1587 см3 |
Максимальная мощность: | 122 л.с. |
Коробка передач: | 5-ступенчатая механическая |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая на стойках МакФерсона |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 2-местное спортивное купе |
Максимальная скорость: | 193 км/ч |
Модель с названием Celica присутствовала в производственной программе Toyota с начала 70-х гг. Была она заднеприводной с передним расположением двигателя. Затем выпускали серию автомобилей Celica с измененным кузовом, но по-прежнему заднеприводных. Лишь в середине 80-х гг. Toyota превратила эту модель в переднеприводную с поперечным расположением мотора.
Автомобиль Celica GT нового поколения дебютировал в 1985 г. На следующий год увидела свет одна из лучших из ряда Celica модель «GT-4» с приводом на все колеса и с турбонагнетателем, повысившим мощность двигателя до 182 л.с. Дорожную версию машины критиковали за излишнюю собственную массу. Но раллийные варианты были вполне конкурентоспособными.
Их двигатели развивали мощность 285 л.с. при 6800 об/мин. Автомобили «GT-4» использовала на чемпионате мира по ралли 1988 г. команда Toyota Team Europe во главе с Ове Андерссоном (Ove Andersson). Чемпионом она стала на следующий год. Победы следовали одна за одной. Испанский гонщик Карлос Сайнс (Carlos Sainz), выступая за эту команду, стал чемпионом мира по ралли в 1990 г. Всего в том году Сайнс участвовал в 11 ралли, в 4 из них победил и ни разу не занимал места ниже четвертого. Автомобиль, на котором он выступал, имел сложное устройство с 6-ступенчатой коробкой передач и 3 дифференциала с вязкостными муфтами спереди и сзади. В 1990 г. они себя оправдали. В 1991 г. Сайнса преследовали технические неисправности и аварии. Чемпионский титул он уступил финну Юхе Канккунену (Juha Kankkunen).
Автомобиль «GT-4» был быстроходным, надежным, легко управляемым и элегантным. Последнее качество он во многом утратил с появлением в 1990 г. машин следующего поколения. В моду стремительно входили округлые формы, и фирма Toyota потратила немало сил и средств, пытаясь во время дебюта новой машины убедить прессу, что источником вдохновения при создании кузова послужило женское тело! Но новая модель технически мало отличалась от прежней. Тот же полный привод и двигатель с турбонаддувом. Карлос Сайнс вернул себе на такой машине титул чемпиона мира по ралли в 1992 г., обойдя Юху Канккунена, выступавшего на Lancia («Лянча»). Дорожные версии модели «GT-4» были, разумеется, не такими мощными, но развивали максимальную скорость до 217 км/ч и разгонялись с места до 96 км/ч за 8,2 с.
Характеристики (1986 г.) | |
---|---|
Двигатель: | Р4, два распредвала |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 86x86 мм |
Рабочий объем: | 1998 см3 |
Максимальная мощность: | 182 л.с. |
Трансмиссия: | 5-ступенчатая механическая коробка передач, привод на все колеса |
Шасси: | на несущем кузове |
Подвеска: | независимая на стойках Макферсона |
Тормоза: | дисковые |
Кузов: | 3-дверный 4-местный хэтчбек |
Максимальная скорость: | 217 км/ч |
3W.SU ©® 2015